Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2013

Кооперативные институты в контексте теорий социального капитала

Юрманова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и общеэкономических дисциплин, Донецкий институт железнодорожного транспорта, Украина, Россия

Cooperative Institutes in the Context of Theories of Social Capital - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 59

Аннотация:
Рассмотрены возможности применения инструментария теорий социального капитала к анализу кооперативных институтов и организаций в современной рыночной системе. Четкая направленность экономической деятельности кооперативов позволяет использовать социальный капитал в качестве такой формы социального взаимодействия, которая способна обеспечить кооперативным организациям достижение не только экономического (рыночного), но и социального эффекта.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Юрманова Е.А. Кооперативные институты в контексте теорий социального капитала // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 2. – С. 3-8.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Наблюдаемые экономические преобразования постиндустриального характера, смещение хозяйственной деятельности в нематериальную сферу, а также использование институционального инструментария в современном экономическим анализе вызвали трансформацию сугубо экономического понятия «капитал»: он стал рассматриваться не только в вещественной, но и невещественной форме (знания, навыки, связи и отношения субъектов). Речь идет о категории «социальный капитал», вошедшей в научный оборот во второй половине 80-х гг. XX в. При этом признается факт отсутствия единого общепризнанного научного определения термина «социальный капитал», в изучении которого в настоящее время активно реализуется междисциплинарный подход [3]. Нельзя не согласиться с мнением известного российского политэконома А.В. Бузгалина, что данное понятие стало поистине безграничным [1], что подтверждается и определением, данным ему специалистами Всемирного банка: это нормы, институты и отношения, которые формируют, качественно и количественно, социальное взаимодействие в обществе [6].

Ценности рождают потенциал

Теоретический и прикладной аспекты концепций социального капитала реализуются отечественными экономистами в основном применительно к корпоративным связям и связям, устанавливающимся на рынке, т.е. когда рассматриваются социальный капитал корпорации (компании) как экономической организации и взаимодействие субъектов рыночных отношений. Однако социально-экономическая сущность данной категории позволяет, по нашему мнению, использовать ее для анализа социально-экономических взаимодействий, складывающихся внутри кооперативных организаций, а также и между кооперативными обществами, между кооперативами и местными общинами, в среде которых они функционируют, что дает возможность раскрыть социально-экономический потенциал кооперативной деятельности.

Примеры использования методологии концепций социального капитала для дальнейшего развития кооперативной теории мы находим лишь в пока что немногочисленных публикациях зарубежных исследователей о деятельности кооперативов [4,5], мало известных отечественным специалистам, что актуализирует проблематику данной работы.

Кооперативы являются не только экономическими, но и социальными организациями, отличающимися сильным коллективистским (кооперативным) духом и ориентированными не только на кооперативные принципы, но и на кооперативные ценности. Такая двойственная природа кооперативов порождает определенные трудности как в оценке результатов их экономической и социальной деятельности, так и в правовом регулировании такой деятельности. Принципиальное отличие кооперативов от других хозяйственных организаций заключается в том, что их экономическая деятельность подчинена этическим ценностям (выступают как кооперативные ценности), которые наряду с экономическими и юридическими законами регулируют совместную деятельность кооператоров, руководствующихся своими внутренними убеждениями и силой коллективного мнения.

Во многих сельских общинах – социально-экономической базе современных кооперативных форм – и отчасти локальных городских общинах достаточно сильны личностные, доверительные отношения, способные снизить издержки конфликтов интересов и оппортунистического поведения. Поэтому определенную ценность для теории кооперации могут представлять концепции социального капитала, включающие в себя не только экономические, но и социологические, этические, философские компоненты и дающие тем самым возможность подойти к изучению социально-экономических явлений с использованием новых методологических принципов для понимания социальной реальности.

Управление на базе доверия

Исследуя социальный капитал кооперативов, мы при отсутствии единства подходов к пониманию сущности данной категории исходим из того, что социальный капитал выступает, прежде всего, как отношенческие связи, совместно разделяемые знания, доверие к социальным институтам и нормам;социокультурные нормы, правила и ценности; потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, структурно содержащиеся в сетях, ассоциациях, кооперативах и других устойчивых межсубъектных отношениях. Важность социального капитала как в государстве всеобщего благосостояния, переживающем процесс реформирования, так и в посттрансформационных экономических системах объясняется возрастающим значением частных коллективных действий и самостоятельных экономических решений в управлении производством. Складываются тесные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность между социальным капиталом и такой формой хозяйствования, как кооперативы.

Для раскрытия сущности и особенностей этих связей, оттолкнемся от ряда устойчиво повторяющихся в различных концепциях социального капитала элементов, которые одновременно образуют его структурную форму и содержание, а также рассматриваются в качестве индикаторов измерения его объемов (согласно рекомендациям Всемирного банка): социальные сети (социальные структуры), социальное доверие, сотрудничество, информированность (коммуникации, доступность информации), социальное единство и включенность, полномочия (возможность индивидов контролировать учреждения и процессы, непосредственно затрагивающие их благосостояние, влиять на местные и общегосударственные процессы и решения). Перечисленные элементы социального капитала в значительной степени корреспондируются с кооперативными принципами, которые лежат в основе организации и управления кооперативной деятельностью, независимо от форм и видов кооперативов, в рамках которых она осуществляется (добровольное и открытое членство; демократический контроль со стороны членов кооператива;участие членов в экономике кооператива; автономия, независимость;образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота о местной общине) [2].

При этом мы исходим из признания за большей частью кооперативов в современной рыночной экономике статуса деловой организации (businessorganization) c определенными социально-экономическими целями. Можно говорить о взаимопроникновении и взаимодополнении сущностей принципов кооперативной деятельности и социального капитала. Кооперативные принципы в таком взаимодействии выступают инструментами управления, обеспечивающими развитие и упрочение социального капитала кооперативов, во-первых, как организационного ресурса, содействуя этому в качестве организационных принципов деятельности кооперативных обществ; во-вторых, поддерживая социальный капитал как организационный принцип, способствуют его продвижению как одного из ресурсов.

В принципе, любая деловая организация (фирма, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.) обладает социальным капиталом и может использовать его без формального признания его существования. Однако в вопросах объема располагаемого социального капитала и степени его влияния на принимаемые решения (при реализации таких качественных аспектов межагентских отношений, как способность достигать внутреннего консенсуса; уровень доверия между членами; характер агентских отношений между членами, членами и нанятым персоналом) именно кооперативы, прежде всего производственные, сельскохозяйственные, сервисные (снабженческо-сбытовые), жилищные, социальные демонстрируют высокую степень зависимости от количественного и качественного состояния социального капитала внутри кооперативных обществ. Это подкрепляется характерными для кооперативов побуждениями взаимной выгоды и ожиданиями позитивных экономических и социальных эффектов от коллективных действий среди членов.

Высокая зависимость кооперативов от социального капитала объясняется наличием значительных трансакционных издержек, возникающих из-за несовершенства управления, основанного на коллективном принятии решений, и не отвечающей рыночным условиям структуры стимулов к производительному труду и эффективному управлению. Результативность кооперативной деятельности снижают противоречия, возникающие между членами-агентами и членами, избранными в качестве руководителей. Очевидно, само создание кооперативов и их дальнейшая успешная экономическая и социальная деятельность во многом будут зависеть от достижения согласованности действий и решений членов кооперативных обществ, степени взаимного доверия и информированности, приверженности основным ценностям, принципам, правилам и нормам, которые положены в основу социального взаимодействия, выступающего базисным элементом социального капитала кооперативов.

Таким образом, можно дать определение социального капитала кооперативов как совокупности материальных и/или нематериальных элементов, сформировавшихся в процессе становления и развития социального взаимодействия участников кооперативных организаций, вступающих в кооперативные отношения для достижения поставленных социально-экономических целей.

 

Выводы

Присутствие кооперативов в структуре современной рыночной экономики, их активная социальная и хозяйственная деятельность и потенциал их социального капитала, а также возрастающая сложность внутриорганизационных (агентских) отношений свидетельствуют о том, что экономическая деятельность все больше перемещается от форм экономических организаций, основанных на ценовых отношения и отношениях власти и ориентирующихся на экономический капитал, к структурам, основанным на социальном капитале.

Современные кооперативы даже в условиях экономической рационализации их деятельности представляют особую форму организации, функционирующую на основе социального капитала, который является важнейшим ресурсом для организационных структур, управляемых на основе кооперативных принципов. Роль же государства должна состоять в создании целостной системы инвестирования в социальный капитал кооперативов, что позволит обеспечить условия, при которых кооператоры смогут самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бузгалин А.В. «Социальный капитал» как превратная форма генезиса посткапиталистических отношений [Текст] // Альтернативы, 2010, № 4.
2. Декларация о кооперативной идентичности [Текст] / Содействие развитию кооперативов. Международная конференция труда, 89-я сессия 2001 года. – Женева, 2000.
3. Adler P. Social capital: prospects for a new concept / P. Adler, S.-W. Kwon // Academy of Management Review, 2002. – Vol. 27 (1).
4. Fatemeh Aref. A Theoretical Study of Social Capital in Agricultural Cooperatives // Journal of American Science, 2011, № 7 (12).
5. Lang R. Housing Cooperatives and Social Capital: The Case of Vienna. – Vienna: Institute for the Environment and Regional Development, 2011. – 50 р.
6. Social Capital [Электронный ресурс] // http://go.worldbank.org/C0QTRW4QF0.