Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2012

Образовательная сеть как квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций - современный инструмент реформирования образования

Мызрова Ксения Алексеевна, ассистентка, аспирантка кафедры управления, Ульяновский государственный университет, Россия

Иванова Татьяна Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления, Ульяновский государственный университет, Россия

Education network as a quasi-integration form of interaction between higher education institutions and organizations – a contemporary tool of education reform - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 54

Аннотация:
Рассмотрена квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций как один из современных инструментов реформирования образования. Авторами уточнено понятие квазиинтеграционной формы взаимодействия применительно к сфере высшего профессионального образования.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мызрова К.А., Иванова Т.Ю. Образовательная сеть как квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций - современный инструмент реформирования образования // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 48-52.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях перехода России от традиционного общества к постиндустриальному и информационному происходит становление нового типа цивилизации, главной чертой которого являются знания и информация. Здесь важны технологическая оснащенность учебного процесса, повышение квалификации преподавателей, рост учебной и профессиональной мобильности студентов и преподавателей. Очевидно, что в старых организационных формах осуществления образовательной деятельности невозможно добиться инновационности: вузам не под силу в одиночку проводить крупномасштабные исследования, что является неотъемлемой частью современного образовательного процесса [1]. Необходим поиск новых, более эффективных форм взаимодействия организаций в нестабильных условиях для устойчивого развития высшего профессионального образования. Особенно актуальным этот вопрос является для региональных вузов.

Барьеры и пути их преодоления

В последние годы в результате проведения реформ образования и экономического, демографического кризиса высшие учебные заведения столкнулись с рядом проблем, основными из которых являются следующие:

- ведение конкурентной борьбы за абитуриентов, квалифицированный профессорско-преподавательский персонал, за средства на проведение научных исследований; за дополнительные источники финансирования образовательной деятельности;

- появление большого количества самостоятельных предпринимательских структур, оказывающих образовательные, исследовательские, консультационные услуги студентам, организациям и т.д.;

- необходимость соответствовать мировому уровню по современному оборудованию, оснащенности передовыми технологиями обучения, что требует значительных капиталовложений;

- сохранение и усиление детального контроля центральной администрации над деятельностью вузов, что, по мнению последних, ведет к ограничению их возможностей.

Все перечисленные выше проблемы заставляют учебные заведения интегрировать свои усилия для достижения целей, решение которых возможно посредством создания интегрированных структур высших учебных заведений.

В теории менеджмента термин «интеграция» означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.

Сотрудничество способствует позитивным изменениям

Интеграция в широком понимании – соединение двух и более предметов (идей) в целях повышения эффективности исследуемого объекта и его качественных показателей; в узком понимании – интеграционный процесс как объединение или слияние для создания целостных структур, а не конгломератов [2].

Мы полагаем, что интеграция – это процесс интенсификации сотрудничества экономических субъектов при сохранении либо потере прав юридического лица только на взаимной (добровольной) основе для формирования устойчивых взаимосвязей и использования ресурсов каждым из субъектов в целях получения синергетического эффекта [2].

При интеграционном подходе открываются широкие возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ вузов в процессе формирования открытого образовательного пространства, при этом имеется возможность охватить дальние регионы и области. Решаются такие приоритетные задачи, как объединение ресурсов; обеспечение широкого доступа к объектам инфраструктуры (здания, лаборатории, библиотеки, средства телекоммуникации); совместное развитие; концентрация человеческих ресурсов (знания, опыт, научный потенциал); обеспечение междисциплинарного характера обучения и научных исследований.

Укрупняясь, организации достигают динамичной устойчивости, что проявляется в надежности, адаптивности, способности к самосохранению и саморазвитию. Такой процесс предполагает устойчивое развитие, качественные позитивные изменения в управлении образовательной организацией. Но интеграция нескольких образовательных учреждений – это непростой процесс, требующий значительной подготовительной работы. Хотя предпосылками к объединению служит длительное сотрудничество вузов, вторичная занятость преподавателей в этих вузах, подготовка специалистов различных уровней. Поскольку сегодня процесс преподавательского взаимообмена между университетами носит объективный характер, наличие такой системы обеспечит процесс оперативного обмена информацией и налаживания сотрудничества университетов.

Формы обусловлены целями

Главными факторами, препятствующими интеграции вузов, на настоящий момент являются факторы управленческого, социального, культурного характера. Во многих случаях неразрешимой проблемой оказывается приведение к единому стандарту систем административного управления. Но здесь целесообразно найти соответствующую форму интеграции.

Поскольку интеграция является качественно новым этапом в системе организационно-экономического взаимодействия, обеспечивающим большую операционную эффективность, формирование долгосрочных конкурентных преимуществ и усиление конкурентного статуса высшего учебного заведения, то и формы интеграции отличаются большим разнообразием в связи с преследуемыми целями корпоративными структурами. Проанализировав существующие на сегодняшний день формы интеграции, попытаемся обосновать выбор определенной формы для высших учебных заведений.

Понятия «интегрированные структуры» или «бизнес-группы» в России употребляются настолько широко, что охватывают два типа объединений – группы, в основе которых лежит иерархическая координация, и сетевые объединения, такой координации не использующие.

В то же время необходимо разграничивать компании, управляемые из единого центра, даже если они организованы как совокупность формально не связанных друг с другом юридических лиц, и так называемые гибридные формы координации, в которых часть решений участники принимают, руководствуясь рыночными критериями, а часть – руководствуясь наличием общих интересов [4].

Существует понятие «квазиинтегрированной» или «гибридной формы» объединения. Гибридная форма соглашений – это специализированный механизм управления сделками, предполагающий существование двусторонней зависимости без полной интеграции.

Гибридные формы координации распространены в тех отраслях, где специфичность активов сочетается с сильным влиянием стимулов менеджеров на конкурентоспособность. Среди гибридных форм, которые рассматриваются в теоретической литературе, важное место в последнее время заняли так называемые сетевые промышленные (индустриальные) структуры. Наиболее общее определение сетей состоит в том, «что они представляют сумму связей, которые объединяют группу элементов. Взаимосвязанные элементы – индивидуальные собственники и менеджеры фирм – являются членами сети. Взаимосвязь создается регулярными потоками информации между ними. Определяющей характеристикой сети служит высокая степень доверия во взаимных контрактах» [5].

Проблемы образовательных сетей изучены слабо, хотя сети активно используются на практике в предпринимательстве, торговле. Отличительными свойствами сетей признается возможность обеспечить выполнение явных и неявных контрактов, не прибегая к внешним рычагам (в том числе формальным механизмам поддержания контрактов в рамках правовой системы). Кроме того, для сетей как таковых характерно отсутствие того, что можно назвать управленческой вертикалью – предполагается, что все участники сети, в принципе, равноправны.

Впервые понятие сетевой организации было предложено К. Имаи и его коллегами из университета Хитоцубаси в 1970-х гг. как совокупности или системы единиц, между которыми в рамках определенных отношений поддерживаются более или менее постоянные связи.

Учитывая особенности образовательной сферы, раздробленность сообщества работников высшей школы на множество локальных профессиональных и территориальных организаций, объединений, ассоциаций, консорциумов и т.д., значимость приобретает: взаимоподдержка участников сети материальными, человеческими (знания, опыт, научный потенциал) и финансовыми ресурсами, совместное развитие, обеспечение междисциплинарного характера обучения и научных исследований. При формировании сетей учреждений высшего образования главной целью деятельности становится повышение конкурентоспособности образовательных услуг, предоставление принципиально новой образовательной услуги, получение прибыли и увеличение доли рынка. Но, что самое главное, решается проблема конфликта интересов вчера самостоятельных, а сегодня объединяемых учебных заведений.

Выводы

Таким образом, полагаем, что развитие теоретико-методологических аспектов квазиинтеграционных форм взаимодействия организаций в высшем образовании будет способствовать устойчивому развитию современных университетов в регионах.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Корицкий А.В. Динамика частной и социальных норм отдачи образования в России // Вопросы инновационной экономики, 2011, № 1.
2. Соколков Е.А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании [Текст] / Е.А. Соколков, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. – М.: Университетская книга, 2008.
3. Мызрова К.А., Хаймурзина Н.З. Интеграция образовательных учреждений в условиях рисков [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки, 2011, № 6.
4. Ménard C. 2004. The Economics of Hybrid Organizations. «Journal of Institutional and Theoretical Economics», vol. 160, No. 3.
5. Casson M. Information and Organisation. A New Perspective on the Theory of the Firm. – Oxford: Clarendon Press, 1997.