Особенности формирования конкурентоспособности региона

Кабирова Р.С., Мубаракзянова А.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (71), Октябрь 2012

Цитировать:
Кабирова Р.С., Мубаракзянова А.Р. Особенности формирования конкурентоспособности региона // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 10. – С. 38-43.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964046
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Конкурентоспособность российских регионов становится базовым условием их устойчивого функционирования в современных условиях. Формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту региона, повышению благосостояния населения, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территории.

Ключевые слова: инновационное развитие, инвестиции, региональное развитие, конкурентоспособность региона, кластеризация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Интеграционное взаимодействие субъектов хозяйствования в региональной экономической системепредполагает включение воспроизводственного контура отдельных экономических агентов в состав единой постоянно воспроизводимой системы интеграционно-инновационной активности в рамках мезо- и макроэкономической систем, что обусловлено действием общеэкономических законов и закономерностей, а также является формой реализации противоречивых интересов государства, бизнес-сообщества и отдельных домохозяйств [1].

Регионы апробируют нововведения

Решение поставленных задач требует новых действий, нацеленных на становление и развитие конкурентоспособности российских субъектов, каковые (действия) нуждаются в обосновании.

Определение методики региональной конкурентоспособности дает возможность обосновать стратегию конкурентоспособности субъекта, выявить институциональные начала конкурентоспособности, узнать степень влияния экономики, основанной на знаниях, на конкурентоспособность, отразить основные направления повышения конкурентоспособности региона. Среди последних следует остановиться на формировании стратегии региона, развитии инновационного потенциала, подготовке методов работы с управленческими кадрами, а также использовании сбалансированной системы показателей [2].

Характер социально-экономических процессов в современной России связан с повышением автономности функционирования и развития территориально-локализованных систем, с обеспечением на базе инициатив местного сообщества их социально-экономической устойчивости. В условиях усиления роли региональной составляющей инновационного механизма, создания инновационных систем и институтов, направленных на поддержку инновационной активности на мезоуровне, расширения полномочий государственных органов управления во внедрении научно-технической и инновационной политики в субъектах Федерации, особое значение приобретают научно обоснованные рекомендации по разработке программных комплексов, решение оперативных проблем исполнения нововведений в российских субъектах. Вместе с тем регионализацию инновационной деятельности следует рассматривать как важный атрибут общемировых и национальных социально-экономических процессов, что позволяет предопределить специфику регионального воздействия на состояние и тенденции развития инновационных связей.

Конкурентоспособность и ее региональная специфика

Инновативность экономической системы в регионе выступает стержневым фактором ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность региона неразрывно связана с конкурентоспособностью всех экономических систем, таких как фирма, национальная экономика, но имеет специфику, предопределенную отличием региона как экономического субъекта от других агентов рыночной конкуренции.

Регион является не только средой функционирования фирм, при должных условиях он может выступать как предпринимательская структура, для реализации целей которой требуется обладать высокой конкурентоспособностью [3].

Конкурентоспособность региональной системы имеет общие черты с конкурентоспособностью фирм, национальной экономики, а также определенную специфику, отличающую регион как субъект рыночных отношений. Регион как экономический субъект вступает в сложную цепь конкурентных отношений с субъектами разного уровня по поводу ресурсов. Может являться также продуктом взаимодействия всех участников регионального сотрудничества, своеобразным «товаром», когда потребители выбирают регион: инвесторы, бизнес, политики, федеральный центр для реализации федеральных проектов, туристы, жители. В этом случае регионы конкурируют за потребителей.

Факторы, определяющие конкурентоспособность, анализируются учеными и специалистами с трех точек зрения: кластерного подхода, инновационной системы региона и иных элементов. При этом третья группа факторов играет не последнюю роль в формировании конкурентоспособности и может включать в себя экономико-географическое положение региона, имидж региона, «мягкие» факторы, связанные с ментальными характеристиками людей, их поведением, эффективностью взаимодействия, инвестиционный потенциал и инвестиционную привлекательность.

В ходе исследования были выбраны достоверные и сравнимые показатели инвестиционной и инновационной привлекательности таксономических единиц, включающие 12 параметров: численность постоянного населения (тыс чел.); население трудоспособного возраста (тыс чел.); денежные доходы на душу населения (руб.); общая площадь жилья (тыс кв. м); объем добавленной стоимости предприятий (млн руб.); объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования (млн руб.); объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (млн руб.); оборот розничной торговли на душу населения (тыс руб.); затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации (млн руб.), расходы регионального бюджета (тыс руб.), закрепленные доходы регионального бюджета (тыс руб.).

Авторами были проанализированы наиболее привлекательные муниципальные образования РТ и рассчитан их инвестиционный и инновационный рейтинг, поскольку именно они являются точками роста экономического благосостояния всего региона [4].

Государство активизирует инновации

Последующее повышение уровня конкурентоспособности региона требует проведения региональной инвестиционной политики способствующей увеличению инвестиционных ресурсов и определению вектора их наиболее целесообразного использования в контексте социально ориентированного экономического роста. В качестве задач управления инвестиционной активностью в регионе выступают: организация инфраструктуры рынка инвестиционных ресурсов; выявление первостепенных направлений потока инвестиций; формирование условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; обеспечение интеграции инвестиционного рынка региона с международным рынком инвестиций, создание кадрового потенциала для предпринимательских структур и регулирование рынка образовательных услуг и др. Все это позволит повысить эффективность производства, обеспечить самофинансирование предприятий и вывести их на стадию стабильного роста [5, 6].

Вводить инновационную деятельность нужно на государственном, региональном и местном уровнях для решения социальных и экономических вопросов; на всех этапах производства инновационного контента: активизировать зарождение идеи, концепции, которые в дальнейшем будут в основе нового продукта; инновационное мышление, наличие знаний, для достижения высоких научных результатов, апробацию научной идеи путем фундаментальных и прикладных исследований.

Основная роль во внедрении инновационности в регионах принадлежит государству, активизирующему организационно-управленческие новации субъектов, создание условий для инновационной деятельности в регионах, ибо в рамках старых управленческих схем и методов зарождение инновационной мысли весьма проблематично. Обладание актуальными технологиями управления, присутствие механизма стимулирования и профессиональной команды, подготовленных и заинтересованных менеджеров – путь для развития инновационной экономики субъекта.

Выводы

Современная модель продвижения конкурентоспособного региона должна содержать инновационные возможности и стимулирующий потенциал региона, включающие:

- государственную поддержку, которую составляют бюджетные отчисления на инноватику, предоставление налоговых льгот предпринимательскому сектору;

- повышение мобильности рынка труда;

- повышение интереса к инновациям;

- развитие науки, научных и проектных организаций, их материально-технической базы, инфраструктуры.


Источники:

1. Урасова А.А. Проблема моделирования инновационного процесса в региональных социоэкономических системах [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 3.
2.Города и районы Республики Татарстан: Статистический сборник [Текст]. – Казань: Госкомстат РТ, 2006–2011.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов [Текст]. – М.: ГУВШЭ, 2006.
4. Мубаракзянова А.Р. Повышение конкурентоспособности региона на основе реализации инвестиционно-инновационного потенциала таксономических единиц. Диссертация кандидата экон. наук [Текст].– Казань: 2011.
5. Романова А.И., Ибрагимова А.Р., Хатыпов А.М. Разработка показателей оценки и критериев внутренних и внешних факторов конкурентных преимуществ [Текст] // Известия вузов. Строительство.— Новосибирский ГАСУ № 6, 2007.
6. Романова А.И., Добросердова Е.А., Нуруллина О.В. Формирование среды конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан [Текст] // Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2.

Страница обновлена: 01.04.2024 в 23:00:24