Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2012

Функции знаний на предприятии

Каленов Олег Евгеньевич, аспирант кафедры экономики и организации производства, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия

Functions of Knowledge in Enterprise - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
В настоящее время знания имеют огромное значение как для развития экономики в целом, так и в деятельности отдельно взятого предприятия. Функции, выполняемые знаниями на предприятии, в связи с наступающим новым периодом экономического развития, сегодня крайне актуальны
Цитировать публикацию:
Каленов О.Е. Функции знаний на предприятии // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 8. – С. 3-9.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На протяжении всего периода своего существования человеческое общество стремительными темпами движется вперед, проходя различные этапы развития, которые можно охарактеризовать, во-первых, с позиций преимуществ использования того или иного вида ресурсов, участвующих в экономической деятельности, и, во-вторых, технологическими укладами, трансформирующихся при смене ресурсов.

Немного истории

Первоначально необходимые блага создавались в сельском хозяйстве, основу которого составляло использование физического труда и естественные природные процессы. Изменение общественно-экономического уклада и промышленный переворот, начавшийся со второй половины XVIII века и продолжавшийся вплоть до второй четверти XIX века, осуществили трансформацию аграрного общества в индустриальное.
Наиболее яркой характеристикой данных революционных изменений явился значительный рост производительных сил на базе развития машинной индустрии и окончательное становление капитализма.
Сформировалась индустриальная экономика, основанная, в первую очередь, на применении машин при изготовлении предметов потребления. В связи с ростом населения и, соответственно, увеличением объемов потребления экономика столкнулась с проблемой дефицита и исчерпаемости ресурсов, что неизбежно влечет за собой ухудшение экономического и социального положения. Это были предпосылки к созданию нового типа общества – постиндустриального. Изучением данной обширной темы занимались и занимаются по сей день многие ученые, среди которых следует особо отметить Д. Белла [1] и Э. Тоффлера [5].

Основной отличительной особенностью постиндустриального общества является переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. К традиционным факторам производства добавляется фактор – информация. Плоды научной деятельности становятся определяющей силой в процессе развития экономики [3, 4]. В этих условиях основополагающими являются такие качества работников, как уровень образования, профессиональные навыки и умения, творческое мышление и нестандартный подход к решению различных неординарных задач, с решением которых приходится сталкиваться в работе все чаще и чаще. В последние годы отчетливо прослеживается тенденция повышения внимания к ценности человеческого капитала и значительного возрастания роли знаний в экономических процессах. Знания становятся важнейшим фактором, определяющим конкурентные преимущества компаний на рынке. Следовательно, можно говорить о наступающем новом этапе экономического развития – экономике, базирующейся на знаниях, или «экономике знаний».
Сам термин «экономика знаний» был введен в оборот Ф. Махлупом в 1962 году. Он подразумевал под ним один из секторов экономики. В настоящее время можно определить экономику знаний как фактор развития экономической системы, чье функционирование осуществляется, в первую очередь, за счет нематериальных активов, основу которых составляют знания и человеческий капитал.

Знания как рычаг эффективности

Экономика знаний, как и экономика в целом, является сложной многоуровневой структурой. Однако хотелось бы сконцентрировать внимание именно на микроуровне (предприятии), поскольку в условиях рыночных отношений предприятие занимает место ключевого компонента экономики, так как именно на этом уровне создается необходимая обществу продукция и оказываются необходимые услуги.
Основываясь на исследованиях В.Л. Макарова и Г.Б. Клейнера [2], мы можем выдвинуть гипотезу о функциях, которые возложены на знания в микроэкономической системе (предприятии) в связи с активно развивающейся экономикой знаний. Целесообразно выделить следующие функции знаний (рис. 1).

Знания как ресурс производства 

Традиционно основными производственными факторами предприятия считаются труд и капитал. В определенных пределах они являются взаимозаменяемыми. Очевидно, что эти факторы заключают в себе знание в виде как интеллектуального, так и информационного ресурсов. Однако в связи с вышеуказанным этапом развития экономики знания высвобождаются из традиционных факторов производства, обособляясь тем самым в самостоятельный ресурс, характеризующийся определенными специфическими свойствами. К примеру, знания не расходуются в процессе использования. Более того, знание является создаваемым ресурсом, и уже накопленные раннее знания приводят к появлению нового знания. 

Причем данный ресурс характеризуется низкой степенью заменяемости. Становится очевидным, что в современных условиях залогом успеха любого предприятия является уже не столько численность сотрудников или величина основных средств, сколько качественная составляющая персонала, т.е. наличие у сотрудников творческих способностей и интеллектуального потенциала, позволяющего объективно анализировать рыночные потребности, оперативно реагировать на их изменения, создавать новые продукты или услуги. Это превращает творческого работника в очень важный и дефицитный ресурс. Данная тенденция оказывает сильное влияние на рынок труда, где наблюдается удешевление физического и возрастает стоимость интеллектуального труда.

Знания как инструмент конкуренции

Эта функция тесным образом связана с предыдущей. Очевидно, что в современных условиях каждому предприятию необходимо незамедлительно реагировать на любые изменения, происходящие как на рынке, на котором оно работает, так и в экономической среде в целом. Эта динамика способствует созданию и освоению новых знаний. Успех в конкретных конкурентных позициях будет у тех предприятий, которые знают по этому вопросу больше, чем конкуренты. А инновационные знания уже дают организации возможность изменять существующие и устанавливать новые «правила игры», которые позволяют захватить лидерство в отрасли. Стоит еще раз отметить, что в настоящее время приоритетной становится не ценовая конкуренция, а конкуренция за квалифицированные кадры, с присущими им знаниями.

Знания как предмет производства (продукт системы)

Было бы ошибкой полагать, что знания могут производиться только исключительно в научной сфере. Знания создаются в результате творческого процесса в целом независимо от отрасли или вида деятельности организации. В экономике, основанной на знаниях, наблюдается следующая двусторонняя зависимость: с одной стороны, произведенный продукт становится результатом применения знаний, которые являются производственным ресурсом наряду с трудом и капиталом; с другой – производство продукта сопровождается созданием знания, даже если оно получено в качестве побочного продукта. Полученные в результате процесса производства знания могут использоваться в качестве сырья для дальнейшей переработки либо в качестве конечного продукта потребления.

Знания как предмет коммерциализации (как товар)

В настоящее время это является одной из самых перспективных функций, выполняемых знаниями. Многие организации совершают сделки по продаже корпоративных знаний, воплощенных в патентах, инновационных технологиях, высокотехнологичной продукции, способах организации производства и т.п., получая при этом огромную прибыль. К сожалению, осуществление данной функции характерно преимущественно для зарубежных предприятий, например, в США, Германии, Японии и пока не находит широкого распространения в нашей стране.

Знания как компонент корпоративной культуры

Каждой организации присущи какие-то определенные, специализированные, уникальные знания, охватывающие культурную деятельность внутри организации. Эти знания оказывают сильное влияние на организационную культуру, воздействуя на внутрифирменную атмосферу, создание, сохранение и использование корпоративных ценностей, взаимоотношения внутрифирменных субъектов, проявляющиеся в объективной интерпретации и передачи информации, умении сотрудников совместно работать, поиске компромиссных решений, взаимном доверии друг к другу и т.д.

Знания как средство накопления и сохранения ценностей

В экономике знаний предприятиям целесообразно вкладывать свои средства в носителей знаний, в качестве которых могут выступать как сотрудники, так и электронные носители с формируемыми на них когнитивными базами. Причем заинтересованы в этом не только предприятия, но и сами сотрудники, поскольку уровень образования оказывает влияние на их экономический и социальный статус, способствует карьерному росту. Инвестиции в знания представляются очень выгодными еще и по той причине, что, как уже говорилось выше, знания обладают неким накопительным свойством, и уже накопленные и переработанные знания способны породить абсолютно новое, уникальное знание.

Знание как предмет и продукт управления

Принятое на основании анализа существующего состояния организации управленческое решение представляет собой концентрацию имеющегося и нового знаний. Знания могут выступать в качестве продукта, получаемого в ходе управленческого процесса. Однако в то же время решение принимается менеджером на основании уже имеющихся знаний, что были получены ранее. Здесь знания выступают в качестве предмета управления, способствуя принятию объективных, экономически обоснованных решений, позволяющих добиться максимальной рентабельности и эффективности предприятия.
Они дают возможность постоянного мониторинга управленцем даже незначительных изменений внешней и внутренней среды организации, упреждая наступление негативных событий и предостерегая от поспешных и неоправданных решений.

Знания как инструмент взаимодействия предприятия с рынком

Знания, донесенные должным образом до потребителя и правильно растолкованные ему, имеют огромное значения для фирмы. Маловероятно, что потребители будут рассматривать возможность приобретения товара, о котором у них нет никакой информации. Осведомленность о существовании марки является начальным шагом при формировании имиджа компании и позиционировании ее на рынке. Зачастую именно осведомленность является тем фундаментом, который закладывает основу потребительского выбора. При этом производителю следует распространять информацию не только о самом продукте, но и формировать знания о его использовании.

Вывод

В настоящее время становится очевидным, что успех и процветание компании в значительной степени зависит именно от знаний, а конкурентоспособность производимой продукции характеризуется инновационной составляющей заложенных в ней идей. В данных условиях на первый план выходит способность предприятий производить, аккумулировать, систематизировать, хранить и правильно использовать знания.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. В.Л. Иноземцева (ред. и вступ. ст.) [Текст]. – М.: Academia, 1999.
2. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний [Текст] / Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. – М.: Экономика, 2007.
3. Пилипенко Е.В., Баталов Ю.В. Экономическое поле экономики знаний // Креативная экономика. — 2012. — № 6 (66). — c. 91-97. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23813/4.
4. Пономарева С.А. Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия // Креативная экономика. — 2011. — № 9 (57). — c. 3-9. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4158/
5. Тоффлер Э. Третья волна [Текст]. – М.: ACT, 1999