Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2012

Человеческий капитал как главный ресурс инновационной активности предприятий

Колосов Александр Евгеньевич, соискатель степени кандидата экономических наук, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (Зам. генерального директора ООО «Зеленый город»), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 43

Аннотация:
Раскрывается суть человеческого капитала как основного ресурса, способного стимулировать инновационную активность предприятий. Отражены три направления влияния на инновационную активность, каждое из которых является неизменной составляющей единого целого и связано с человеческим капиталом.
Цитировать публикацию:
Колосов А.Е. Человеческий капитал как главный ресурс инновационной активности предприятий // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 6. – С. 98-105.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Эффективность деятельности организаций существенно зависит от того, насколько полно они используют свои факторы производства, работают над снижением непроизводственных затрат, а также внедряют прогрессивные технологии и добиваются высокой мотивации персонала к совершенствованию своего труда.

Активностью определяется интенсивность

Если предположить, что предприятие использует все свои лучшие механизмы деятельности, то вероятнее всего оно достигнет максимального уровня производительности. Основная сложность остается в том, что верхняя граница производительности предприятия не остается неизменной, она постоянно смещается вверх за счет развития технологий и появления новшеств, способных повысить эффективность.

Инновационная деятельность предприятий, ее активность определяется социально-экономическими факторами, влияющими на эффективность экономических отношений хозяйствующих субъектов по поводу создания, распределения, потребления и обмена инновационных товаров. Инновационная активность является важной стратегической характеристикой любого современного предприятия и определяет интенсивность инновационной деятельности компании, то есть динамику действий предприятия по созданию инновационной продукции и ее практической реализации.

Современная экономика характеризуется тем, что высокая инновационная активность становится основным фактором предприятия для формирования стратегических конкурентных преимуществ и усиления своих позиций на рынке. Существует прямо пропорциональная зависимость: чем выше показатель инновационной активности, тем перспективнее предприятие и его деятельность. Таким образом, инновационная активность является очень важным показателем при анализе эффективности деятельности предприятия.

Зачастую происходит недопонимание различий некоторых взаимосвязанных категорий, таких, например, как инновационный потенциал и инновационная активность. Для внесения ясности обратимся к определениям этих понятий и проанализируем их.

Инновационный потенциал – это совокупность ресурсов всех видов, включая материально-производственные, интеллектуальные, научно-технические и другие, необходимые для осуществления инновационной деятельности, связанной с получением и реализацией новшеств.

Наряду с другими факторами, в частности такими, как инновационный климат, потенциал обеспечивает необходимыми ресурсами инновационную деятельность предприятия. Таким образом, потенциал компании – это набор ресурсов, который используется в процессе функционирования, а инновационная активность – это уровень интенсивности деятельности предприятия по реализации его инновационного потенциала [2].

Инновационная активность является очень важной и необходимой характеристикой для любого предприятия, служит фактором его успешности. В более широком смысле ее можно рассматривать как ресурс для роста конкурентоспособности страны на международной арене и как инструмент выявления направлений для повышения эффективности деятельности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом [1].

Усилия дают инновации

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что инновационная активность предприятия – это основа его стратегии и перспектив. Интенсивность разработки и внедрения инноваций определяет операционную и стратегическую конкурентоспособность предприятия, а значит, является основополагающим фактором его коммерческого успеха на развитом рынке.

В целом инновационно активное предприятие является привлекательным как для клиентов и поставщиков, так и для инвесторов, государственных органов и персонала.

Существует много характеристик, связанных с инновационными процессами на предприятии, необходимо смоделировать их взаимосвязь для понимания точек пересечения и различий.

На рисунке 1 приведена взаимосвязь инновационной активности и других характеристик инновационного процесса предприятий.

1

Рис.1. Взаимосвязь основных категорий инновационной деятельности предприятий

Благоприятный инновационный климат, создаваемый обществом и государством, дает возможность наращивать инновационный потенциал страны, ее компаний и предприятий, которые обозначены на рисунке 1 в виде многогранника с площадью S2. В результате усилий по реализации инновационного потенциала, то есть в процессе инновационной деятельности возникают инновации. На рисунке 1 инновационная деятельность обозначена многогранником с площадью S1.

Таким образом, интенсивность инновационной деятельности, то есть эффективность использования инновационного потенциала, приводит к осуществлению все большего числа инноваций и сокращению расстояния А1А2 на рисунке 1. Иными словами, отдача от реализации инновационного потенциала – это инновационная активность предприятия. Ее можно представить в виде отношения S1/S2 и она свидетельствует о том, в какой степени используется научно-технический потенциал предприятия.

2

Для того чтобы предприятие стремилось стать максимально инновационным, необходимо выполнение условия (1):

Чем ближе соотношение (1) к единице, тем выше инновационная активность предприятия, а значит, инновационный потенциал реализуется максимально возможным образом. Это, в свою очередь, означает, что интенсивность инновационной деятельности не определяется уровнем инновационного потенциала, а инновационная активность колеблется в пределах отношения (1).

О критериях активности

За основу оценки инновационной активности с позиций теории человеческого капитала рассмотрим критерии, предложенные в работе Л.Е. Товстых [4]. По его мнению, инновационную активность необходимо трактовать исходя из трех критериев: 1) интеллектуальность; 2) инновативность; 3) инновационность.

На рисунке 2 представлена данная структура в виде схематичного изображения.

Интеллектуальность компании определяется наличием научно-технических достижений, интеллектуальных результатов. Здесь следует учитывать, насколько активно предприятие выполняет исследования и разработки собственными силами, а сколько интеллектуальных идей является результатом закупленных патентов или сторонних НИОКР.

Интеллектуальность компании – это ее научные перспективы. Человеческий капитал как некий запас полезных знаний, навыков и опыта сотрудников предприятия является наиболее существенной частью интеллектуальности предприятия. От его уровня развития и наличия зависит научная перспектива предприятия. Человеческий капитал – основной генератор интеллектуальных ресурсов и идей.

3

Рис.2. Структура инновационной активности предприятия

Инновативность представляет из себя критерий инновационной активности предприятия, который можно определить как способность компании стабильно работать в нестабильных условиях внешней среды. Основной характеристикой данного критерия является позитивное восприятие новшества и в целом инновационной деятельности на предприятии персоналом [3]. Здесь снова на первый план выходит персонал и человеческий капитал предприятия. Непонимание инновации, неготовность к ее применению и внедрению, отсутствие со стороны руководства интереса к инновационным идеям сотрудников – путь к снижению уровня инновативности и инновационной активности в целом.

Неприятие инновации, негативное отношение к ней, чаще всего возникает из-за непонимания ее технического, коммерческого, экономического смысла. А происходит это вследствие отсутствия достаточного набора знаний и умений для анализа ее потенциальной пользы и значимости. Повлияв на такие составляющие человеческого капитала, как специальные и инновационные знания и навыки, уровень мотивации и система коммуникаций сотрудников для обмена опытом и знаниями, можно прийти к существенному повышению уровня инновативности.

Третий критерий оценки инновационной активности предприятия – его инновационность, она характеризует способность превращать интеллектуальный продукт в новшество, выводить его на рынок, а также стремление к лидерству в инновационной сфере деятельности.

Инновационность как критерий инновационной активности включает в себя как количество внедренных инноваций, так и их качественные характеристики. Любое изобретение, новшество и инновация оценивается с позиций выгоды для предприятия. Это логично, поскольку главная цель любого коммерческого предприятия и отдельного коммерческого проекта – добиться максимальной прибыли. Собственник в первую очередь будет анализировать конечный эффект от инновационной деятельности, выраженный в денежном эквиваленте.

Выводы

Высокий уровень инновационности компании является свидетельством активной инновационной деятельности, направленной на регулярное создание и реализацию новшеств. Человеческий капитал – основа инновационности, поскольку от умений и навыков сотрудников будет зависеть скорость внедрения и эффективность освоения инновации, эффективность продаж инновации на рынке.

Рисунок 2 наглядно демонстрирует, что только наличие трех обозначенных выше компонентов формирует инновационную активность предприятия, только при их пересечении на предприятии можно говорить о том, что оно инновационно активное. А человеческий капитал есть основа инновационной активности. Его развитие, повышение качества полезных навыков и знаний, непрерывные стажировки и обмен опытом, снабжение необходимой для разработки и внедрения инновации информацией – все это положительно влияет на компоненты инновационной активности. Затраты на данные мероприятия можно считать инвестициями в человеческий капитал, поскольку они принесут собственникам предприятия положительный эффект в будущем.

Таким образом, влиять на инновационную активность надо по трем направлениям, каждое из которых является неизменной составляющей единого целого. Каждый компонент так или иначе связан с человеческим капиталом организации, с ее персоналом, а значит, развивая человеческий капитал, мы получим положительный стимулирующий эффект с отражением на инновационной активности всего предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Методика оценки инновационной активности организации [Текст] // Экономический анализ: теория и практика, 2005, №34.
2. Заенчковский А.Э. Оценка инновационного потенциала [Текст] //Интеграл, 2011, №6.
3. Прихач А.Ю. Проблемы восприятия инновационных преобразований [Текст] // Инновации, 2005, №4.
4. Товстых Л.Е. Новая инновационная сфера в экономике третьего тысячелетия и новые задачи [Текст] // Инновации, 2003, №6.