Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2012

Современные особенности инновационной политики

Абдуллаева Шафаг Гусейн, диссертант, факультет Информатика и Управление; Азербайджанский государственный экономический университет, Азербайджан

Current Particularities of Innovation Policy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Рассматриваются современные особенности инновационной политики в постсоветских странах на примере Азербайджана. Указывается на необходимость системного подхода к внедрению инноваций с обязательным учетом потенциальных возможностей страны. Вместе с тем показаны цепной характер инновационной деятельности и важная роль управления этой деятельностью. Особо отмечена роль инноваций в социальных сферах экономики.
Цитировать публикацию:
Абдуллаева Ш.Г. Современные особенности инновационной политики // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 6. – С. 27-30.

В современных условиях расширения глобализации и межгосударственной интеграции возникает необходимость широкого использования опыта передовых стран в области организации инновационной деятельности и совершенствования внедрения ее результатов. В этой связи важно уяснить, что нынешняя экономическая политика Азербайджана имеет четкую инновационную направленность.

На спиралях модели

Азербайджан географически выгодно расположен на одном из стыков Азии и Европы, здесь проходят различные сухопутные и морские пути, недра страны богаты полезными ископаемыми, природными ресурсами и т.д. Все это является хорошей базой для успешного развития экономики. Но превратить этот потенциал в реальное богатство без использования современных инноваций почти невозможно. Поэтому здесь необходимо решать соответствующие задачи с дальнейшим практическим воплощением.

Приоритетами инновационного развития экономики страны являются спутниковые коммуникации, информационная технология, нефтегазовый сектор, образование, медицина и банковская система.

Основа инновационной экономики Азербайджана состоит в реализации трехслойной спиральной модели «университет – экономика – правительство», принятой в настоящее время во всех развитых странах мира в качестве схемы социально-экономического развития [1]. С созданием в 1993 году системы спутниковой связи, в 1994 году совместного предприятия Bakcell, в 1996 году совместного предприятия Azercell начался период развития одной из приоритетных отраслей инновационной экономики – службы мобильной связи и информационно-коммуникационных технологий [2].

Наука и образование незыблемы

Внедрение инноваций в нефтяной отрасли, являющейся ведущей в экономике страны, началось в основном после создания нефтяного консорциума и подписания соответствующего договора, известного под названием «Контракт века». В республику начали поступать инновационные продукты, являющиеся результатами научных исследований в различных областях разведки, эксплуатации, добычи и транспортировки нефти и газа. В настоящее время 33 известные компании из 15 стран продолжают свою деятельность в акватории Каспийского моря и на территории суши на основе 26 заключенных договоров [6].

В результате объем добычи нефти на сегодня вырос более чем в 6 раз, а получаемые прибыли, аккумулируясь в Нефтяном фонде, используются в формировании запасов валюты, в трансфере в государственный бюджет, в реализации различных инвестиционных проектов, в обеспечении решения социальных задач. Использование же нефтяной прибыли в данных направлениях дает возможность развития иных отраслей экономики и создает новые возможности для внедрения инноваций. Так, в число приоритетных наряду с информационно-коммуникационными технологиями входят такие социально направленные отрасли, как образование, медицина, туризм и другие.

Безусловно, для их развития существенна роль государства. Для обеспечения деятельности ИКТ и использования инноваций были приняты «Национальная стратегия по информационным и коммуникационным технологиям Азербайджанской Республики (2003-2012 гг.)» и «Государственная программа по развитию технологий связи и информации (2005-2008 гг.)». Уже сегодня доля этой отрасли в общей структуре экономики страны составляет около 5% [5].

Это, в свою очередь, дало возможность включения в число приоритетных направлений повышение интеллектуального уровня молодежи и решения задач «превращения нефтяного капитала в человеческий» [6].Была принята «Государственная программа по получению образования молодежи в зарубежных странах в 2007-2015гг». При рассмотрении соотношения «экономико-человеческий фактор» с точки зрения исходного импульса (первичности), приоритет, безусловно, принадлежит научно-образовательному потенциалу общества, так как именно он выступает важнейшим и необходимым элементом воспроизводства национального богатства.

Смена концепции «Образование на всю жизнь» принципиально иной «Образование в течение всей жизни» делает образовательные процессы непрерывными. Утверждается тесная связь двух основных факторов интеллектуального развития – образования и науки.

Далее с помощью ИКТ была внедрена приоритетная инновационная система «Одно окно» для государственного регулирования расширения малого и среднего бизнеса и преодоления бюрократических препятствий.

В область приоритетных с инновационной точки зрения входит и банковская система. В настоящее время с внедрением пластиковых карт начался переход к новому этапу «Экономика без использования денежных знаков», который уже применяется в налоговых и таможенных органах.

Выводы

Инновационный процесс в той или иной степени касается всех сторон жизни и деятельности общества. Более того, изменения в одной из них связаны с изменениями в других. Поэтому закономерно использование системного подхода к этому вопросу. Он требует всестороннего внимания.


Источники:
1. Мехтиев Р. Азербайджанская модель развития [Текст]. – Баку: 2010.
2. Национальная стратегия по информации и коммуникации, направленная на развитие Азербайджанской Республики (2003-2012) [Текст]. – Баку: 2002.
3. Шилов А. Инновационная экономика. Наука. Государство. Бизнес [Текст] // Вопросы экономики», 2011, №1.
4. Басовский Л.Е. Менеджмент [Текст]. – Москва: 2007.
5. www.economy.gov.az [Электронный ресурс].
6. www.oilfend.az [Электронный ресурс].