Инновационная деятельность как фактор успеха международных IT компаний

Вермель М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать:
Вермель М.В. Инновационная деятельность как фактор успеха международных IT компаний // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 101-106.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310489
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Выделены ключевые условия формирования коммерческого успеха международных IT-компаний: способность к постоянному созданию и внедрению инноваций и эффективный маркетинг. Исследуются особенности международного IT-рынка, позволяющие мгновенное изменение распределения рыночных сил, смену компании-лидера, сокращение жизненных циклов успешных продуктов и их полное исчезновение с рынка. Анализируются способы организации научных исследований и разработки продуктов, повышающие устойчивость бизнеса в специфических рыночных условиях, и факторы, делающие IT-отрасль привлекательным направлением инвестиций.

Ключевые слова: инновации, экономика знаний, венчурные инвестиции, международные IT-компании, международный IT-рынок, маркетинг в IT-сфере

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Коммерческий успех бизнеса международных IT-компаний находится в непосредственной зависимости от их способности к постоянному созданию и внедрению инноваций.

Успеть за гаджетом

IT входит в число наиболее быстрорастущих отраслей современной мировой экономики. При этом рост как национальных, так и международных компаний данной отрасли в наибольшей степени среди всех высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечивается за счет двух эндогенных факторов – инноваций и маркетинга [1].

Большая часть спроса на продукцию международных IT-компаний формируется при появлении на рынке абсолютно новых товаров и услуг, а также обновленных версий или моделей уже существующих. большинство потребителей на момент приобретения новых продуктов IT-компаний уже имеют и используют разного рода аналоги и принимают решение о покупках, руководствуясь не тем, что имеющиеся программы или устройства их не устраивают или вышли из строя, а только потому, что были созданы более новые и совершенные. В результате различные IT-гаджеты устаревают задолго до того, как выработают свой ресурс. Здесь развитие рынка IT-продукции во много аналогично рынку модной одежды и аксессуаров.

Другой особенностью международного IT-рынка является его гибкость и динамичность – появление пионерного продукта, обладающего уникальными техническими преимуществами, способно мгновенно изменить распределение рыночных сил, а в число лидеров вывести ранее никому не известную небольшую компанию. Типичным примером такой ситуации является выход на рынок поиска компании Google в конце 1990-х годов с продуктом Search Engine, использующим принцип релевантности выдаваемых результатов [2].

Аналогичная ситуация возможна также при наличии у новых IT-продуктов конкурентных преимуществ за счет различных потребительских свойств и опций. Например, показательным примером является борьба на рынке сетевых мессенджеров, начатая ICQ и MSN Messenger, продолженная универсальными мессенджерами Miranda IM и QIP и законченная победой Skype и фактическим растворением данного рынка частично в рынке телекоммуникационной связи, частично – в рынке мессенджеров социальных сетей. Это связано с тем, что, за редким исключением (например, в случае компании Apple), на IT-рынке потребителям не свойственна лояльность брендам и компаниям.

Постоянное укорачивание жизненных циклов продукции и практически полная невозможность их продления традиционными маркетинговыми инструментами ставит IT-компании перед необходимостью все время выпускать новые и совершенствовать существующие продукты, тратя значительные средства на технические разработки, чтобы удержать свои позиции на рынке [3]. Этот процесс предполагает постоянные научно-исследовательские разработки и осуществление инноваций. А инновации, находящие выражение в создании и выводе на рынок новых продуктов, являются для IT-компаний одним из важнейших факторов их существования и конкурентоспособности [4].

Поскольку далеко не каждая разработка становится хитом продаж, IT компаниями с целью минимизации рисков, ведется одновременная разработка ряда продуктов, включая аналоги и последовательные версии одних и тех же продуктов. Например, на момент осуществления релиза нового смартфона или программного продукта компании-разработчики уже, как правило, ведут работы над его последующими модификациями и альтернативными продуктами, релиз которых можно будет осуществить в случае неудачи на рынке [5].

Другой пример – внутрикорпоративная статистика компании Google, в соответствии с которой в последние три года сотрудниками компании в среднем запускается разработка одного нового продукта в неделю. При этом в основе большинства новых проектов находятся разработки, создаваемые сотрудниками в 20% рабочего времени, предназначенных для самообразования и развития собственных идей и профессиональных интересов. Данный организационный подход к развитию инновационных проектов не используется более ни одной компанией и сам по себе является инновацией.

Признание – признак успешности

Одновременная разработка нескольких инновационных проектов и создание нескольких продуктов, находящихся на различных стадиях разработки, требуют одновременного же привлечения значительных инвестиционных средств. В связи с этим большинство небольших IT-компаний на начальных стадиях развития своих первых продуктов либо частично выкупаются венчурными инвестиционными фондами и специализированными инвестиционными компаниями, либо полностью поглощаются более крупными IT-компаниями, заинтересованными в приобретении разработок.

С точки зрения венчурного инвестора IT-рынок входит в число наиболее благоприятных и часто предпочитаемых направлений инвестиционных вложений. Практически каждый фонд имеет IT-проекты в своем портфеле, а на только зарождающемся российском рынке венчурных инвестиций IT сегодня является основным направлением вложений частных коммерческих фондов.

Это объясняется тем, что при сопоставимых доходах для создания конечных продуктов в сфере IT (в особенности разработки программного обеспечения и сетевых услуг) требуются меньшие объемы инвестиций, чем, например, в машиностроении или производстве промышленных товаров различных типов. Проекты в сфере биотехнологий, фармацевтики и медицины значительно превосходят IT-проекты не только по инвестиционным затратам, но и по срокам реализации, поскольку включают продолжительную стадию клинических испытаний. Благодаря этому IT-проекты обладают одним из наиболее коротких сроков окупаемости для инвестора.

Другим преимуществом значительной доли инновационных IT-проектов, в основе которых лежит создание сетевых услуг различного типа, является априорная техническая реализуемость большинства из них. А именно проекты данного типа не требуют проведения масштабных, длительных и дорогостоящих предварительных фундаментальных исследований с неопределенным конечным результатом. И на момент их инициации, в отличие от значительной доли проектов в сферах биотехнологий, фармацевтики, медицины, энергосбережения и отдельных проектов машиностроения, вероятность того, что реализация проекта окажется невозможной по неэкономическим причинам практически отсутствует. В результате если по данным мировой статистики, традиционно лишь 5% разрабатываемых НИОКР всех отраслей находят свое успешное завершение в виде широкого признания новой продукции на рынке потребителями [6], то для IT-сферы данный коэффициент превышает 10% [7].

Сегодня среди наиболее часто встречающихся причин неудач компаний, занимающихся разработкой новых IT-продуктов, не недостатки самих продуктов или нехватка инвестиционных средств на воплощение идеи изобретателя, а неверно избранные маркетинговые стратегии. В их числе ошибочное позиционирование товара, направление значительных средств на неподготовленные или не предоставляющие достаточного платежеспособного спроса рынки, недостаточный учет специфических, в том числе национальных, особенностей целевых рынков, и даже общая неготовность потребителя к восприятию данного товара. Для всех инновационных проектов последняя проблема стоит очень остро, особенно в тех случаях, когда разработанная технология прежде не имела аналогов на рынке.

Необходимо отметить, что характерной чертой, в частности, российского IT-рынка является то, что значительная доля успешно реализованных в последние годы проектов есть фактическое клонирование таковых, уже существующих на международном рынке. Для массово появляющихся сегодня в России небольших инновационных IT-компаний, создающих полностью оригинальные продукты (по большей части, различные SaaS-приложения [8]), характерен ряд организационных проблем. Основной из них является отсутствие четкого представления о предполагаемой модели коммерциализации имеющихся или создаваемых разработок. А именно бизнес-модели извлечения прибыли из продуктов или услуг, являющихся конечным результатом разработок.

На втором месте по степени распространенности находятся отсутствие адекватного выделения целевой аудитории, оценки объема потенциального рынка сбыта продуктов компании и возможности привлечения венчурного инвестора. А на третьем – наличие достаточно мотивированной и разносторонне квалифицированной команды, включающей не только разработчиков, но и тех, кто возьмет на себя функции предпринимателей-организаторов. Решение этих проблем является основным условием появления успешного IT-стартапа, обладающего потенциалом развития до уровня крупнейших международных IT-корпораций.

Специфика IT-отрасли состоит в том, что основным ресурсом создания инноваций является персонал, а доля материальных затрат в общем объеме инвестиций, направляемых на исследования и разработку новых продуктов, незначительна, и как следствие от эффективности научно-исследовательской работы сотрудников и их изобретательности непосредственно зависит коммерческий успех компании и ее положение на рынке [9].

Вывод

Таким образом, другой особенностью IT-компаний является характерная корпоративная культура, предполагающая наличие таких традиционных мотивирующих составляющих, как свободный стиль одежды, гибкий рабочий график, эргономично организованное рабочее пространство, неформальный стиль общения между сотрудниками, возможность самостоятельно выбирать те проекты, которые представляются наиболее интересными и т.д. Все это направлено на формирование внутрикорпоративной атмосферы, наиболее благоприятной для создания инноваций персоналом R&D подразделений компаний.


Источники:

1. Рингланд Д. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии [Текст]. – М.: Диалектика, 2007.
2. Лау Д. Google. Прошлое. Настоящее. Будущее [Текст]. – М.: Эксмо, 2009.
3. Mohr J.J., Sengupta S., Slater S. Marketing of High-Technology Products and Innovations, 3/E – USA: Prentice Hall, 2010.
4. Иванюк И.А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003.
5. Cusumano M.A. The Business of Software: What Every Manager, Programmer, and Entrepreneur Must Know to Thrive and Survive in Good Times and Bad – USA: Free Press, 2004.
6. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт [Текст]. – Таганрог: ТРТУ, 2006.
7. Ференец В. Сама по себе идея ничего не стоит [Текст] // CIO: руководитель информационной службы, 2009.
8. Ганьжа Д. Тенденции ИТ 2011 [Текст] // Журнал сетевых решений, LAN 2010, №12.
9. Роджерс Ф.Дж. Путь успеха: как работает корпорация IBM [Текст]. – СПб, 1997.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:31