Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2011

Формирование спроса на рынке образовательных услуг с учетом демографической ситуации, миграционной политики и несбалансированности рынка труда

Савзиханова Сабина Эминовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РД, г. Махачкала, Россия

Demand formation on educational market which considers demographic situation, migration policy and unbalanced labour market - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 32

Аннотация:
Рынок труда и рынок образовательных услуг – сопряженные рынки, изменение параметров одного из них неизбежно отражается на развитии другого. Дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг рассматривается как результат двусмысленности функций государства. Обеспечение сбалансированности возможно только при эффективных формах взаимодействия.
Цитировать публикацию:
Савзиханова С.Э. Формирование спроса на рынке образовательных услуг с учетом демографической ситуации, миграционной политики и несбалансированности рынка труда // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 10. – С. 61-67.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время перед системой высшего образования встает вопрос: «Что делать вузам в ситуации демографического сжатия, когда предложение на рынке высшего образования отрывается от спроса? Причем этот отрыв обусловлен не качественными, а именно количественными параметрами. Другими словами, в самой России в скором времени физически не окажется достаточного количества абитуриентов, чтобы наполнить вузы (рис.1).

Рис. 1. Прогноз численности выпускников 11 классов общеобразовательных школ
Российской Федерации [4]

Образовательная миграция и ее регулирование

В ситуации демографического сжатия особую значимость приобретает привлечение иностранных студентов.

Надо отметить, что в последние годы все больше вузов ведут работу в этом направлении. И хотя во всей массе региональных учебных заведений число иностранцев не превышает нескольких десятков, налицо тенденция к увеличению образовательного потока.

Самим вузам сложно решить все проблемы, связанные с функционированием канала образовательной миграции.  Здесь должны принимать участие еще как минимум два субъекта – региональные власти и местный бизнес.

Наиболее предпочтительна для региона та часть образовательного потока, в отношении которой необходим (и возможен) запуск механизма аллокации [2] – смены статуса временного мигранта, каковым и является любой иностранный студент, на статус иммигранта, то есть иностранца, оставшегося в России на постоянное место жительства. Это, в первую очередь, русские и русскоязычные студенты из стран СНГ, а также наиболее перспективные молодые специалисты ближнего и дальнего зарубежья, необходимые местным предприятиям, но еще не принявшие решения о месте своего дальнейшего трудоустройства.

Учитывая, что в странах исхода выпускники российских вузов пользуются конкурентным преимуществом перед закончившими местные вузы, то им бывает непросто принять решение остаться в России. Чтобы аллокация действительно состоялась, необходимы усилия и вуза, и местной власти, и, разумеется, бизнеса, заинтересованного в квалифицированных кадрах.

Со стороны вуза для выпускника необходимо предусмотреть возможность продолжения своей образовательной и/или научной траектории. После бакалавриата поступление в магистратуру, после магистратуры – в аспирантуру. Развитие исследовательских центров, КБ, лабораторий играет свою роль в создании условий для использования потенциала выпускников.

Кто будет учиться в ближайшем будущем?

Само по себе обучение в российском вузе является мощным механизмом социокультурной адаптации и интеграции. Выпускник вуза – это человек, полностью адаптированный к жизни в российских условиях, встроенный в социум и зачастую в рынок труда. Именно эти обстоятельства дают основания рекомендовать региональным вузам планировать наращивание своего иностранного контингента. Однако для реализации таких планов мало обладать хорошей учебной базой и профессорско-преподавательским составом.

Для привлечения учащихся большое значение имеет выстраивание молодежной инфраструктуры. Для иностранных студентов особенно важны условия, в которых они будут проживать: будет ли им тепло в холодной России, смогут ли они привычно питаться, будут ли развлечения, не противоречащие их культурным ценностям. Более того, именно отсутствие общежитий является для многих вузов, как столичных, так и региональных, тормозом при осуществлении планов наращивания иностранного контингента.

Таким образом, демографические изменения определяют численность главных потребителей образовательных услуг – детей и молодежи. На протяжении последних десятилетий численность этих групп испытывала значительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится и в будущем. Самые малочисленные в послевоенной истории России поколения появились на свет в период демографического спада 1990-х годов. Переход этих поколений из одной фазы жизненного цикла в другую во многом предопределит развитие системы образования в ближайшие пятнадцать лет.

Опираясь на тенденции изменения количества учащихся на разных ступенях обучения, изменения уровня образования отдельных половозрастных групп, с учетом перспективной трансформации возрастно-половой структуры, в ИДЕМ ГУ-ВШЭ выполнен прогноз изменения численности образовательных групп населения России. Главный результат прогноза (средний вариант) состоит в том, что, что при сложившемся спросе на высшее образование доля лиц, закончивших вузы, превысит после 2020 года 30%. Число экономически активных лиц с высшим образованием может стабилизироваться и даже чуть увеличиться в условиях заметного сокращения населения в трудоспособных возрастах. Это произойдет, в первую очередь, за счет уменьшения числа лиц со средним и начальным профессиональным, а также полным средним образованием.

Доля лиц с уровнем образования ниже среднего как среди экономически активного, так и всего населения будет незначительной.

Существующий в настоящее время дефицит рабочей силы низкой квалификации в ближайшие годы распространится и на работников средней квалификации. В данном случае недостающую рабочую силу придется «импортировать из-за рубежа», все активнее привлекая мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд.

Таким образом, экономика в определенном смысле становится заложником деформаций, возникающих на рынке образовательных услуг, где предложение намного превышает спрос. Стремление к загрузке имеющихся мощностей системы образования высоких уровней приводит к искусственному поддерживанию спроса за счет снижения требований к образованию, в силу чего возникает его инфляция, развивающаяся наряду с дефицитом труда относительно более низкой квалификации.

Миграция в направлениях ее потоков

В современной России государство ограничено в мерах стимулирования миграции в «нужных» направлениях. Нет ясности в том, куда необходимо направлять миграционные потоки (а главное – откуда брать) в условиях повсеместной нехватки населения: в РФ недостаточно населены не только восточные районы, но и центр Европейской части. По расчетам, в Европейской части России недостает около 5 миллионов человек сельского населения [5]. Для успешного развития сельского хозяйства только в основной сельскохозяйственной зоне Европейской России (без севера) «недостает» 64 больших города с 6-7 миллионами населения [3]. 

В последние 20 лет направления внутрироссийской миграции имеют устойчивый центростремительный характер: население стягивается в Центральный федеральный округ, прежде всего в столичный регион. Только за 1989–2002 гг. Москва и область получили 2,8 млн миграционного прироста, частично за счет международной миграции, но на 70–80% – за счет притока населения из других регионов страны, в первую очередь из самого Центрального округа.

Притягивающая роль столичного региона сильно ощущается в пределах всей европейской части страны. 

Притягивающая роль Москвы не ослабеет в будущем, она может только усилиться, так как два ближайших десятилетия будут отмечены очень сильным сокращением численности ее населения в трудоспособном возрасте. По нашим расчетам, при условии отсутствия миграции (как международной, так и внутренней) в Центральном федеральном округе и в столичном регионе сокращение населения в трудоспособном возрасте будет сильнее, чем в целом по стране (табл. 1).

Таблица 1

Оценка изменения численности населения в трудоспособном возрасте
в 2005–2025 гг. при отсутствии миграции

 

 

 

 

Только для компенсации потерь населения в трудоспособном возрасте Центральному округу потребуется приток трудовых ресурсов в 6,4 млн человек, в т.ч. 3,2 млн понадобится столичному региону. Учитывая, что в потоках внутренней миграции лица в трудоспособных возрастах составляют около 75% общего потока, миграционный прирост, необходимый для компенсации потерь, должен составить 8,5 и 4,3 млн соответственно. Рост рождаемости и снижение смертности могут скорректировать эти цифры, но ненамного и уже не в этом десятилетии. Источником такого миграционного прироста могут быть либо внутренняя, либо международная миграция, либо и та и другая.

Пространственная мобильность и структура населения

Проведенный недавно в России опрос безработных и лиц, ищущих работу (ЛИР), (Институт международных исследований семьи по заказу Роструда. Государственный контракт (№55-юр от 11.07.2008 г.)) по теме «Разработка модели организации трудоустройства в другой местности граждан, ищущих работу, органами государственной службы занятости и рекомендации по ее администрированию» показал, что даже во время кризиса текущая и потенциальная мобильность граждан, обращающихся за содействием в поисках работы в региональные службы и центры занятости, невелика. Только 8% опрошенных в течение двух лет, предшествующих опросу, работали в других населенных пунктах. 10% предпринимали попытки искать работу в других регионах, 16% рассматривали варианты работы в других городах, ПГТ или сельских районах своей области (края, республики). Среди опрошенных 17% хотели бы при этом поехать на временную или постоянную работу в другую местность. Готовность искать работу в других регионах мало зависела от места проведения опроса: жители регионального центра и других городов примерно в равной мере не настроены ради работы покидать свой регион.

Демографические соображения не позволяют ожидать существенных изменений в территориальной мобильности российских трудовых ресурсов. При общем сокращении трудоспособного населения в ближайшие десятилетия особенно сильно уменьшатся контингенты молодежи (17–29 лет), а именно в этом возрасте отмечен пик территориальной мобильности. Этот пик устойчив во времени, в 2004–2008 гг. на лиц в этом возрасте приходилось 41–42% всех внутристрановых миграций. По расчетам, только за счет изменения структуры населения в пределах трудоспособного возраста (сокращение доли молодежи) миграционная активность населения снизится к 2025 г. на 9% [3]. Негативное воздействие изменения возрастной структуры уже ощущается на динамике пространственной мобильности, но наблюдаемый сейчас низкий уровень пространственной мобильности не предел.

Выводы

Обобщая сказанное о внутренней миграции, нельзя не прийти к выводу, что ее возможности внести вклад в смягчение напряженности на рынке труда минимальны. В той же мере, в какой этот рынок способен все-таки формировать отдельные устойчивые потоки внутренней миграции, он лишь обнажает скудность наличных демографических ресурсов, приводя к обезлюдению и без того слабо заселенных пространств.

Для реального определения спроса на рынке образовательных услуг необходимо создать условия для осуществления мониторинга миграционных и демографических изменений, а также потребностей рынка труда. Каждый вуз отдельно проводить такой мониторинг не в состоянии, и поэтому этот вопрос нужно решать на межвузовском или федеральном уровне объединив усилия участников рынка образовательных услуг. Необходимо оценить, сколько, к какому спросу, по каким специальностям и какого уровня профессионального образования необходимо подготовить специалистов.

Данную задачу невозможно решить без эффективной системы взаимодействия рынка труда и профессионального образования. Создаваемая при участии автора комплексная информационно-коммуникационная система, предусматривающая единство интерактивного пространства рынка образовательных услуг позволит обеспечить необходимую среду и коммуникации для решения вышеозначенных задач.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Трейвиш А.И. Перспективы развития России: роль демографического фактора [Текст]. – М.: ИЭПП, №53Р, 2003.
2. Градировский С.Н. Выхованец О.Д. Аллокация как механизм управления миграционной траекторий [Текст] // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сборник научных статей [Текст] / Под общей редакцией К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. – М.: ФМС России, 2009.
3. Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Де мографические и социально-экономические факторы динамики миграционной активности населения России: современная ситуация и перспективы: Научные труды ИНП РАН [Текст] // Гл. ред. А.Г. Коровкин. – М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Прогноз изменения численности учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (2007/08–2012/13 учебные годы) [Текст].– М.:ЦСП, 2008.
5. Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки [Текст]. – М.: Новое издательство, 2003.