Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2011

Воспроизводство инновационного потенциала в условиях модернизаации

Головко Александр Владимирович, аспирант экономического факультета, Кубанский государственный университет, начальник отдела маркетинга ООО «Интра», Россия

Reproduction of innovative potential in modern conditions - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Предложен авторский подход к исследованию воспроизводства инновационного потенциала, его закономерностей и противоречий с позиций теоретико-методологического синтеза, обоснована роль инновационной составляющей экономики как доминанты всех компонентов саморазвития человека и общества в целом.
Цитировать публикацию:
Головко А.В. Воспроизводство инновационного потенциала в условиях модернизаации // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 49-53.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Отличительной чертой современного этапа мирохозяйственного взаимодействия является постепенный переход ведущих стран к инновационному типу развития общества и созданию на этой основе принципиально новой модели экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, умений, навыков и способностей, выступающих в качестве ведущего производственного ресурса.

Системный подход к инновациям Термин «инновация» (innovation) генетически восходит к понятию «новшество», «нововведение» и означает принципиальную новизну отношений, процессов, технологий. В научный оборот термин «инновация» впервые ввел Й. Шумпетер, создав теорию экономической динамики, основанную на создании «новых комбинаций». В книге «Теория экономического развития» (1912 г.) Й. Шумпетер теоретически обосновал принципиально новый вид деятельности – предпринимательство, основная функция которого, – осуществление инноваций с целью максимизации прибыли. Предпринимательство Й. Шумпетер рассматривал как «разрушительное созидание», имея в виду его двойственную природу: с одной стороны, новаторская деятельность (непрерывно прогрессируя изнутри) способствует переходу экономики из одного равновесного состояния в качественно иное, что свидетельствует об экономической динамике; с другой стороны, философия предпринимательской деятельности продиктована стремлением максимизировать прибыль, потому часто сопряжена с нерациональным использованием имеющихся ресурсов. 

Теоретическая модель инновационной экономики предполагает систематическое проведение инновационной диагностики, позволяющей управлять инновационным процессом, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, придать ей элементы рациональности и оптимальности для эффективного осуществления поставленных целей.

Обеспечение инновационного роста в России связано с реализацией Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на обозримую перспективу – до 2015 года. Цель данной стратегии – разрешение противоречия между темпами развития и структурой российского сектора исследований и разработок и потребностями системы обеспечения национальной безопасности, растущему спросу со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии.

Финансирование научных исследований и разработок к 2010 году увеличится вдвое по отношению к 2002 году – с 2% до 4% ВВП. Всего на 2007–2012 гг. предусмотрено выделить 194,89 млрд р., в том числе за счет средств федерального бюджета – 133,83 млрд р. При этом особое внимание уделяется реализации системного подхода к формированию Национальной Инновационной Системы, развитию инновационной инфраструктуры, созданию элементов консалтинговой инфраструктуры, а также Центров международного сотрудничества.

Это позволит:

• сформировать систему определения приоритетов для государственной поддержки в научно-технологической сфере и обеспечить консолидацию средств Федерального бюджета на основных направлениях;

• отработать механизмы поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла: от генерации знаний до коммерциализации инновационных технологий»;

• создать организационную систему принятия решений, обеспечивающей согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации национальных приоритетов технологического развития.

Дальнейшее развитие указанных направлений связано с реализацией новой Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг., призванной обеспечить технологическую модернизацию отечественной экономики, повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в основной ресурс устойчивого развития.

Инновационная стратегия

Анализ тенденций развития высоких технологий в мире позволяет сформулировать необходимые предпосылки формирования и реализации Инновационной Стратегии развития экономики, разработка и реализация которой выступает важнейшим и неотъемлемым элементом эффективной научно-промышленной политики.

Инновационная Стратегия должна быть направлена на развитие и постоянную поддержку на должном уровне инновационного потенциала общества. Система поддержки отечественной науки, ее устойчивого развития предполагает выработку четких концептуальных подходов, определения системы целевых ориентиров, четкого правового регламента (статуса) по отношению к объектам интеллектуальной собственности и т.д.

К первоочередным направлениям государственной экономической политики по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности следует отнести:

• формирование конкурентной среды путем разработки современной, адекватной международным нормам, нормативно-правовой базы в области регулирования отношений между хозяйствующими субъектами;

• активное вовлечение в процесс инвестирования лидеров мирового и отечественного высокотехнологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционного климата;

• развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента;

• повсеместное введение института независимой экспертизы проектов и их результатов, разработку стандартов независимой научной экспертизы, придания им статуса правовых норм;

• организацию на регулярной основе мониторинга научно-исследовательской деятельности организаций;

• обеспечение финансовой прозрачности научных разработок и регламентацию использования доходов от научно-исследовательской деятельности.

Регулирование инновационной деятельности предполагает использование государством широкого спектра различных методов: организационных, экономических, финансовых, нормативно-правовых, административных и др. В настоящее время инновации становятся действенным средством увеличения прибыли в сфере бизнеса за счет снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами.

Повышение качества жизни

Темпы экономического развития, его качество, совершенствование структуры экономики, и, как результат, удовлетворение общественных потребностей, все в большей мере зависят от инновационной составляющей предпринимательской деятельности. Количественное наращивание этой компоненты и ее качественное совершенствование во многом определяются государственной экономической политикой. В сфере инновационных преобразований экономики государству принадлежит важная институциализирующая и регулирующая роль, выполняя которую, государство может как стимулировать, так и тормозить инновационные процессы. Следует иметь в виду, что конечной целью инновационных процессов (включая и социально-организационные инновации) является повышение качества жизни. Это предполагает:

• преодоление инерционного характера развития экономики и перехода к интенсивному (инновационному) типу экономического роста;

• усиление социальной ориентации экономики, как действенного стимула инновационного развития;

• адаптацию отечественного бизнеса к задачам освоения потенциально нового типа менеджмента, адекватного требованиям инновационного развития, создание новых видов предпринимательских структур, формирование у бизнес-сообщества активной восприимчивости к изменяющейся структуре потребпродукции, предстностей, социальным предпочтениям и запросам населения.

Анализ качественного состояния научно-технического потенциала России на рубеже XX и XXI вв. подтвердил факт несоответствия многих его компонентов уровню современных требований.

И хотя в последние годы наметилась положительная динамика, но она пока маломасштабна, а меры по наращиванию научно-технического потенциала недостаточно кардинальны.

Формировании предпринимательской конкурентной среды 

Россия обладает достаточным потенциалом для развития национальной экономики, главные среди которых ресурсный и энергетический потенциал, наука и инновационный потенциал, квалифицированный кадровый ресурс. Однако темпы роста ВВП (2-4% годовых) остаются все еще низкими.

Альтернатива ресурсной стратегии – значительный рост наукоемкого сектора, низкая доля которого способна обеспечить в ближайшее время не более 10-12% прироста ВВП. В этих условиях настоятельным и логически оправданным является переход к инновационно-ресурсной стратегии, а в перспективе – к инновационно-технологической, способной соединить воедино ресурсы и нанотехнологии, чем обеспечить более предпочтительное позиционирование России в мировой экономике. Речь идет о формировании предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой обладали бы стратегическим мышлением, способностью к обучению, усвоению и использованию новых знаний; создании условий для технологической модернизации отечественной экономики.

Механизм реализации инновационно-технологической стратегии включает широкий спектр условий, инструментов и институтов:

• государственную поддержку внедрения инновационных подходов через систему национальных приоритетов, укрепление правовых основ и выработка индикаторов на перспективу в контексте общемировых тенденций;

• динамику инвестиций, направляемых государством и крупным бизнесом в приоритетные отрасли для поддержки ресурсно-инновационной стратегии в направлении трансформации ее в инновационно-технологическую стратегию;

• наращивание потенциала конкурентоспособности через механизм реализации перспективных инновационных программ путем консолидации усилий государства, науки и крупного бизнеса.

Перевод российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию достаточно мощного научно-исследовательского потенциала и дальнейшее укрепление институциональных основ отечественной экономики. Реализация фундаментальных научных исследований позволит выявить ряд научных направлений, способных уже в обозримой перспективе стать основой для выработки приоритетных подходов в развитии науки и техники.

Вывод

Несомненной тенденцией перспективного периода будет дальнейшее усиление роли научно-технического прогресса в развитии всего мирового сообщества, как фактора интеграции международной научно-технической сферы. Последнее находит свое проявление в развитии международных научно-технических и инновационных связей, затрагивая общенациональные интересы.

Ряд научно-технических проблем носят глобальный характер, поэтому их решение требует консолидации инновационных усилий ряда стран, а порой и всего мирового сообщества.

Мировой инновационный процесс тесно связан с миграцией интеллектуального потенциала, являющегося не просто ресурсом, а доминирующим элементом национального богатства, который не может оставаться вне сферы государственного воздействия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Медведев Д.А. Бюджетное Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 ноября 2010 года. Электронный доступ: www.kremlin.ru
2. Медведев Д.А. Выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе 26 января 2011 года. Электронный доступ: www.kremlin.ru
3. Медведев Д.А.Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в г. Магнитогорске. 30 марта 2011 года. Электронный доступ: www.kremliin.ru
4. Аганбегян А. О модернизации социальной системы России // Экономическая политика, № 2, 2010 г.
5. Шувалов И. Россия на пути модернизации // Экономическая политика, № 1. 2010.
6. Чистяков В. Социальные ресурсы модернизации. // Экономист, № 5, 2010 г.