Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2011

Интеграционное объединение «вуз - предприятие» и его эффективность

Муравьева Елена Валентиновна, ассистентка, кафедра мировой экономики и истории экономических учений, Ульяновский государственный университет, Россия

Белый Евгений Михайлович, д-р технич. наук, профессор, директор, Институт экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета, Россия

Integration unity “institute of higher education – organization” and its efficiency - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
Образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач. Авторами рассматривается образовательно-промышленная группа (ОбПГ) как новая интеграционная форма образования и производства и определяются направления эффективности для участников ОбПГ с учетом синергетического эффекта.
Цитировать публикацию:
Муравьева Е.В., Белый Е.М. Интеграционное объединение «вуз - предприятие» и его эффективность // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 85-89.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что образование не может в полной мере развиваться на коммерческих началах.

Существенное бремя расходов на образование должно нести государство, поскольку процесс выполнения вузом своих уставных функций обладает свойствами общественного блага, потребление которого является всеобщим. 

Но с каждым годом доля участия государства в финансировании высших учебных заведений снижается. При уменьшении государственного заказа и в условиях демографического «спада» это не просто привлечение средств, но и вынужденная мера, направленная на сохранение кадрового преподавательского состава и обеспечение его работой. Для успешной реализации этого направления необходимо изменить структуру предоставляемых образовательных услуг, перенеся акцент на переподготовку, повышение квалификации, второе высшее образование и новые неконтактные формы обучения.

Взаимодействие ради эффективности

Предприятие и высшее учебное заведение являются двумя сторонами образовательного процесса. Вуз – производитель, а предприятие – потребитель специалистов. Поэтому именно от эффективности обратной связи между ними зависит степень соответствия качества подготовки специалистов пожеланиям работодателя, а следовательно, и востребованность выпускника вуза на производстве.

Решение вопроса о подготовке нужных экономике специалистов возможно лишь при тесном взаимодействии учебного заведения и предприятий. Необходимо создание системы, в рамках которой работодатель сможет влиять на состав образовательной программы и заказывать эксклюзивных специалистов, ориентированных на конкретное предприятие, а вуз иметь полигон, на котором в процессе обучения сможет «опробовать» качество и степень подготовки своих студентов.

В настоящее время особую роль приобретают различные многоотраслевые интегрированные структуры, способные обеспечить синергетический эффект в рамках взаимодействия участников [1]. Можно утверждать, что включение высшего учебного заведения в перспективные интеграционные объединения и ассоциативные формы бизнеса является необходимой предпосылкой повышения его конкурентоспособности – вуз получает возможность наращивания экономических ресурсов за счет вхождения в бизнес-группы, реализующие конкурентные преимущества территорий.

В качестве подобной интегрированной структуры предлагается рассматривать образовательно-промышленную группу (ОбПГ). Термин «образовательно-промышленная группа» впервые введен Н.Р. Кельчевской и Л.А. Романовой, в работе [2], где ОбПГ определяется как «совокупность учебных заведений и предприятий, объединивших по системе участия свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании образовательно-промышленной группы в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества подготовки кадров всех уровней образования в соответствии с современными требованиями технологического и экономического развития предприятий».

Структура образовательно-промышленной группы, по мнению авторов  [2,3], может быть различной в зависимости от задач, поставленных при ее создании. Минимальный состав группы – один вуз и одно промышленное предприятие. Но если речь идет о создании отраслевого профессионально-образовательного комплекса, в ОбПГ могут объединиться несколько промышленных предприятий одной отрасли и высшее учебное заведение, координирующее сквозной учебный процесс непрерывной и многоуровневой подготовки кадров для отрасли. В случае необходимости в группу может входить несколько образовательных учреждений разных уровней профессионального образования.

Трактовку дефиниции «образовательно-промышленная группа» следует расширить и определить ее как форму государственно-частного партнерства в сфере высшего профессионального образования, представляющую собой в наиболее общем случае организационный альянс одного или нескольких государственных высших учебных заведений, образовательных учреждений других форм собственности и уровней профессиональной подготовки и функционирующих в промышленности субъектов частного сектора экономики, объединившихся на основе консолидации ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков [1].

Представляется возможным рассмотреть образовательно-промышленную группу как особую форму интеграции высшего профессионального образования в производственный кластер.

Производственный кластер представляет собой сконцентрированную на ограниченной территории группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая поддерживает (обеспечивает) конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности; развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций [1].

Производственный кластер может включать представителей власти, профессиональные объединения, организации гражданского общества в регионе, сформированные вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности.

ОбПГ: признаки, основная задача и оценка деятельности

Итак, образовательно-промышленная группа может быть представлена в виде единого взаимосвязанного комплекса, расположенного на одной территории, в состав которой входят одно или несколько ведущих предприятий кластера и крупнейшие университеты региона, объединившие по системе участия свои материальные и нематериальные активы, координирующие сквозной учебный процесс непрерывной и многоуровневой подготовки кадров для отрасли, начиная с начального профессионального обучения и заканчивая послевузовским образованием (школа – училище – колледж – вуз – курсы переподготовки и повышения квалификации – аспирантура – докторантура), идеологически связанные с корневым бизнесом данного кластера.

Таким образом, обязательными признаками ОбПГ являются:

• присутствие в альянсе, по крайней мере, одного государственного вуза;

• участие в группе, по крайней мере, одного промышленного предприятия, представляющего негосударственный сектор экономики;

• использование ресурсов всех участников ОбПГ; 

• наличие позитивного эффекта от участия в ОбПГ для всех партнеров.

Организационно-промышленная группа объединяет в своем составе заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве участников. Основная задача ОбПГ заключается в оптимизации процессов взаимодействия участников для достижения максимального значения показателей эффективности.

Целесообразной представляется количественная оценка эффективности деятельности ОбПГ по основным заявленным направлениям. Объективная и обоснованная оценка эффективности с точки зрения партнерского взаимодействия государственных вузов и субъектов реального сектора экономики является достаточно сложной задачей.

Сложность и многообразие основных бизнес-процессов, реализуемых в ОбПГ, не позволяют охарактеризовать эффективность партнерской деятельности ни по одному направлению каким-то единственным универсальным показателем. Для оценки эффективности деятельности в рамках ОбПГ представляется необходимым определить некоторое конечное множество показателей, которые дают возможность измерить реальные (фактические или ожидаемые) результаты деятельности. Другими словами, эффективность должна выражаться системой показателей, позволяющей всесторонне оценить результат функционирования ОбПГ. Заметим, что система показателей – это необходимый инструмент формирования информационной базы мониторинга эффективности функционирования любого сложного объекта в целях осуществления компетентного управления им.

Для ОбПГ система показателей эффективности должна включать группы показателей по каждому направлению деятельности, а для некоторых направлений, в частности связанных с образовательной и научно-инновационной деятельностью, «свои» показатели должны быть разработаны для каждой из сторон партнерства и для региона в целом. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, образовательные проекты играют ведущую роль в деятельности ОбПГ, а во-вторых, для ряда направлений (совместные научные и инновационные программы, инвестиционные проекты) существуют апробированные и широко используемые системы показателей эффективности.

Показатели целесообразно сконструировать для двух сторон альянса – высших учебных заведений и бизнес-структур, а также сгруппировать по отдельным сферам деятельности профессионального образования.

Заметим также, что для образовательных учреждений оценку эффективности в ряде случаев следует проводить не в масштабах всего вуза, а в рамках конкретной образовательной программы, так как «типичный» участник ОбПГ – это региональный университет, осуществляющий подготовку студентов по большому числу направлений и специальностей, многие из которых могут быть априорно не востребованы данной образовательно-промышленной группой. Такой подход тем более целесообразен в связи с тем, что один университет может быть одновременно участником в нескольких разноплановых ОПГ.

Вывод

В целом под эффективностью деятельности образовательно-промышленной группы следует понимать результативность совместной деятельности участников как единого целого, определяемую как отношение суммы индивидуальных эффектов всех участников ОбПГ с учетом возникающих синергетических эффектов к затратам, обусловившим их получение. Каждый из участников ОбПГ должен быть убежден в собственной выгоде и в справедливости общего синергетического эффекта, в противном случае он не войдет в ОбПГ. При этом эффективность образовательно-промышленной группы определяется результативностью ее деятельности на разных уровнях функционирования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Белый Е.М. Государственно-частное партнерство в высшем профессиональном образовании [Текст]. – Ульяновск: УлГУ, 2009.
2. Кельчевская Н.Р., Романова Л.А. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала [Текст] // Университетское управление: практика и анализ, 2004. – № 3.
3. Кельчевская Н.Р., Шкавро С.Л. Образовательно-промышленные группы как инструмент финансирования вуза [Текст] // Университетское управление: практика и анализ. 2005. – № 6.