Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2011

Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития

Лукьянчикова Татьяна Львовна, кандидат экономических наук, доцент, Орловский государственный технический университет, Россия

Knowledge-based economy: formation and assessment of development level - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 119

Аннотация:
Рассмотрен процесс формирования экономики, основанной на знаниях, через появление отраслей и видов экономической деятельности, занятых научной выработкой новых идей и знаний; исследованы качественные характеристики и предложены индикаторы уровня развития хозяйства.
Цитировать публикацию:
Лукьянчикова Т.Л. Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 104-108.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Признание первостепенной роли знаний, прежде всего кодифицированных, в появлении и развитии новых секторов занятости, массовой доступности высшего образования, быстром росте высокотехнологичного сектора услуг и других важных социально-экономических явлений подтолкнуло экономистов разных стран к разработке концепции «экономики, основанной на знаниях», и вопросов, связанных с ее проявлениями.

Появилось большое количество научных работ, в которых были введены такие термины, как «экономика, основанная на знаниях»; «экономика знаний»; «неоэкономика»; «инновационная экономика»; «информационная экономика»; «общество, основанное на знаниях»; «национальная инновационная система» и т.д.

При всем обилии русскоязычных публикаций, в которых употребляются вышеприведенные термины, до сих пор отсутствуют разработки, объясняющие методологические аспекты изучения экономики знаний и ее измерений. В русскоязычной научной литературе преобладают работы, относящиеся к тем или иным практическим аспектам экономики знаний, безотносительно к самой категории «экономика, основанная на знаниях», конституирующей некоторую систему понятий и направлений, в которых она может быть определена, изучена и измерена.

Терминология познается в содержании

Различия в трактовках содержания и атрибутов экономики, основанной на знаниях, определяются акцентами, расставляемыми в существующих исследовательских проектах и публикациях. Обобщенно можно выделить следующие существенные характеристики:

• знания становятся ключевым фактором роста наряду с капиталом и трудом – концепция знаний как ресурса;

• производство знаний является наиболее важным и определяющим «лицом» современной экономики

• концепция знаний как продукта;

• кодифицированные знания становятся важнейшей компонентой экономических отношений – концепция кодифицированного знания;

• знания базируются на развитии и изменении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – концепция экономики знаний как важнейшего следствия развития информационного общества.

Таким образом, под экономикой, основанной на знаниях, следует понимать зарождающуюся и быстро развивающуюся сферу новой экономики, базирующуюся на приоритетном воспроизводстве знаний и инновационной активности предприятий. Концептуально теория экономики, основанной на знаниях, развивается по направлениям характеристики знаний как особого и приоритетного ресурса, как ведущего и высокодоходного продукта и товара, как кодифицированного знания, определяющего компетенции персонала, как источника и основы развития информационного общества.

Атрибуты и их признаки

Качественная характеристика специфических атрибутов экономики, основанной на знаниях, включает следующие признаки:

• объём и обновление научных знаний, обеспечивающих лидерство страны в макротехнологиях;

• сокращение жизненного цикла научно-технических знаний, определяющих конкурентоспособность стран в глобальной экономике;

• непрерывность инновационной деятельности в отраслях новой экономики и реструктуризация технологий традиционных отраслей экономики;

• определяющая роль человеческого, прежде всего интеллектуального капитала в структуре (комбинации) капитальных активов фирм;

• акцент на квалификацию и компетентность персонала предприятий в системах аттестации, стимулирования и оплаты труда;

• распространение сетевых структур и информационно-коммуникативных технологий в системе социально-экономических отношений по воспроизводству информации, знаний, социальных услуг и материальных благ.

Идея экономики, основанной на знаниях, позволила приблизить получение ответов на вопросы о том, что является движущей силой современных экономик, в какой мере экономический рост проявляется в разных странах, благодаря каким факторам рост возможен, и как их измерить.

Экономический рост показывает более высокие количественные и качественные результаты, когда опирается на стратегическое партнерство государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Поэтому экономическая политика в эпоху экономики, основанной на знаниях, должна базироваться на следующих фундаментальных принципах:

• создании благоприятного инвестиционного климата и поощрении инвестиций, особенно в высокотехнологичные производства;

• развитии науки и технологий в качестве важнейшего ресурса, питающего экономический рост;

• создании и поддержке конкурентных условий для всех экономических агентов с целью поощрения инноваций и роста производительности труда;

• формировании трудовых ресурсов, способных к адаптации к быстро меняющимся условиям и имеющих навыки управления возникающими рисками;

• стимулировании гибкой институциональной среды, прежде всего, в области государственного управления.

Новые государственные институты должны быть способными к эффективному инвестированию в зонах «провала рынка», особенно там, где создаются новые знания и начинается процесс их распространения, т.е. в области науки и образования. 

Целесообразно использовать следующие группы индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях (табл.1). Анализ данных показателей России в сравнении с другими странами выявил, что в настоящее время в стране недооценен труд персонала, занятого в науке и образовании, уровень финансирования этих отраслей низок, причем величина показателей приближается к уровню стран, где научно-технический и образовательный потенциал развит недостаточно высоко.

Таблица 1

Основные индикаторы уровня развития экономики,
основанной на знаниях

 

 

 

Выводы

В России в XXI веке сохраняется ряд условий, тормозящих развитие экономики, основанной на знаниях:

во-первых, неготовность российской промышленности к трансформации новых знаний в новые технологии и товары;

во-вторых, отсутствие адекватной государственной надстройки, выраженной в целях и механизмах научно-технической и инновационной политики и способной обеспечивать взаимодействие науки и бизнеса в решении социально-экономических задач;

в-третьих, низкое качество государственного управления и отсутствие отвечающей современным требованиям системы подготовки и переподготовки работников государственного аппарата всех административных уровней.

Российскому обществу предстоит работать над тем, чтобы стать зрелой постиндустриальной нацией, в сознании которой будут укоренены принципы свободы и демократии. Предстоит наладить производство продукции, способной конкурировать с зарубежными образцами, активнейшим образом наращивать и раскрывать свой интеллектуальный потенциал.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности [Текст] / Руководители авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2004.
2. Кузык Б.Н. Россия -2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2005.
3. National Science Board. Science and Engineering Indicatоrs – 2006. Arlington, VA: National Science Foundation, 2006.