Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2011

Корпоративная социальная ответственность на территории Пермского края

Мингалева Жанна Аркадьевна, доктор экон. наук, профессор, заведующая, кафедра национальной экономики и экономической безопасности, Пермский государственный университет, Россия

Смилевская Ирина Павловна, аспирантка, консультант, аналитическое управление Аппарата Правительства Пермского края, Россия

Corporate social responsibility in Perm district - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Что понимается под социальной ответственностью бизнеса перед обществом, перед государством? Какие существуют формы имиджевой политики? Представлены возможные ответы на эти вопросы и перечислены принципы, с помощью которых бизнес осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для него направлениях на примере группы ОАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае.
Цитировать публикацию:
Мингалева Ж.А., Смилевская И.П. Корпоративная социальная ответственность на территории Пермского края // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 5. – С. 47-52.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Социальное партнерство, в отличие от государственно-частного, направлено на решение проблем социального развития территорий.

Очень часто под социальным партнерством понимают лишь трехстороннее сотрудничество власти, бизнеса и профсоюзов. Но это только одна из возможных его форм, направленная на регулирование трудовых отношений.

Визитная карточка компании

Социальное партнерство представляет собой связь между бизнесом, властями и жителями территорий, где непосредственно осуществляется деятельность предприятия. В таком контексте социальное партнерство обретает новое содержание, суть которого заключается в конструктивном взаимодействии между тремя общественными силами (властью, бизнесом и общественными организациями). Сотрудничество возникает в результате понимания взаимной ответственности за решение проблем развития территории и гарантированной реальной выгоды от совместной деятельности.

При этом перед бизнесом встает и ряд проблем, таких как поиск новых наиболее эффективных путей и способов развития и управления множеством отношений в современной бизнес-среде (от поставщиков до клиентов, от государственных органов до местных сообществ и т.д.), разработка механизмов воздействия на окружающую среду и все общество и др.

Социальная ответственность бизнеса также является одной из форм социального партнерства. Бизнес вкладывает в это понятие выплату зарплаты, своевременное и полное отчисление налогов, реализацию внутрикорпоративных социальных программ и т.д. Власть пытается привлечь бизнес для решения социальных проблем, которые часто решить самостоятельно в полной мере не в силах. На Всемирном бизнес-конгрессе за устойчивое развитие в докладе «Making Good Business Sense» («Создавая смысл для бизнеса») Лорд Холм и Ричард Уаттс дали такое определение социальной ответственности бизнеса: «Это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом».

Таким образом, социальная ответственность во многом становится визитной карточкой самой компании.

Во имя человека

Социально ответственная компания действует на основе принципов социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. К примеру, содействие развитию культуры социального проектирования среди населения и общественных организаций, финансовая поддержка реализации пилотных проектов оказания социальной помощи населению. Ее приоритетными направлениями являются: 

1. Добросовестная деловая практика.

2. Развитие персонала, включающее, в том числе, обучение специалистов для формирования кадрового резерва и содействие в улучшении жилищных условий перспективным и квалифицированным специалистам через использование системы льгот.

Так благодаря подбору президентом ОАО «ЛУКОЙЛ» В.Ю.Алекперовым эффективной команды и профессионалов-менеджеров высшего и среднего звена эти люди смогли раньше многих других оценить роль человеческого фактора в производственной и коммерческой деятельности. Главным определяющим моментом политики компании в области социально-трудовых отношений является, по словам президента ОАО «ЛУКОЙЛ», целенаправленная ориентация на «укрепление корпоративной морали», «лояльности и солидарной ответственности персонала», а также «развитие системы управления человеческими ресурсами» компании [3]. В официальных документах компании фигурирует также принцип «полного и гармоничного сочетания интересов», нацеленность менеджмента на воплощение формулы «компания – единая семья».

3. Безопасные условия труда и охрана здоровья на каждом рабочем месте: создание и поддержание дополнительных, наряду с законодательно закрепленными, безопасных условий труда и норм охраны здоровья.

4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение.

ОАО «ЛУКОЙЛ» на территории Пермского края за период с 2006 по 2010 год обеспечило экологическую и радиационную безопасность, разработку и проведение мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды при осуществлении своей деятельности по добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья, газо- и нефтепродуктообеспечению. Также компания осуществила реализацию проектов защиты окружающей среды, в том числе программ по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, восстановлению и очистке водных объектов. Сумма вложений компании в природоохранные мероприятия на территории Пермского края в 2006-2010 гг. составила 9,8 млрд рублей.

5. Социально ответственная реструктуризация.

6. Развитие местных сообществ, то есть содействие местным сообществам в эффективном управлении и развитии.

7. Поощрение благотворительности и волонтерства. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [5].

Ответственное осознание

Благотворительность стала самой востребованной и популярной формой социальной активности. В идеале вся благотворительная деятельность носит добровольный характер, выходит за рамки установленного законом минимума социальных обязательств, которые несет бизнес. В целях повышения эффективности этой работы, перевода ее в новое качество необходимо при формировании благотворительных программ учитывать интересы и приоритеты органов местного самоуправления, поддержку деятельности депутатов и реализацию наказов избирателей. Также чтобы учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов регионального бюджета для социального развития территорий, необходимо участие в региональных конкурсах социальных проектов, долевое участие в финансировании социальных программ. По мнению вице-президента и исполнительного секретаря Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) И. Юргенса, «… нормальная, цивилизованная благотворительность системного характера в стране уже возникла и активно развивается» [1].

Благотворительность – самое зримое проявление социально ответственного поведения бизнеса. По мере развития рыночных отношений, появления крупных и сверхкрупных состояний и приобщения российских компаний к мировым торгово-финансовым операциям в стране создаются объективные и субъективные условия для таких форм социальной активности корпораций, которые характерны для традиционной рыночной экономики.

Партнерство ради развития

Выбор объекта для благотворительных акций остается за руководством предприятия и зависит от характера производственной деятельности компании и ее «географии», численности занятых, от предпочтений акционеров. Такие вложения средств рассматривались и продолжают рассматриваться как эффективные ресурсы имиджевой политики.

Так на территории Пермского края группа предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ» с 1998 года направляет благотворительные средства в строительство, реконструкцию социальных и духовных объектов края. 

Следует отметить, что основная идея в социальной сфере – это идея партнерства, сотрудничества в решении вопросов социального развития компании и Правительства Пермского края, а также его муниципальных образований. В большинстве случаев идея партнерства проявляется в форме соглашений, в рамках которых обговариваются и прописываются как принципиальные вопросы сотрудничества, так и сугубо конкретные его детали. Так подписанное губернатором Пермского края и президентом ОАО «ЛУКОЙЛ» 01 декабря 2010 года Соглашение об экономическом и социальном сотрудничестве между Пермским краем и ОАО «ЛУКОЙЛ» направлено на развитие экономики, улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий на территории региона и его муниципальных образований. Значительное место занимают вопросы социального менеджмента и принимаемых компаниями корпоративных кодексов, например, Социальный кодекс ОАО «ЛУКОЙЛ».

Вывод

Выше представлены возможные варианты сотрудничества бизнеса и государства, в результате которых выигрывают не только они как партнеры, но и общество в целом. Сотрудничество выгодно все субъектам регионального сообщества, так как благотворительные средства бизнес направляет в социальные объекты, которые необходимы для региональной жизнедеятельности.

При этом в таких динамично развивающихся регионах как, например, Пермский край, крупный бизнес, который участвует в софинансировании с государством ряда социальных объектов, реально способствует решению проблем социально-экономического характера, причем создает условия для решения таких проблем на постоянной основе.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Большой бизнес [Электронный ресурс]. – М.: 2006, №3. Режим доступа: www.bolshoybusiness.ru.
2. Алекперов В. Вертикально-интегрированные компании России [Текст]. – М.: 1996.
3. Ассоциация менеджеров. Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности [Текст]. – М.: 2006, С. 4.
4. Управление социальными программами компании [Текст]. – М.: 2003.
5. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (в ред. от 23.10.2008 № 383-ФЗ) [Текст].
6. Соглашение об экономическом и социальном сотрудничестве между Пермским краем и ОАО «ЛУКОЙЛ» от 01.12.2010 [Текст].