Особенности и проблемы развития образовательных услуг в экономической динамике

Цыбулина Д.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (52), Апрель 2011

Цитировать:
Цыбулина Д.Н. Особенности и проблемы развития образовательных услуг в экономической динамике // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 4. – С. 77-80.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619461
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследованы образовательные услуги в совокупности с методами государственного регулирования образовательной конкурентной среды, намечены направления сотрудничества различных организаций сферы образования, определены тенденции развития рынка данных услуг. Отмечено, что несмотря на нечеткость ценностных ориентиров российский рынок образовательных услуг обладает значительным потенциалом развития и роста.

Ключевые слова: инвестиции, образовательные услуги, трансформация, сфера услуг, спрос, модернизация, источники финансирования, развитие, сотрудничество, координация, учебные заведения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рыночное преобразование российской экономики вызвало существенный прирост объема, качества и динамики сферы образовательных услуг, в том числе предоставляемых на платной основе системой высшего профессионального образования. Об этом свидетельствуют ускоренные темпы роста числа студентов в вузах [1].

Однако качественные преобразования охватили не только отраслевые параметры высшей школы, они привели и к существенному изменению самого экономического механизма функционирования сферы высшего образования: во всех регионах возникли и организационно оформились локальные рынки образовательных услуг. Отличительная специфика этих рынков состоит в том, что качественно определяющую роль здесь играет сегмент платных услуг.

Образовательный ландшафт России

В настоящее время становится очевидным, что только благодаря переходу к системе открытого образования и формированию локальных рынков образовательных услуг российская высшая школа вышла на одно из первых мест в мире по относительному приросту численности студентов.

Исследование субъектов рынка образовательных услуг и решение проблемы развития государственного регулирования в области образования возможно лишь во взаимосвязи со всеми сегментами российского рынка труда. Именно такая взаимосвязь позволяет по-новому проанализировать сложившуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг, выявить основные закономерности его развития и научно обосновать выбор принципов и методов государственного регулирования, что является весьма актуальным на современном этапе экономического развития России. Указанная концептуальная основа исследования рынка образовательных услуг полностью отвечает требованиям системного подхода.

За последние 10-15 лет существенным образом изменился ландшафт российского рынка образовательных услуг: появились новые агенты на рынке, новые форматы обучения, расширились возможности доступа к традиционным формам получения профессионального образования, стали изменяться требования работодателей к уровню образования выпускников и качеству их подготовки.

Об этом свидетельствует одна из тенденций, характеризующих ситуацию в российском высшем образовании, а именно его массовизация. Если в 1970-80-е годы численность студентов в стране колебалась (в обе стороны) в пределах 3-7% населения, а число вузов за все послевоенное время менялось в коридоре 430-500, то с начала 1990-х годов число вузов двукратно увеличилось (не считая открытия многочисленных филиалов), а количество студентов возросло в 2,3 раза [2].

Рыночные отношения и образование

В настоящий момент сфера образования в России переживает период реформирования. Трансформация всей экономической системы, переход на рыночные отношения во всех отраслях экономики, повлияли и на сферу образования, привнеся в неё рыночные отношения. Следует отметить, что в развитых индустриальных странах сфера образования, а особенно система высшего образования всегда была, в основном, изолирована от действующих рыночных механизмов.

Процесс трансформации системы образования в России совпал с общемировыми и общеевропейскими тенденциями развития рыночных отношений в этой сфере.

Учитывая объемы внебюджетного финансирования, зависимость функционирования высшего и среднего учебного заведения от коммерческой деятельности, экономическое поведение государственных и негосударственных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг существенно не различается.

Процесс координации действий в период мирового экономического кризиса во многом зависит от инструментов, с помощью которых проходит сохранение и восстановление секторов экономики в стране, в том числе сектора образования. Изучая сектор образования можно сказать, что его развитие очевидно. Особенно значимые шаги в модернизации были предприняты на втором этапе развития рынка образовательных услуг. Выделение этапов позволяет более детально рассмотреть каждый период в развитии рынка образовательных услуг и обозначить основные предпосылки для его дальнейшего роста.

Долгий путь к престижу

Высшие и средние учебные заведения, развивая многоканальность источников финансирования, дополнительно к платному обучению по основным образовательным программам стали развивать дополнительное образование по средне- и краткосрочным программам.

Получается, что на рынке образовательных услуг конкурируют государственные и негосударственные вузы, учреждения дополнительного образования, работающие только на коммерческой основе, и индивидуальные производители образовательных услуг.

В последние годы все чаще источниками внешнего финансирования становятся гранты различных фондов, участие в международных программах, сотрудничество с зарубежными университетами. Но привлечение такого источника требует от учебного заведения определенного статуса и престижа.

Но в то же время не секрет, что многие работодатели предпочитают брать на работу выпускников государственных вузов. По результатам опроса, проведенного двадцатью агентствами общества занятости «Триза», базовое образование должно быть государственным, «коммерческое» же приветствуется как второе образование, повышение квалификации. Подготовка специалистов в государственных вузах в среднем лучше, чем в негосударственных [1].

На взаимовыгодной основе

В настоящий момент отношения негосударственных вузов с государственными носят характер не только конкуренции, но и сотрудничества. Такое сотрудничество является плодотворным для обеих сторон и может осуществляться по следующим направлениям:

• создание и апробация новых методик в негосударственном вузе, а затем привнесение этого опыта в работу государственного вуза;

• совместная разработка уникальных программ и их реализация в обоих вузах;

• совместное проведение научных конференций, совместная научная и издательская деятельность и т.д.

Существуют и особые формы сотрудничества и взаимодополнения друг друга, когда государственные вузы естественнонаучного профиля сотрудничают со вновь образованными вузами гуманитарного профиля. При этом студенты имеют возможность наряду с технической получить специальность экономического или юридического направления (в частности, так работают Физико-технический институт и Российский новый университет).

Вывод

Таким образом, поведение учреждений образования на современном рынке образовательных услуг существенно не зависит от форм собственности. В целом, тенденции развития рынка услуг в экономике России являются неоднозначными и противоречивыми.

С одной стороны, специфика развития российского рынка услуг определяется институциональной неполнотой, что связано с крайне слабым развитием как формальных, так и неформальных институтов. Ценностные ориентиры, традиции производства и потребления услуг, стереотипы деятельности институциональных субъектов рынка (потребителя и производителя) пока еще недостаточно сформированы. Этому во многом препятствуют структурная асимметрия рынка и отраслевые диспропорции в развитии непроизводственной сферы экономики.

С другой стороны, несмотря на то, что рынок услуг в России развит слабо и характеризуется однообразием предлагаемых услуг, он имеет значительный потенциал развития и роста. Можно отметить такие положительные тенденции, как интенсивное развитие сферы услуг и рост занятости, повышение влияния внешнего спроса и экспортной ориентации отраслей услуг, опережающей рост инвестиций в основной капитал относительно динамики ВВП, сохранение высокого потребительского спроса на услуги.


Источники:

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Коробецкий И.А. Управление процессом развития современной образовательной системы [Текст]. – М.: МКО, 2009.
2. Российский статистический сборник [Текст]. – М.: Росстатинформ, 2010.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 15:56:52