Business Intelligence: просто о сложном

Петров Е.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать:
Петров Е.П. Business Intelligence: просто о сложном // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 24-30.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15246994

Аннотация:
BI-системы все шире и шире применяются в нашей стране. Многие предприятия внедряют данные системы в надежде повысить качество административного управления. Но необходимо учитывать, что внедрение данных систем влечет за собой не только существенные финансовые вложения, но и требует значительного времени и трудовых ресурсов.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, ERP-системы, business intelligence, bi-система



Большинство компаний в своей повседневной работе используют стандартные офисные приложения. Прогнозирование, планирование, анализ результатов производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности ведется на основе Microsoft Excel. Для повышения эффективности своей деятельности компании вынуждены прибегать к более сложным программным продуктам, таким как CRM-, ERP- или BI-системы (от Business Intelligence). Но, если CRM-системы направлены на повышение качества учета и уровня обслуживания клиентов компании, а ERP-системы позволяют улучшить управленческую отчетность предприятия, то BI-системы, по своей сути, должны помогать руководителям предприятий не только в получении нужных данных, но и нести в себе консалтинговую составляющую, облегчающую лицу, принимающему решение, провести анализ полученных данных и спрогнозировать эффект от принятого решения по каждой отдельно взятой ситуации.

Следующий шаг…

Очень часто руководство предприятий проявляет интерес именно к системам Business Intelligence, после того как в компании налажена и отработана система по оперативному учету и сбору данных. BI-система становится следующим шагом после установки ERP-систем. К тому времени как будет принято решение по внедрению Business Intelligence, в компании уже должен сформироваться определенный массив накопленных данных, который в последствии послужит базисом для работы BI-системы.

Почему именно в такой последовательности? ERP-системы с успехом справляются в решении оперативных учетных и оптимизационных задач, но на их основе достаточно трудно увидеть всю картину целиком, провести анализ сложившейся ситуации, учесть влияние хотя бы самых важных внешних факторов и в итоге вынести некую объективную оценку всему происходящему. Именно для этих целей существуют системы класса Business Intelligence.

С помощью данных систему к управленческой отчетности можно применить многофакторный анализ, позволяющий не только взглянуть на всю картину целиком, но и углубится в детализацию по отдельным процессам и даже по работе отдельного менеджера. Еще одним плюсом данных систем является то, что вся информация предоставляется пользователю в удобной форме и в максимально короткие сроки. [1]

Кто поможет бороться с обилием информации?

Очень часто компании, которые прибегают к внедрению BI-систем, находятся в постоянном развитии. Они стараются внедрять различные инновации, постоянно укрупняются, развиваются в пользу расширения доли рынка и постоянного расширения круга своих клиентов. Среди клиентов-интеграторов Business Intelligence довольно много компаний банковского сектора, что продиктовано жесткими требованиями государства к предоставляемой отчетности и ростом конкуренции среди страховых компаний и банков.

Интерес к BI-системам существует и в крупных торговых компаниях, где количество транзакций за год может превысить несколько десятков миллионов – стандартное ПО просто не в состоянии с высокой производительностью обслуживать коммерческую деятельность таких организаций. Также в последнее время часто укрупняются Телеком и другие производственные компании. С переходом на более высокий уровень управления и контроля руководству все чаще и чаще приходится выбирать соответствующие инструменты для эффективной работы.

«Наша торговая сеть сейчас нагружена огромным объемом информации, – говорит Николай Зайцев, IT-директор «Л’Этуаль». – У нас работают две тысячи кассиров, пробивается 200 тысяч чеков в день, в ассортименте насчитывается более 65 тысяч наименований товаров. Внедрение системы электронной обработки информации позволило не только оперативно анализировать, какой товар и где пользуется наибольшей популярностью, получать оперативные отчеты о финансовом состоянии, но и бороться с весьма ощутимым злом: мошенничеством».

Нужно пояснить, что мошенничество заключалось в неправомерном предоставлением скидки сотрудником магазина. Другими словами, покупатель приобретал товар, а кассир, при отпуске товара пользовался своей дисконтной карточкой, и пробивал товар со скидкой. Далее денежную сумму, в размере скидки, сотрудник присваивал себе. BI-система, внедренная в компании «Л’Этуаль», позволила бороться с такими случаями.

На данный момент в компании оперативно анализируется размер предоставляемой скидки на каждой кассе и у каждого кассира, и если вдруг у какого-то кассира имеет место резкое увеличение количества продаж по дисконтным картам, служба безопасности сразу обращает на это внимание. По словам Николая Зайцева, новая система учета и анализа помогла компании избавится от таких случаев мошенничества, которые наносили ущерб в несколько миллионов долларов в год. [2]

Ситуация на рынке

Рынок BI-систем в данный момент переживает рост во всем мире. Согласно данным аналитиков, темпы развития рынка ERP-систем в мире примерно равны 4-5% в год, а темпы роста BI-систем достигают 15%. Кроме того рынок переживает эпоху слияний и поглощений разработчиков данных систем. Если в 2000-х годах в основном имели место приобретение мелких компаний более крупными разработчиками, то в наше время слиянии и поглощения затронули и гигантов: стоить вспомнить о недавнем приобретении компанией Microsoft разработчика систем анализа и отчетности ProClarity, а также слиянием c Oracle крупного разработчика BI и CRM компании Hyperion, после которого многие заговорили о новой волне становления мирового рынка данных систем. [4]

Наиболее существенный темп рост рынка BI-систем в России начал формироваться с 2005 года. И уже по итогам 2006 года многие компании-поставщики BI-систем отмечали рост числа клиентов более, чем в 1,5 раза. Относительно перспектив развития данного рынка в нашей стране многие аналитики сходятся во мнении, что российский рынок составляет лишь несколько процентов от общемирового и основную борьбу за клиента нам еще следует ожидать.

Согласно исследованиям консалтинговой компании Gartner, в мире можно выделить следующих производителей, лидирующих в данной отрасли: IBM, Microsoft, Oracle, SAP, SAS, Information Builders и Microstrategy. Платформы данных производителей успешны на рынке и имеют разнообразные функциональные возможности. Но это не дает полной надежности, что продукт той или иной компании сможет в полной мере отвечать всем требованиям клиента. [5]

«Идеальное приложение к хорошим мозгам»

Несмотря на то, что BI-системы способны помощь решить самые разнообразные аналитические задачи, не все из них являются самодостаточными. Например, многие системы не имеют собственных средств управления базами данных, компонетнов для выгрузки и преобразования данных или средств для работы пользователя с BI. В таких случаях заказчику необходимо будет договариваться о приобретении недостающих частей у других поставщиков. В реальности не всегда возможно обойтись только одной системой бизнес-анализа. При построении системы класса Business Intelligence, нужно учитывать, что это не всегда продукция только одного разработчика. Вместе с тем, не нужно забывать и о стоимости BI-систем. Причем под «стоимостью» нужно подразумевать не только финансовые средства, силы и время сотрудников на внедрение и настройку программного оборудования, но и средства, выделяемые компанией за право пользования данными системами. Компании-разработчики таких систем зарабатывают не только продавая свои разнообразные продукты (например, компания Oracle имеет около 9 тысяч продуктов), но и постоянно предоставляя возможность своим клиентам улучшить ранее купленные продукты.

Можно сказать, что продавая свои продукты, компании-производители программного обеспечения накапливают некую клиентскую базу, состоящую из компаний, которые внедрили у себя решения этих производителей и потратили на это огромные средства. Далее компания-производитель как бы «привязывает» к себе своего клиента, подписывая с ним контракт на сервисное обслуживание. Этот контракт не обязателен, но желателен, так как за эти деньги компания, установившая ПО, получает не только сервисное обслуживание, но еще и различные обновления программы. Соответственно за несколько лет такого обслуживания компания будет вынуждена выложить немалые деньги. [3]

Выводы

Несмотря на то, что многие компании сегодня относятся к ERP- и BI-системам как к обязательному элементу, помогающему выживать в конкурентной среде, каждая компания, а вернее ее руководство, должно самостоятельно принимать решение о необходимости внедрения систем такого класса. Это связано с тем, что при умелом и профессиональном использовании таких продуктов руководители организации могут значительно увеличить эффективность бизнеса. Андрей Хоробрых, начальник департамента ИТ, автоматизации и телекоммуникаций ОАО «Газпромнефть» так выразился относительно систем такого класса: «BI-система является идеальным приложением к хорошим мозгам и методологии». [1]


Источники:

1. «Эксперт». – 2009. – №47 (684).
2. «Эксперт». – 2005. – №44 (490).
3. «Политика» . – 2008. – №48 (603).
4. «Секрет Фирмы». – 2008. – № 38 (270).
5. «Сетевой журнал» . – 2001. – №5.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:30