Структурная трансформация высшего образования в России

Савзиханова С.Э., Эминова Н.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (43), Июль 2010

Цитировать:
Савзиханова С.Э., Эминова Н.Э. Структурная трансформация высшего образования в России // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 7. – С. 72-75.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112934
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В преддверии централизованного перехода российских вузов от «традиционной» модели к новой актуальным является анализ структурной трансформации в стране. «Традиционная» модель системы образования не обладает способностью двигаться вместе с ускоряющимся научно-техническим прогрессом, не успевает за реальными потребностями рынка труда. Статья посвящена вопросам определения новых результатов системы высшего образования, соответствующих требованиям экономики и социума.

Ключевые слова: инновации, высшее образование, вуз, знания, модернизация образования, стратегия выживания



Человечество незаметно попрощалось с индустриальной эпохой и вошло в постиндустриальную, где базовым продуктом выступает знание. Мир начал жить, опираясь на иные принципы, решающий из которых – труднопредсказуемое (даже близкое) будущее и быстро сменяемые обстоятельства ‑ технологии, знания, структура производства, культурные ценности. И в этом непредсказуемом мире нужно научиться действовать эффективно.

Быстро растет объем знаний, который человечество производит, существующее знание быстро устаревает, теряется смысл его полного освоения. Значит, нужно предложить нечто иное, возможно, развитие способностей отыскивать необходимое знание и работать с ним, превращая его в ресурс решения конкретной задачи.

Знания были единственной ценностью образования. Они долго оставались актуальными. Их носитель на протяжении своей жизни мог не тревожиться. Это была эпоха «образования на всю жизнь». Однако сегодня это невозможно. Чтобы «быть в деле», нужно учиться, нужно смириться с тем, что возможно придется сменить квалификацию или даже профессию. Это называется эпохой «образования через всю жизнь».

Картина нового мира

Мы живем в обществе, в котором знания растут с неимоверной скоростью и каждый, кто хочет преуспеть в жизни, обязан постоянно обновлять свои умения и черпать новые знания, иначе он просто не найдет работу. В настоящее время практически каждый аспект академической жизни определяется набором связанных между собой факторов:

- развивающимися технологиями;

- процессами глобализации;

- резко возросшим количеством людей с высшим образованием;

- расширением высшего образования;

- предпринимательскими инициативами в вузе и за его пределами;

- меняющейся государственной политикой в вопросах финансирования высшего образования;

- растущей конкуренцией и повышением затрат на исследовательские проекты;

- социальными изменениями, связанными с новыми информационными технологиями и СМИ.

Статистика демонстрирует преимущество наших конкурентов. И это необходимо изменить. Причем мы не можем двигаться вперед медленно. Технологии и мировая экономика развиваются слишком быстро. Достаточно немного отстать – и мы рискуем остаться позади уже навсегда.

Российское образование должно соответствовать:

- инновационной модели развития российской экономики;

- социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;

- требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций труда и образования и т.д.

Никогда еще качество и ассоциирующийся с ним бренд не были так важны. Все больше университетов впервые приглашают специалистов в области маркетинга и консультантов по рекламе, проводят кампании, все больше походя на бизнес-структуры.

Образование – это тоже способ производства, производства интеллектуального продукта страны, ее профессиональных кадров. Система образования создает самый главный ресурс – человеческий потенциал.

Нам нужно больше вовлекать бизнес-структуры, частный сектор и общество в целом, ведь основная разница в затратах США и Европы на высшее образование находится не в госсекторе, а в частных инвестициях – от бизнес-контрактов выпускников до оплаты обучения.

Образование и социальная стабильность

Существующая модель образования не только затратна, она довольно медленно приспосабливается к быстро меняющимся запросам потребителей. Вузы начинают постепенно включаться в движение за более открытые образовательные ресурсы, размещая обучающие материалы в Интернете. Это ценный вклад в модернизацию системы образования, в которой литература в библиотеках несколько устарела, а доступ к последним современным учебникам есть далеко не у всех. Это также позволит реорганизовать образовательный процесс в вузах и, следовательно, повлияет на его стоимость. Массовое взаимодействие, происходящее в сети, также сильно влияет на исследовательский мир.

Образование перестало быть элитарным, оно стало массовым. Образованностью нации определяется социальная стабильность, полнота использования человеческого капитала и даже средняя продолжительность жизни людей.

Проще всего было бы обнаружить черты новой модели в опыте стран-конкурентов, уже активно строящих инновационную экономику, и адаптировать эти характеристики к российской реальности. Однако прямое заимствование социальных инноваций чревато двояким риском:

- оно может консервировать отставание, поскольку, как правило, опирается не на новейшие, а на уже ставшие массовыми практики;

- некоторые «чужие» решения могут быть плохо применимы в условиях российского общества и экономики.

Новая модель образования

Главным отличием новой модели от прежней является:

1. Фокус на необходимости образования в течение жизни. Сегодня непрерывное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В новой же модели образование принципиально понимается как незавершенное. Образование в новой экономике составляет ядро карьеры в течение всей жизни. В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: большая часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог/ государство по отношению к незрелому обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.

2. Высокая ценность таланта и мастерства, понимаемого как владение особо эффективными средствами деятельности в конкретной области.

3. Ориентация на подлинную открытость системы, на формирование его сетевого взаимодействие с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития.

Таким образом, мы стоим лишь в начале творческой перестройки образовательных технологий, и здесь важно вовремя сделать необходимые институционные и ресурсные шаги, чтобы подготовиться к будущим изменениям.

Речь может идти о следующих направлениях:

- вузы должны начать вести себя больше как компании частного сектора;

- в основу изменений должно быть положено сотрудничество и взаимодействие – наш стратегический ответ глобальному контексту и времени; это стратегия выживания;

- значительное увеличение финансирования образовательных исследований и экспериментов (при условии роста их качества);

- быстрое освоение глобальных образовательных инноваций.

Выводы

Формирование и повышение доступности таких институтов образования, как образовательные и справочные Интернет-порталы, электронные библиотеки позволяют предположить, что в новой системе образования каждому обучающемуся будет оказана помощь в определении оптимальной образовательной траектории и в преодолении учебных трудностей. Только на этой основе наш богатейший человеческий ресурс – колоссальное сообщество учащихся ‑ сумеет подготовиться к активной экономической деятельности на предприятиях любой формы собственности.


Источники:

1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики (материал для обсуждения) // Вопросы образования. – 2008. – № 1.
2. Итоги Лондонской конференции министров образования европейских стран // Вопросы образования. – 2007. – № 2.
3. Козырева Е.Ю. Опыт формирования сетевых проектных команд на основе новой модели конкурсов в сфере образования // Вопросы образования. – 2009. – № 3.
5. Сухова Е.Е. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса // Вопросы образования. – 2009. – № 3.
6. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008 г. Главы 6,7 (пер. с анг.) // Вопросы образования. – 2009. – № 3.
7. Савзиханова С.Э. Создание эффективной системы управления высшими учебными заведениями // Экономический анализ: теория и практика. – М. : Издательство «Финансы и кредит», 2010. – № 13.
8. Режим доступа: http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/General/yufu.html.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:45:03