Проблемы инновативности российской экономики

Шибаев С.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (47), Ноябрь 2010

Цитировать:
Шибаев С.Р. Проблемы инновативности российской экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 11. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15263730
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы восприимчивости российской экономики к инновациям. Показаны основные проблемы макроэкономического характера, препятствующие переходу на инновационный путь развития. Особое внимание уделено социальным факторам в системе мер по развитию инноваций и человеку как субъекту инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, модернизация экономики, инновативность, инновационный потенциал, инновационная восприимчивость, инновация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Президентом и Правительством РФ выдвинуты амбициозные планы обеспечения экономического лидерства России в XXI веке. Эти планы есть реакция на новые вызовы современности. В условиях глобализации и усиления международной конкуренции национальная экономика должна соответствовать передовому уровню развития и быть конкурентоспособной на мировых рынках. Можно без преувеличения сказать, что от того, насколько успешно будут реализовываться планы правительства, во многом зависит дальнейшая судьба страны.

Концепции развития

Стратегия достижения поставленных целей нашла отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, которая представляет собою своего рода программу поэтапной модернизации экономики. Ключевым аспектом программы является задача перевода экономики России на инновационный путь развития. Предполагается, что реализация мер, предусмотренных в концепции, позволит увеличить долю промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 40-50% (2007 год – 9,5%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2007 год – 5,5%). Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2007 год – 10-11%). Затраты на исследования и научные разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП в 2020 году (2007 год – 1,1 % ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Особое внимание уделено задаче достижения 5-10%-й доли на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая:

  • ядерные технологии;
  • авиастроение;
  • судостроение;
  • программное обеспечение;
  • вооружение и военную технику;
  • образовательные услуги;
  • космические услуги;
  • производство космических аппаратов. [2] Изложенные в концепции параметры развития инновационной деятельности дают возможность органам государственного управления и частного бизнеса координировать свои усилия в этом направлении. Однако успешное решение поставленных задач во многом зависит от того, насколько глубоко все участники этого процесса будут связаны едиными интересами, а также представлениями о том, как наилучшим образом их решать. Сегодня уже можно оценить первые шаги, которые сделаны на пути развития инновационной деятельности. Их анализ дает возможность определить круг наиболее острых проблем и скорректировать пути их решения.

    Инновационная восприимчивость…

    Основная и наиболее трудная проблема, которая возникла в ходе реализации планов правительства по созданию национальной системы поддержки инноваций и технологического развития, – это проблема невосприимчивости экономики к инновациям.

    Как показывает практика, инновационная восприимчивость зависит от множества факторов, все многообразие которых по отношению к хозяйствующему субъекту можно подразделить на внешние и внутренние. Наиболее важную роль играют внешние факторы, которые представляют собой отражение общего состояния и характера развития рыночных отношений в экономике. К числу таких факторов можно отнести: уровень развитости кредитно-финансовой системы, состояние инвестиционного климата, качество образования, наличие системы государственной поддержки инноваций и некоторые другие.

    Оценка этих факторов дает относительно противоречивые результаты. С одной стороны мы имеем довольно высокий потенциал для осуществления экономического прорыва, который в значительной мере сформирован в советское время. С другой стороны мы видим, что этот потенциал не реализуется в полной мере, а существующая хозяйственная система не имеет внутренних стимулов к инновационному развитию. Парадокс заключается в том, что рыночная экономика уже по своей природе является инновационной. В её недрах предпринимательская инициатива свободной личности обретает дух новаторства, который формирует благоприятную среду для развития инноваций. Можно предположить, что незначительный спрос на инновации означает, что переходный период в российской экономике не завершен. А это является общеэкономической проблемой, без учета которой задача модернизации экономики малопродуктивна.

    Инновационный процесс всегда представляет собою ответную реакцию на давление со стороны рынка, поэтому инновации востребованы более всего в рыночной и конкурентной экономике. Российская экономика характеризуется высокой степенью монополизации. Вполне очевидно, что низкая востребованность инноваций является следствием неразвитой конкуренции. Природа капитала такова, что он стремится обеспечить свой рост, прежде всего, за счет наиболее доступных и дешевых ресурсов. Инновации нельзя отнести к дешевым и легко доступным ресурсам. Для того, чтобы получить коммерческий эффект от инноваций, необходимо прежде затратить значительные средства и время. При этом существуют большие риски, связанные с тем, что вложенные в научные разработки средства не приведут к ожидаемому результату. Это может быть связано, например, с тем, что работа слишком затянулась по времени и конкуренты успели выйти на рынок с подобным продуктом раньше или научная разработка в принципе не дала ожидаемого результата.

    Другая макроэкономическая проблема связана с сильной изношенностью основных фондов. Для российской экономики характерным является наличие большого количества технологически и технически отсталых предприятий. По оценкам специалистов, производительность труда в России составляет всего лишь 26% от уровня производительности труда в США, а энергоотдача и экологичность производства ниже более чем в два раза [4]. Очевидно, что чем ниже уровень научно-технологического потенциала как отдельного предприятия, так и национальной экономики в целом, тем хуже стартовые условия для развития инновационной деятельности.

    Модернизация

    Технологическая отсталость характеризуется не только устаревшим оборудованием и технологиями, но в значительной мере это определенный тип хозяйственного поведения, который очень консервативен. Прежде чем перейти к инновациям, необходимо провести модернизацию, но модернизация предполагает не только техническое перевооружение, но и новый менеджмент, и новое отношение к труду. И здесь высвечивается, возможно, одна из наиболее трудно разрешимых проблем – российский менталитет. Инновационный прорыв возможен при условии, что доминирующим типом человека в обществе станет экономический человек, т.е. человек изобретательный, оценивающий, максимизирующий, полагающийся на собственные силы. Экономический человек как доминирующий в обществе тип не может появиться в условиях неразвитой социальной среды. Низкий материальный достаток, плохие бытовые условия, отсутствие всякой надежды на улучшение жизни формируют бедную социально-экономическую обстановку, которая убивает всякую перспективу. Очевидно, что не решив общих задач социально-экономического развития, нельзя рассчитывать на массовый прорыв в сфере инновационной деятельности. В таком случае проблема инновационного развития всегда будет лишь делом государства и узкого круга предпринимателей.

    На условия развития инновационной экономики в России значительное влияние оказывает и рынок труда. Влияние этого фактора происходит в двух плоскостях. Во-первых, рынок труда в значительной степени формируется под воздействием широкого притока в страну иностранной низкоквалифицированной рабочей силы. Ёе доступность и дешевизна привели к тому, что у бизнеса практически отпала всякая потребность к поиску различных нововведений трудосберегающего характера. Во-вторых, растущая в общей массе доля работников полностью индифферентных к проблемам экономики и страны снижает общий уровень интеллектуальных ресурсов. Современная система подготовки кадров лишь частично решает эту проблему. Потребуется много времени и средств, чтобы кардинально изменить ситуацию. Можно отметить, что даже на уровне среднего и высшего звена управления имеется не достаточно специалистов способных организовывать и вести проект от научной разработки до его промышленного использования. Сегодня не сформирована система подготовки кадров для этого вида деятельности. На практике вопросами инновационной деятельности занимаются специалисты, не имеющие соответствующего базового образования.

    Выводы

    Общеэкономическим условием развития инновационной деятельности является конкуренция. Конкуренция – это основной механизм понуждающий субъекты предпринимательской деятельности к инновациям. Однако, следует понимать, что создав конкурентную среду в экономике и осуществив масштабное техническое перевооружение предприятий, автоматического перехода на инновационный путь все равно не произойдет. Это лишь создаст необходимые экономические и организационные предпосылки для развития инновационной экономики.

    Эти базовые условия должны быть соединены с комплексом мер государственной поддержки, объединенных в единую национальную систему развития инноваций. Стержнем этой политики должны быть социальные программы, которые способны обеспечить не только рост материального благосостояния, но и коренное изменение качества жизни. Материальный достаток, хорошее образование, перспективы профессионального роста – вот те условия, которые могут превратить человека в активного соучастника государственных программ. Правительство может рассчитывать на успешное решение поставленных целей, если эти цели станут целями всего общества.


    Источники:

    1. Годовой отчет Минэкономразвития России. Итоги 2009 / задачи 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ekonomy.gov.ru.
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1662-р от 17.11.2008 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ekonomy.gov.ru.
    3. Российский статистический ежегодник 2009. Стат. сб. – М.: Росстат, 2009.
    4. Эффективная Россия: производительность как фундамент роста. – Mc Kinsey & Company, Mc Kinsey Global Institute (MGI) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.mckinsey.com.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:17:00