Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2010

Управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования: понятийно-терминологический аппарат

Вертиль Владимир Васильевич, К.э.н., директор ФГОУ СПО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж», Россия

Management in development of competitiveness of institutions of secondary vocational education: concepts and terminology - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
Приведена характеристика понятийно-терминологического аппарата модели управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования.
Цитировать публикацию:
Вертиль В.В. Управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования: понятийно-терминологический аппарат // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 116-121.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Понятие «управление», его признаки, принципы, функции рассматривали различные ученые: В.Г. Афанасьев, А. Берг, И.Б. Блауберг, А. Ньюмен, В.Н. Садовский, Ф Тейлор, Г. Эмерсон, Э.Г. Юдин и многие, многие другие. При этом возникло множество дефиниций данного понятия.

«Большая экономическая энциклопедия» так трактует управление: «…целенаправленные, целесообразные действия, обращенные на согласование мнений людей и совместимость их деятельности. Там же: «Согласование предполагает выбор необходимых действий, их комбинирование, определение последовательности, корректировку по промежуточным результатам. Специфика управления заключается в целенаправленном воздействии на процессы совместной деятельности людей. При этом воздействие не следует понимать как только лишь административное распоряжение».

Управление как понятие

 

Контексту нашего исследования и заявленным теоретико-методологическим позициям вполне соответствует следующее более краткое и емкое определение: «Управление – функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая реализацию программ цели деятельности».

Научный интерес представляет и следующее определение: «Управление – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы». Нельзя не сказать еще о таком из определений: «Управление – это искусство».

Обобщая вышеназванные и другие исследованные нами определения, выделим наиболее часто используемые подходы к семантике понятия «управление». Управление – это процесс; это функция; это наука; это искусство; это люди, управляющие организацией; это орган управления.

Столь значительное число определений объясняется сложностью и многоаспектностью данного понятия. Поэтому не представляется возможным выделить одно единственное «правильное» определение. Целесообразно говорить о применимости того или иного определения, исходя из исходных теоретических позиций и задач конкретного исследования. Чем мы и будем руководствоваться в своем дальнейшем научном изыскании.

Развитие как понятие

 

Далее в логике наших рассуждений рассмотрим понятие «развитие». Данное понятие имеет статус фундаментальной философской и научной категории.

Существуют многочисленные, но в целом не противоречивые определения. Приведем ряд из них, представляющих интерес для целей нашего исследования.

«Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему».

«Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов».

«Развитие (в экономическом контексте) – необратимая направленность закономерного развития объектов материального и духовного производства, результатом которого является новое качественное состояние объекта, в том числе преобразование его состава и структуры. Эти качественные изменения представляются в процессе экономического роста, то есть количественного увеличения потребляемых ресурсов и объемов производственного продукта. Экономическое развитие предполагает и количественные, и качественные изменения».

Не всякое изменение есть развитие. Только одновременное наличие трех свойств (необратимость, закономерность, направленность) выделяют процесс развития среди других изменений. Поскольку обратимость изменений характеризует, например, процессы функционирования; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии.

Использование совокупности представленных определений дает полное представление о понятии «развитие» в качестве процесса и результата, отражает его свойства. И мы будем использовать далее в нашем исследовании именно такой единый смысловой вывод.

Организация как понятие

 

Перейдем далее к рассмотрению понятий «организация» и «учреждение среднего профессионального образования».

Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 48) называет юридические лица «организациями», а «учреждение» (статья 50) одной из институализированных форм некоммерческой организации. Там же в статье 120: «Учреждение – вид государственной, муниципальной, негосударственной организации, образуемой для выполнения определенного рода деятельности».

На этом нормативном основании мы будем рассматривать эти понятия в определенной степени синонимами. При этом следует понимать, что в данном допущении «организация» рассматривается как категория более общего порядка, а «учреждение среднего профессионального образования» как разновидность организации, осуществляющее свою деятельность в образовательной отрасли, причем специфического уровня образования – среднего профессионального образования.

«Закон об образовании РФ» в статье 12, п.4; статье 23, п.2 выделяет среди образовательных учреждений, несколько типов, в том числе, учреждения среднего профессионального образования, реализующие программы среднего профессионального образования и осуществляющие подготовку специалистов средней квалификации.

Для дальнейшего исследования необходимо обратить внимание на понятийный конструкт «некоммерческая организация», представленный нормативно в упомянутой уже нами статье 50 ГК РФ: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Из него следует важный вывод, что некоммерческая организация (учреждение) не предназначена для извлечения прибыли, хотя и является хозяйствующим субъектом». Сама же организация, согласно словарному определению, – «это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое разное назначение, размеры, строения и другие характеристики.

Анализ различных точек зрения позволил выделить следующие сущностные признаки организаций: во-первых, организация означает социальные связи, возникающие на основе взаимодействия индивидуумов внутри нее; во-вторых, организация имеет границы, отделяющие ее от других организаций; в-третьих, у организации имеются иерархия власти и разделение труда в выполнении ее функций; в-четвертых, организация занимается деятельностью, связанной с набором целей и для этого у нее есть определенные средства; в-пятых, организация имеет информационно-коммуникационную систему и систему мотивации.

Конкурентоспособность как понятие

 

«Конкурентоспособность – часть конкуренции, означающая свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкурентной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, реальная и потенциальная возможность фирм в существующих условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Там же: «конкурентоспособность фирмы (организации) – сравнительное преимущество данной фирмы (организации) по отношению к другим фирмам внутри страны и за ее пределами». Конкурентоспособность фирмы (организации) является характеристикой продуктового использования ресурсов. Это относительное, неимманентное качество организации, которое может быть оценено только в рамках одной отрасли.

Выводы

 

В итоге на основе приведенных определений, изучения большого массива философской, экономической, социологической и иной литературы, анализа управленческой практики, теоретико-методологических подходов, результатов научных изысканий нами выведена интерпретация дефиниции «управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования».

Управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования – это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение конкурентных преимуществ самого учреждения и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности учреждения. Это переход от прежнего качественного состояния к новому, причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности учреждения, а переход осуществляется в определенное заранее обозначенное время.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бизнес. Менеджмент. Терминологический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.
2. Большая экономическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007.
3. Лебедев, В.И. Психология управления. – М.: Агропромиздат, 1990.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Оникс; Мир и образование», 2007.
5. Управление организаций: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987.
7. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.В. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская Энциклопедия, 1983.