Статья опубликована в журнале «Вопросы инновационной экономики»4 / 2019
DOI: 10.18334/vinec.9.4.41196

Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики

Масыч Марина Анатольевна, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике», кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, Россия

Translation will be available soon.

Тезисы:
В условиях цифровой экономики изменяется структура занятых и формируется новое качество занятости. Это приводит к тому, что для роста производительности труда становится все более важным творческий потенциал работников и их знания, то есть основной упор необходимо делать на развитии личностных компетенций сотрудников, максимальном развитии их способностей.
Происходящие изменения в развитии цифровых технологий приводят к изменению спроса и предложения на рынке труда, меняется как процесс организации работы, так и содержательное наполнение самой работы. Изменяются условия труда для работников. Они становятся менее привязаны к месту и времени осуществления труда. Меняются требования к работникам, в особенности к их цифровым компетенциям.
Все большую популярность завоевывают нетрадиционные (неформальные) формы занятости, которые требуют от индивидов, стремящихся реализовать себя с помощью них, качественного владения IT-компетенциями и softskills, которые позволят им быть конкурентоспособными на «новом» рынке труда и занять свою нишу на нем.
Развитие навыка работы в команде влечет за собой необходимость развития таких навыков как коммуникация, IT-грамотность, инициатива и предпринимательство и др. То есть можно сказать, что эффективная работа в команде требует владения комплексом навыков softskills наряду с профессиональными навыками в определенной сфере деятельности.
Решающее значение в эффективном применении технологий использования интеллектуальных ресурсов в условиях развития цифровой экономики приобретают цифровые компетенции, так как цифровая среда становится неотъемлемой частью развития любой из отраслей деятельности.
Повышение знаний именно по цифровым компетенциям должно стать одной из важнейших задач системы образования. Такое активное позиционирование на овладении цифровыми компетенциями будет способствовать разработке и внедрению цифровых технологий, процессу цифровой трансформации всех сфер деятельности и, как следствие, повышать производительность труда в этих сферах и в экономике страны в целом.

Аннотация:
В настоящее время повышение производительности труда видится в более эффективном развитии и использовании человеческих ресурсов, в особенности их интеллектуальных характеристик. Это также подтверждается активным развитием цифровой экономики и ростом востребованности специалистов с высокими интеллектуальными характеристиками, обладающими, в том числе, цифровыми компетенциями. Этот тренд формируется, в частности, в результате изменения модели труда и занятости и расширения возможностей цифрового труда. В связи с этим необходимо формировать, развивать и внедрять современные технологии использования интеллектуальных ресурсов с целью повышения производительности труда в условиях цифровизации всех направлений деятельности.
В статье рассматриваются актуальные сегодняшним реалиям развития экономики технологии использования интеллектуальных характеристик трудовых ресурсов в условиях тренда цифровизации. В частности, исследуются такие технологии как «цифровой труд», применение softskills и командной работы. В результате делается вывод о том, что, действительно, приведенные технологии использования интеллектуальных ресурсов, при их рациональном использовании, приводят к повышению компетенций человеческих ресурсов и производительности труда как отдельно взятого работника, так и коллектива или предприятия в целом. Также выявлено, что активное применение приведенных технологий в условиях развития цифровой экономики с целью повышения производительности труда требует от работников владения цифровыми компетенциями на высоком уровне. В соответствии с этим в настоящее время повышение знаний именно в области цифровых компетенций становиться актуальным направлением как в личностном росте каждого отдельного индивида, так и должно стать одной из основных задач системы образования на всех уровнях.

JEL-классификация: I26, J24, O31, O32

Цитировать публикацию:
Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41196

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Абрамов В.Л. Интеллектуальные ресурсы конкурентоспособности современной организации // Открытое образование. – 2005. – № 2. – С. 76-80.
Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. Tananyeva.com. [Электронный ресурс]. URL: http://tananyeva.com/desyat-kompetentsij-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu ( дата обращения: 21.07.2019 ).
3. Бишин А.С. Интеллектуальный капитал как фактор роста производительности труда // Вестник южно-уральского государственного университета. серия: экономика и менеджмент. – 2017. – № 4. – С. 126-132. – doi: 10.14529/em170417 .
Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи – век учись: непрерывное образование в России. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 310 с.
Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
6. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Шарунина А.В. «Дороги, которые мы выбираем»: перемещения на внешнем и внутреннем рынках труда // Экономический журнал. – 2016. – № 2. – С. 201-242.
7. Гоффе Н.В., Монусова Г.А. Производительность труда: социально-экономические предпосылки роста // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 4. – С. 37-49. – doi: 10.20542/0131-2227-2017-61-4-37-49 .
Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. Theoryandpractice.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills ( дата обращения: 21.07.2019 ).
9. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. – 2017. – № 1. – С. 90. – url: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf.
Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2018. / стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 268 с.
Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т., 2003. – 136 с.
12. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И., Намиот Д.Е., Воробьев А.О. Цифровая экономика – «Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 2. – С. 26-33.
13. Одегов Ю.Г., Павлова В.В. Трансформация труда: 6-ой технологический уклад, цифровая экономика и тренды изменения занятости // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – № 4(206). – С. 19-25.
Официальный сайт Центра компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://sk.ru/foundation/legal ( дата обращения: 10.07.2019 ).
15. Паничкина М.В., Масыч М.А. Тенденции и закономерности социально-экономического развития России и зарубежных стран с позиции производительности труда // Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. экономические науки. – 2017. – № 6. – С. 50-63. – doi: 10.18721/JE.10605 .
16. Паничкина М.В., Масыч М.А., Бурова И.В. Территориальная и отраслевая неравномерность производительности труда российской экономики // Ученые записки. – 2017. – № 2. – С. 81-88.
Приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/29354 ( дата обращения: 05.07.2019 ).
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653 ( дата обращения: 05.07.2019 ).
19. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. СОЦИОЛОГИЯ. – 2017. – № 4. – С. 376-396. – doi: 10.21638/11701/spbu12.2017.401 .
20. Татаркин А.И. Интеллектуальный ресурс общества: сущность, классификация и роль в социально-экономическом развитии // Челябинский гуманитарий. – 2010. – № 3(12). – С. 6-22.
21. Федосова Т.В. Воспроизводство интеллектуальных ресурсов как базис цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 7. – С. 163-168.
22. Хусяинов Т.М. Идентичность самозанятых интернет-работников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 1(45). – С. 127-132.
Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2019. / стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.
24. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 1. – С. 53-58. – doi: 10.12737/24692 .
Шваб К. Четвертая промышленная революция. / перевод с английского. - Москва: Издательство «Э», 2018. – 208 с.
26. Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. – 2007. – № 3. – С. 44-54.
Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/people/ dev_val/soft-skills.shtm ( дата обращения: 20.07.2019 ).
Borovskaya M., Masych M, Panichkina M. Prospects and limitations of increasing labor productivity in the Russian economy // The Legal Challenges of Modern World: Economic and Social Development (Book of Proceedings), 22nd International Scientific Conference on Economic and Social Development. 2017. – С. 848-856.
Competing in the Digital Age: Policy Implications for the Russian Federation - Russia Digital Economy Report (Russian). World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/848071539115489168 /Competing-in-the-Digital-Age-Policy-Implications-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report ( дата обращения: 25.07.2019 ).
Fedosova T., Masych M., Afanasyev A., Liabakh N., Borovskaya M. Development of quantitative methods for evaluating intellectual resources in the Digital economy // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: IEEE International Conference. St. Petersburg, 2018. – С. 629-635.
Frey C., Osborne M. The future of employment: how susceptible are jobs to computerization? Oxford Martin School, 2013. 72p
Fuchs C. Digital Labour and Karl Marx. Fuchs.uti.at. [Электронный ресурс]. URL: http://fuchs.uti.at/wp-content/uploads/CF_value.pdf ( дата обращения: 15.07.2019 ).
33. Fuchs C. Labour in Informational Capitalism // Information Society. – 2010. – № 26(3). – С. 176-196.
34. Fuchs C., Sandoval M. Digital Workers of the World Unite! A Framework for Critically Theorising and Analysing Digital Labour // TripleC. – 2014. – № 2.
35. Fuchs C., Sevignani S. What Is Digital Labour? What Is Digital Work? What’s their Difference? And Why Do These Questions Matter for Understanding Social Media? // Journal of a Global Sustainable Information Society. – 2013. – № 2.
Godin S. Let’s stop calling them ‘soft skills’. It’s Your Turn. [Электронный ресурс]. URL: https://itsyourturnblog.com/ lets-stop-calling-them-soft-skills-9cc27ec09ecb ( дата обращения: 15.07.2019 ).
37. Jonathan B., Dyer-Witheford N., Hearn A., eds. Digital Labour: Workers, Authors, Citizens // Ephemera: Theory & Politics in Organization. – 2010. – № 10(3).
Key competences for lifelong learning: European Reference Framework. Publications Office of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://www.erasmusplus.org.uk/file/272/download ( дата обращения: 20.07.2019 ).
Scholz T. Digital Labor: The Internet as Playground and Factory. Edited by Trebor Scholz. Routledge. [Электронный ресурс]. URL: https://www.routledge.com/Digital-Labor-The-Internet-as-Playground-and-Factory/Scholz/p/book/9780415896955 ( дата обращения: 15.07.2019 ).
40. Seo H. et al. The impact of information and communication technology on skilled labor and organization types // Information Systems Frontiers. – 2012. – № 2. – С. 445-455.
41. Terranova T. Free Labor: Producing Culture for the Digital Economy // Social Text. – 2000. – № 2(18). – С. 33-58.
42. Voskoboynikov I., Gimpelson V. Productivity Growth, Structural Change and Informality: The Case of Russia // Voprosy Ekonomiki. – 2015. – № 11. – С. 30-61. – doi: 10.32609/0042-8736-2015-11-30-61 .