Published in «Migration and social development»3 / 2018
DOI: 10.18334/migration.3.3.41044

Tourism as a hidden form of migration in modern Russia

Borodina Olga Aleksandrovna, Lomonosov Moscow State University, Russia

Туризм как скрытая форма миграции в современной России - View in Russian

Abstract:
The development of the world tourism industry has been accompanied by migration related to international tourism and international labour migration, which is due to the uneven development of national tourism markets and the simplification of immigration laws in some regions.
Migration related to international tourism is quite common in Europe. There are at least two main subtypes of migrants among this type. Sightseers, or “one-day visitors“ are people visiting the host country for one day. The second subtype of migrants are tourists admitted to the country on a tourist visa (if one is required) for leisure, recreation, holidays, visits to friends and relatives, for the purpose of recovery of health or treatment, or religious pilgrimage, if the duration of their stay does not exceed 12 months. During the 1990s, according to some estimates, about 13 million people from Russia used the services of travel agencies; they visited the Middle East, Eastern and Western Europe, China and a number of other countries. Pull/push migration related to entrepreneurship and trade has become a special type of tourist migration in Eastern Europe. According to some estimates, in 1996 there were 10 to 20 million people in Russia employed in pull/push migration.
This article attempts to analyze incoming tourist migrations, their causes and trends in the Russian Federation. Most foreign trips to the territory of the Russian Federation are carried out by citizens of the former Soviet Union. The largest number of tourists came from Ukraine, Kazakhstan, Poland. The smallest number came from Japan and Spain.
The main reasons for a large visit to these countries is that for most of them there is a visa-free regime, proximity to Russia, political relations, relatively inexpensive tourist tax, the similarity of cultural traditions, the architecture of Russian cities, the possibility of education for foreign citizens, religious purposes, business trips, medical procedures, shopping.
The increase or decline of tourist flows depends on many factors, but recently a significant impact is exerted by such factors as:
• Exchange rate;
* Political situation in the country;
* Leading companies (air carriers, travel agencies, hotels).

Keywords:

dynamics of entry, incoming tourist flow, international tourism, maximization of the economy, tourist migration
Citation:
Borodina O.A. (2018). Tourism as a hidden form of migration in modern Russia [Turizm kak skrytaya forma migratsii v sovremennoy Rossii]. Migration and social development, 3(3). (in Russian). – doi: 10.18334/migration.3.3.41044.


References (transliterated):
Aleksandrova A.Yu. (2017). Geografiya turistskikh potokov v Rossiyskoy Federatsii: statistika, trendy, problemy [Geography of tourist flows in the Russian Federation: statistics, trends, challenges]. Science. Innovation. Technologies. (1). 95-108. (in Russian).
Iontsev V.A. (2013). Kurs lektsiy po demografii [A course of lectures on demography] Moskva . (in Russian).
Kulgachev I.P. (2018). Vezdnoy turizm v Rossiyu: razvitie ili stagnatsiya? [Inbound tourism to Russia: development or stagnation?]. Russian economic online journal. (2). 46. (in Russian).
Vyezdnoy Turizm v Rossiyu v 2018 — Reyting StranTurstat.com. (in Russian). Retrieved from http://turstat.com/foreigntravelrussia2018/
Otsenka vliyaniya vyezdnogo turizma na ekonomiku Rossii – Analiticheskiy tsentr pri Pravitelstve RFAc.gov.ru. (in Russian). Retrieved April 15, 2019, from http://ac.gov.ru/files/publication/a/18123.pdf
Federalnoe agentstvo po turizmuRussiatourism.ru. (in Russian). Retrieved April 15, 2019, from https://www.russiatourism.ru/

Статья опубликована в журнале «Миграция и социально-экономическое развитие»3 / 2018
DOI: 10.18334/migration.3.3.41044

Туризм как скрытая форма миграции в современной России

Бородина Ольга Александровна, Студент магистратуры 2 года бучения, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Россия

Tourism as a hidden form of migration in modern Russia - View in English

Аннотация:
Развитие мировой туристской индустрии сопровождается миграцией, связанной с международным туризмом и международными трудовыми миграциями, которые объясняются неравномерностью развития национальных рынков туризма и упрощением иммиграционного законодательства в ряде регионов.
Миграция, связанная с международным туризмом достаточно распространена в Европе. Среди этого типа можно выделить как минимум два основных подтипа мигрантов. Экскурсанты, или “однодневные посетители“ - люди, посещающие принимающую страну в течение одного дня. Вторым подтипом мигрантов являются туристы, допущенные в страну по туристической визе (если таковая требуется) для проведения досуга, отдыха, отпуска, посещения друзей и родственников, с целью восстановления здоровья или лечения или религиозного паломничества, если продолжительность их пребывания не превышает 12 месяцев. В течение 1990-х гг. из России, по некоторым оценкам, услугами туристических фирм воспользовались около 13 млн. человек, которые посетили страны Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы, Китай и ряд других стран. Особым видом туристической миграции в странах Восточной Европы стала челночная миграция, связанная с предпринимательством и торговлей. По некоторым оценкам, в 1996 г. челноков насчитывалось в России от 10 до 20 млн. человек.
В данной статье предпринята попытка анализа въездных туристических миграций, их причин и тенденций в Российской Федерации. Большую часть иностранных поездок на территорию РФ осуществляют граждане стран постсоветского пространства. Наибольшее количество туристов прибыло из Украины, Казахстана, Польши. Наименьшее количество прибыло из Японии и Испании.
Основные причины большого посещения этих стран в том, что для большинства из них существует безвизовый режим, близкое расположение к России, политические отношения, относительно недорогой туристический сбор, сходство культурных традиций, архитектура российских городов, возможность получения образования для иностранных граждан, религиозные цели, командировки, лечебные процедуры, шоппинг.
Возрастание или спад туристических потоков зависит от многих факторов, но в последнее время значительное влияние оказывают такие факторы как:
• Курс валют;
• Политическая обстановка в стране;
• Ведущие компании (авиаперевозчики, турагенства, отели).

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бородина О.А. Туризм как скрытая форма миграции в современной России // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2018. – Том 3. – № 3. – С. 105-112. – doi: 10.18334/migration.3.3.41044

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Ионцев В.А. Курс лекций по демографии. - М.: Экономический факультет МГУ: Анкил, 2013. – 220 с.
2. Александрова А.Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика, тренды, проблемы // Наука. Инновации. Технологии. – 2017. – № 1. – С. 95-108.
3. Кульгачев И.П. Въездной туризм в Россию: развитие или стагнация? // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – № 2. – С. 46.
Въездной Туризм в Россию в 2018 — Рейтинг Стран. Turstat.com. [Электронный ресурс]. URL: http://turstat.com/foreigntravelrussia2018/ .
Федеральное агентство по туризму. Russiatourism.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/ ( дата обращения: 15.04.2019 ).
Оценка влияния въездного туризма на экономику России – Аналитический центр при Правительстве РФ. Ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/18123.pdf ( дата обращения: 15.04.2019 ).