Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»3 / 2019
DOI: 10.18334/eo.9.3.40963

Формирование системы показателей оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности

Андреева Татьяна Викторовна, заведующий кафедрой экономики, кандидат экономических наук, доцент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет», Россия

Курлыкова Анна Владимировна, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Россия

Formation of a system of indicators to assess the effectiveness of management of the value chain of the food industry product - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 13

Аннотация:
Территориальная разобщенность участников ценностной цепочки продукта отрасли определила необходимость пересмотра имеющегося терминологического аппарата. Под влиянием процессов глобализации, кластеризации, интеграции и политики импортозамещения изменяется и цепочка создания стоимости продукта пищевой промышленности, деятельность которой начала выходить не только за рамки региона, но и страны. С учетом преобразований предлагается ввод нового термина «корпоративная цепочка стоимости (corporate value chain – CVC), представляющая собой последовательность действий хозяйствующих субъектов (организаций, корпораций, холдингов) по созданию добавленной стоимости в рамках сырьевых, производственных и дистрибутивных звеньев ценностной цепочки продукта отрасли, осуществляющих деятельность на территории региона, страны и/или за ее пределами. С целью оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности проведен литературный обзор имеющихся методических подходов и определен перечень ключевых показателей. Предложена система показателей оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на уровне хозяйствующих субъектов в разрезе сырьевых, производственных и звеньев дистрибуции, базирующаяся на процессном подходе, концепции добавленной стоимости и системе сбалансированных показателей, с выделением трех атрибутивных категорий: показатели эффективности бизнес-процессов в зависимости от места в цепочке; относительные показатели доходности на основе добавленной стоимости; показатели эффективности процесса управления. Определены перспективы использования и преимущества предложенной системы показателей по сравнению с имеющимся методическим инструментарием.

JEL-классификация: L66, M11, M21

Цитировать публикацию:
Андреева Т.В., Курлыкова А.В. Формирование системы показателей оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 1987-2000. – doi: 10.18334/eo.9.3.40963

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Андреева Т.В. Проектирование цепочек создания стоимости продукта в пищевой промышленности // Вестник оренбургского государственного университета. – 2011. – № 13(132). – С. 6-13. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_18023087_56890694.pdf..
2. Беляев В.И., Оськина О.А. Концептуальная модель оценки результатов экономического роста и экономического развития регионов в процессах формирования цепочек добавленной стоимости: теория и методология // Экономика. – 2018. – № 3. – С. 36-49. – doi: 10.14258/201836 .
Азимина Е.В. Прикладные инновационные модели управления цепочкой создания стоимости. / Монография. - СПб.: СПбГЭУ, 2018. – 74 с.
4. Андреева Т.В., Ермакова Ж.А. Добавленная стоимость в системе анализа цепочки производства продукции // Вестник оренбургского государственного университета. – 2011. – № 10(129). – С. 242-248. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_17989191_40933053.pdf.
Андреева Т.В. Цепочка создания стоимости продукта: формирование и оценка эффективности. / Монография. - Москва: ИЦ РИОР, 2012. – 169 с.
6. Резкин П.Е. Порядок формирования эффективной цепочки создания стоимости продукта // Экономика. – 2018. – № 2(4). – С. 16-22.
7. Резкин П.Е. Методика выявления наиболее продуктивных звеньев в цепочке создания стоимости топливной и нефтехимической промышленности // Вестник полоцкого государственного университета. серия d: экономические и юридические науки. – 2018. – № 6. – С. 43-47.
8. Андреев П.С. Методика оценки результативности России в GVC и формирование эффективных цепочек стоимости с участием стран АТР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2017. – № 1. – С. 28-40. – doi: 10.22363/2313-2329-2017-25-1-28-40 .
9. Шишелов М.А. Оценка эффективности лесопромышленного комплекса на основе расчета показателя добавленной стоимости (на примере Республики Коми) // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 3(162). – С. 52-61. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-lesopromyshlennogo-kompleksa-na-osnove-rascheta-pokazatelya-dobavlennoy-stoimosti-na-primere-respubliki-komi.
10. Борисюк Н.К., Солдатова Л.А., Курлыкова А.В. Модель диагностирования показателей эффективности экономической деятельности предприятия на основе адаптивного подхода // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 2. – С. 30-38. – doi: 10.25198/2077-7175-2019-2-30 .
11. Nauhria Y., Kulkarni M.S.,Pandey S. Development of strategic value chain framework for Indian car manufacturing industry // Global Journal of Flexible Systems Management. – 2018. – № 19(1). – С. 21-40. – doi: 10.1007/s40171-017-0179-z.
12. Шевченко Е.А. Развитие методических подходов к оценке цепочки создания ценности в системе стратегического менеджмента организации // Транспортное дело России. – 2014. – № 1. – С. 38-40. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_21561726_89590127.pdf.
Логинов Е.Л., Шкута А.А. Совершенствование механизмов формирования добавленной стоимости в глобальных и локальных кооперационных цепочках экспорта российской промышленной продукции и услуг // Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2018. – С. 152-154.
14. Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е.Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. – 2019. – № 1. – С. 256-269. – doi: 10.17059/2019-1-20 .
15. Alfaro L. Internalizing global value chains: A firm-level analysis // Journal of Political Economy. – 2019. – № 2. – С. 508-559.
Темина О.Л. Факторы успешного включения стран в глобальные цепочки добавленной стоимости // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб., 2019. – С. 118-122.
17. Eckhardt J., Lee K. Global value chains, firm preferences and the design of preferential trade agreements // Global Policy. – 2018. – С. 58-66.
18. Zhu Q., Krikke H., Caniels M.C.J. Supply chain integration: value creation through managing inter-organizational learning // International Journal of Operations and Production Management. – 2018. – № 1. – С. 211-229.