Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2009

Подготовка кадров для инновационной деятельности в России

Литвинов Александр Сергеевич, аспирант экономического факультета Воронежской государственной технологической академии, Россия

Training for innovation activities in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 84

Аннотация:
Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Необходима модернизация системы образования, направленная на формирование устойчивых связей между учебными заведениями и предприятиями.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Литвинов А.С. Подготовка кадров для инновационной деятельности в России // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 29-34.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате даже при наличии финансовых ресурсов запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Однако если в случае «продуктовой» инновации эта проблема носит локальный характер, то технологическое обновление производства предъявляет к качеству кадров более серьезные запросы. [1]

Средний возраст сотрудников российских научных организаций – 47,4 года, исследователей до 30 лет в России всего 17 %. Ученых самого активного «научного» возраста – от 30 до 40 лет – еще меньше, 13 %. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью – 52 года, а с докторской – 60 лет. [4] При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук – почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего 3 % молодых ученых, в то время как в США – эта цифра составляет 84 %.

Ключевыми проблемами молодежного инновационного сектора являются:

-                                 отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;

-                                 утрата преемственности в науке;

-                                 серьезный разрыв между образовательной и научной школами;

-                                 отсутствие единой централизованной информационной системы, предназначенной для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства.

Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспорта и 10 % импорта технологий.

Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры. [2]

Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.

Что касается обеспечения кадровыми ресурсами, то, по данным органов государственной статистики, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31 октября 2008 г. составляла 899 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест. Наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (19,4 % от общей потребности), обрабатывающих производствах (16,2 %), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (15,6 %), на транспорте и в связи (12,3 %), образовании (9,2 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности более наглядно изображена на рис. 1.

Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2008г., тыс. человек

 

Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показал, что наибольшее количество вакантных рабочих мест отмечается по профессиям квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (21,3 % от общей потребности в работниках), специалистов высшего уровня квалификации (19 %), неквалифицированных рабочих (16,2 %), специалистах среднего уровня квалификации (13,9 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам представлена в таблице 1.

Таблица 1

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам

 

 

Профессиональная группа

Списочная численность работников – всего,

тыс. человек

Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест,

тыс. человек

Процентное соотношение потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по соответствующей профессиональной группе, %

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб)

3048,8

36,0

1,2

Специалисты высшего уровня квалификации

5976,0

170,5

2,9

Специалисты среднего уровня квалификации

4290,2

124,8

2,9

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

1130,3

25,1

2,2

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

2352,9

91,7

3,8

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

619,6

13,9

2,2

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

5751,5

191,3

3,3

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

3938,0

99,6

2,5

Неквалифицированные рабочие

4239,6

145,9

3,4

Всего

31346,9

898,9

2,9

Таким образом, модернизация системы образования должна быть подчинена формированию нового качества всей системы российского образования и обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества. Ориентация системы образования на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей должна стать основой для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов. [3]

Одним из важных свидетельств позитивного влияния изменений в производстве на занятость служит увеличение масштабов переподготовки работников. В советский период значительная часть предприятий содержала свою систему подготовки кадров, начиная от первичного обучения на рабочем месте вновь принятых работников и заканчивая финансированием обучения работников в учебных заведениях. С началом рыночных преобразований средства, направляемые на обучение и переподготовку работников, были сокращены в некоторых случаях почти до нуля. По мере осуществления технологических нововведений и нахождения своей рыночной ниши предприятия столкнулись с необходимостью повышения или изменения квалификации работников, поиска специалистов на стороне, обучения новых кадров. В результате доля средств, направляемых на эти цели, стала увеличиваться.

Только на недавней конференции «Взаимодействие работодателей и отраслевых университетов в сфере АПК по реализации региональных антикризисных программ», состоявшейся в Москве, было подписано сразу несколько соглашений о сотрудничестве между Российским аграрным движением и Московским государственным университетом технологий и управления. Документы предусматривают повышение качества обучения и переподготовки студентов и работников АПК, пищевой промышленности, общественного питания, а также предоставление им гарантированной работы.

Подводя итоги сказанному, можно выделить следующие действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России. По нашему мнению, необходимо:

-                                 дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия – в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой;

-                                 ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;

-                                 создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;

-                                 организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько организаций.

Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кадровые стратегии промышленных предприятий / Московская А. // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 3.
2. Управление инновационными процессами / Семенова А. // Экономист. – 2005. – № 5. – С. 46-53.
3. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования / Катанова Е. // Экономист. – 2008. – № 12. – С. 84-88.
4. Российская Бизнес-газета. – 2009. – 24 марта.