Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2009

Особенности создания знания в рамках четвертичного сектора экономики

Дубовкин Павел Олегович, Аспирант Экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия

Features of creation of knowledge within the quaternary sector of economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 90

Аннотация:
Рассмотрен процесс создания новых знаний в рамках четвертичного сектора экономики – сектора индивидуализированных интеллектуальных услуг. Интеллектуальный продукт, являющийся результатом оказания услуги, представляется состоящим из двух частей: стандартизированной и уникальной. Анализируются особенности производства и продажи каждой части в отдельности, а также их совокупности. Делается вывод о возможности создания в рамках четвертичного сектора нового знания без использования институтов интеллектуальной собственности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Дубовкин П.О. Особенности создания знания в рамках четвертичного сектора экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 55-59.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Развитие современной экономики в значительной степени зависит от масштабов и эффективности производства нового знания, лежащего в основе инноваций. Усиление конкуренции на рынках знаниеемких товаров и услуг, а также увеличивающаяся стоимость исследований требует все более эффективных экономических механизмов, обеспечивающих стимулы к созданию новых знаний. Основным таким механизмом на сегодняшний день считаются институты интеллектуальной собственности – патенты, авторские права и др. Однако институты интеллектуальной собственности эффективны далеко не во всех случаях, а иногда достаточно и других механизмов для создания нового знания. Одним из таких случаев, значимость которого постепенно возрастает, является деятельность фирм, принадлежащих четвертичному сектору экономики.

Традиционно выделяют три сектора экономики: первичный (добыча природного сырья и его переработка в полуфабрикаты), вторичный (производство конечной продукции материального характера) и третичный (услуги). В последние годы принято выделять четвертичный сектор – сектор интеллектуальных услуг. Общепринятого положения о составе четвертичного сектора пока не существует, поэтому в качестве критерия, отделяющего четвертичный сектор от третичного, удобно принять критерий Дорошенко: высокую степень индивидуализации оказываемых услуг.

Согласно такому критерию, полностью стандартизованные услуги, даже имеющие высокую знаниеемкость, относятся к третичному сектору экономики. А к четвертичному сектору относятся только уникальные (хотя бы в некоторой своей части) услуги. Для большей определенности часто рассматривают только подмножество деловых интеллектуальных услуг, потребителями которых являются другие компании. Мы также сосредоточим свое внимание на деловых интеллектуальных услугах. Примерами отраслей четвертичного сектора являются: аудит, ИТ-услуги, юридические, маркетинговые услуги, реклама и др.

Следует особо отметить, что четвертичный сектор вносит большой склад в инновационное развитие экономики, так как и сам активно участвует в создании нового знания и способствует внедрению инноваций фирмами-покупателями услуг, развитию их интеллектуального капитала.

Знание в рамках данной статьи будем определять как особый информационный производственный ресурс. Одним из важнейших свойств информации и знания является их неубывание в потреблении, что позволяет многократно использовать одно и то же знание.

Конкурентные преимущества фирм определяются находящимися в их распоряжении уникальными ресурсами: трудовыми, материальными, финансовыми, информационными. При этом материальные и финансовые ресурсы в большинстве случаев могут быть полностью воспроизведены конкурентами (кроме отдельных случаев, когда требуются исключительно большие объемы этих ресурсов).

Для фирм четвертичного сектора характерна очень малая потребность в материальных ресурсах и умеренная потребность в финансовых ресурсах, поэтому конкурентоспособность таких фирм практически полностью определяется уникальными трудовыми и информационными ресурсами. Уникальность трудовых ресурсов, в свою очередь, зависит от объема усвоенных персоналом знаний и умений, составляющих некодифицированные знания фирмы. Также фирма обладает неким объемом кодифицированных знаний (изобретения, патенты, техническая документация, должностные инструкции и т.д.), составляющих интеллектуальные активы фирмы и необходимых для её работы.

Таким образом, конкурентоспособность фирм четвертичного сектора практически полностью зависит от объема имеющегося у них кодифицированного и некодифицированного знания. Поэтому увеличение объема доступного для использования знания становится одной из важнейших задач фирмы четвертичного сектора.

В процессе оказания индивидуализированных интеллектуальных услуг обычно создается некий новый интеллектуальный продукт, новое знание. Это может быть специализированное программное обеспечение, аудиторский отчет, бизнес-план, рекламный ролик. Фактически интеллектуальная услуга – это работы по созданию нового интеллектуального продукта.

Процесс создания такого знания может быть схематично описан следующим образом (на примере индивидуализированной деловой интеллектуальной услуги).

После соглашения об оказании услуги фирма-поставщик услуги получает от фирмы-покупателя детальные требования к услуге и специфическую информацию о фирме-покупателе, необходимую для проведения работ. При этом, как указывает Дорошенко, фирма-покупатель является активным участником процесса оказания услуги (в отличие от обычных, стандартизованных услуг). Фирма-поставщик использует свой человеческий капитал и кодифицированные знания (интеллектуальные активы) в творческом процессе для синтеза нового уникального знания, согласно полученным требованиям к услуге.

Особенно важным моментом является то, что результатом творческого процесса выступает не только новое знание, позволяющее оказать интеллектуальную услугу, но и увеличение объема знания, находящегося в распоряжении фирмы-поставщика. Такое увеличение происходит двумя путями: путем накопления сотрудниками опыта и приобретения новых навыков (увеличение человеческого капитала фирмы) и путем увеличения объема кодифицированного знания, составляющего интеллектуальные активы фирмы. Рассмотрим последний процесс более подробно. Для этого потребуется проанализировать отличия индивидуализированных и неиндивидуализированных интеллектуальных услуг и последствия этих различий.

Условно знание, лежащее в основе интеллектуальной услуги, может быть представлено как композиция стандартизованной части и полностью уникальной части. Знания, составляющие стандартизованную часть, могут быть использованы в дальнейшем без изменений для оказания других интеллектуальных услуг. Знания, составляющие уникальную часть, представляют интерес только для конкретного покупателя услуги; можно говорить об их очень высокой специфичности, как актива. Соотношение стандартизованной и уникальной частей различается для разных интеллектуальных услуг. Крайними случаями являются полностью стандартизованный интеллектуальный продукт (уникальная часть отсутствует) и полностью уникальная, индивидуализированная интеллектуальная услуга (стандартизованная часть отсутствует).

Примером стандартизованного интеллектуального продукта является программное обеспечение, предназначенное для широкого круга покупателей. В таком случае уместнее говорить именно о продукте, а не об услуге, так как продается и покупается конкретный результат интеллектуальной творческой деятельности, а не совокупность работ по его созданию. Отрасли третичного сектора могут производить такого рода продукты.

Так как стандартизованный интеллектуальный продукт представляет интерес для более или менее широкого круга потребителей и зачастую может быть скопирован с незначительными издержками, возникает проблема безбилетника. В ответ на эту проблему были созданы различные механизмы и институты, создающие дополнительные стимулы для производителей стандартизованных интеллектуальных продуктов. Наиболее широко используемыми из них являются институты интеллектуальной собственности, запрещающие использовать информационный продукт без разрешения владельца прав на него.

В случае полностью уникальных услуг мы имеем достаточно интересную ситуацию, когда создается интеллектуальный продукт, который может быть с низкими издержками скопирован, однако не представляет значительной ценности ни для кого, кроме непосредственного заказчика услуги. То есть  проблема безбилетника в этом случае не существует.

Полностью уникальные интеллектуальные услуги могут успешно продаваться без применения каких-либо специфических стимулирующих институтов. Заказчик оплачивает стоимость уникальных работ, результаты которых не могут быть использованы кем-либо ещё, как и в случае с обычными услугами.

Наиболее интересным является случай, когда услуга является частично стандартизованной, то есть создаваемый интеллектуальный продукт содержит и стандартизованную, и уникальную части. Это типичный случай для четвертичного сектора.

При значительной уникальной составляющей полученный интеллектуальный продукт представляет интерес только для того, кто оплачивал стоимость услуги по его созданию. Другим заинтересованным сторонам пришлось бы дорабатывать продукт под свои нужды, а конкурентными преимуществами в этом обладает фирма, оказавшая первоначальную услугу, так как её персонал лучше всех знаком со стандартизованной частью интеллектуального продукта. Таким образом, даже при наличии стандартизованной части интеллектуального продукта проблема безбилетника не является существенной, а следовательно, фирмы четвертичного сектора могут успешно функционировать даже при отсутствии институтов интеллектуальной собственности.

Впрочем, для фирм-поставщиков услуг остается выгодным стремиться к максимизации стандартизованной составляющей услуги, так как это позволяет оказывать услуги с наименьшими затратами. Конкурентными преимуществами будет обладать та фирма, которая для оказания новой индивидуализированной услуги сможет в максимальной степени использовать наработки, сделанные в ходе предыдущих работ.

Поэтому в ходе оказания услуги интеллектуальные активы фирмы-поставщика могут обогащаться той частью итогового интеллектуального продукта, которая потенциально может быть использована в далзьнейшем. Фирма четвертичного сектора получает конкурентные преимущества на протяжении временного периода от момента обогащения своих интеллектуальных активов до того момента, когда конкуренты смогут создать свой аналог стандартизованной части интеллектуального продукта. Фирма, обновляющая и расширяющая свои интеллектуальные активы наиболее быстрыми темпами, получает устойчивое конкурентное преимущество.

Таким образом, в четвертичном секторе может создаваться новое знание, которое обладает определенной ценностью и может быть многократно использовано, однако для этого институты интеллектуальной собственности не являются необходимыми. В условиях, когда законы об интеллектуальной собственности порождают все больше проблем относительно выполнения их положений, экономическая модель фирм четвертичного сектора экономики является очень перспективной для обеспечения производства нового знания и, следовательно, научно-технического прогресса.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Fisher A.G.B. Production, Primary, Secondary and Tertiary / Economic Record, № 15 (June 1939), pp. 24-38.
2. Дорошенко М.Е. Интеллектуальные услуги. Сегодня и завтра / Форсайт № 2, 2007. - С. 22-31.