Управление воспроизводством основного капитала как условие инновационного пути развития экономики

Абакумов Р.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (35), Ноябрь 2009

Цитировать:
Абакумов Р.Г. Управление воспроизводством основного капитала как условие инновационного пути развития экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13061559
Цитирований: 28 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассматривается управление воспроизводством основного капитала как условие инновационного пути развития экономики России. Выделены приоритетные направления управления воспроизводством основного капитала. Описываются особенности и проблемы инновационного развития и воспроизводства основного капитала в экономике России. Предлагается приоритетные меры государственного воздействия для стимулирования и развития воспроизводства основного капитала и создания условий инновационного пути развития экономики.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный путь развития экономики, основной капитал, управление воспроизводством



Актуальность решения проблем управления воспроизводством основного капитала существенно возрастает в условиях заявленного правительством России инновационного пути развития экономики. Поэтому возникает объективная необходимость научного обоснования условий, обеспечивающих его эффективность.

Об инновационном развитии говорят в том случае, если происходит передача информации и ее материальных воплощений из сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в производство, причем ТОГДА, КОГДА результаты этого процесса находят своего потребителя.

Особенность современного инновационного развития заключается в том, что развитие инноваций и воспроизводство основного капитала являются закономерными и последовательно осуществляемыми процессами, обеспечивающими на основе их единства и взаимосвязи достижение качественно новой производительности труда, роста обобщающего и частных уровней эффективности экономической деятельности.

Таким образом, управление воспроизводством основного капитала является определяющим условием инновационного пути развития экономики.

Под управлением воспроизводством основного капитала, на наш взгляд, следует понимать комплекс экономических, организационных и других мероприятий по обеспечению основным капиталом и его поддержание в необходимом количественном, качественном и работоспособном состоянии с целью достижения поставленных целей.

Управление воспроизводством основного капитала, как условие инновационного пути развития экономики, включает в себя несколько направлений:

- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами техники и технологий;

- создание и применение нового или модернизация существующего основного капитала;

- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при воспроизводстве основного капитала, обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Проводимые реформы, в том числе связанные со стимулированием развития инновационной деятельности, в целом пока не привели к технологической модернизации отечественной экономики, на которую рассчитывали их организаторы. Скорость инвестиционно-инновационного обновления производительных сил не только не возросла, а напротив, недопустимо упала. Хотя в общемировом объеме Россия имеет 12% ученых и 22% минеральных ресурсов, ее доля в мировом производстве наукоемкой продукции по данным за 2008 г. составляет всего 0,3%, а производительность труда во много раз (по некоторым оценкам – до 10 раз) ниже, чем в развитых государствах [6].

Инновационная деятельность российских предприятий находится в кри­зисном состоянии. Характерной чертой современного инновационного процес­са в России стало снижение объема инвестирования инноваций и нарастание массы изношенного оборудования и строительных элементов зданий. По оцен­ке специалистов, сегодня реально востребовано примерно 55% основного капи­тала в промышленности, а остальная часть находится вне спроса и тоже требует замены на новой технологической основе [5].

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ТОЛЬКО 5% ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХЩ ИЗОБРЕТЕНИЙ и эффективных моделей были объектами коммерческих сделок. Более 70% всех изобретений направлены на поддержание или незначительные усовершенствования существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологии. Лишь 1/3 создаваемых образцов новых типов машин и оборудования обладают охранными документами на промышленную собственность, 15% – не имеют сертификатов качества и безопасности, 64% – систем сервиса и эксплуатационного обслуживания, технологии утилизации отходов производства [8].

По нашему мнению, необходимо комплексное воздействие государства на механизм управления воспроизводством основного капитала с целью создания условий для инновационного развития экономики.

К приоритетным мерам государственного воздействия относятся:

1. Формирование законодательных и институциональных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, по развитию рынка интеллектуальной собственности вовлече­нию в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, по созданию условий для активизации инновационной деятельности и др.

2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций всех форм собственности путем предоставления субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с целью создания новых элементов основного капитала инновационного характера

3. Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности. В рамках данного направления, возможно, провести следующие меры:

- ввести надбавки – «амортизационные премии», их сущность заключается в том, что для поощрения модернизации организаций из доходов возможно разрешить из налогооблагаемой базы по прибыли исключать сумму, равную 30-40% исходной стоимости основных средств в дополнение к обычной амортизации, индексируя тем самым темпы инфляции;

- в отраслях, признанных приоритетными, предоставлять право организациям периодически (ежеквартально) определять и списывать величину амортизационных отчислений пропорционально росту выручки от реализации;

- предусмотреть наличие «инвестиционной льготы», которая освобождала бы от налогообложения 50%-100% прибыли на финансирование капитальных вложений в инновации производственного и непроизводственного назначения;

- по налогу на имущество целесообразно предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию, что позволит стимулировать заинтересованность организаций во внедрение новой техники и технологий;

- ввести освобождение от таможенных пошлин отдельных видов импортного инновационного оборудования и технологий, аналогов которых нет в России;

- внести изменения в порядок налогообложения при реализации основного капитала по цене, ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность избавится от неликвидов, реализовать неиспользуемое оборудование;

- необходимо предложить коэффициенты, позволяющие относить на затраты больший уровень процентов по долговым обязательствам, чем предусмотрено в ст. 269 НК РФ;

- возможно, отказаться от применения НДС на всех стадиях инновационного цикла;

- освободить лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора лизинга со сроком действия не менее 5 лет;

- ввести пониженную ставку единого социального налога в размере 5-10 % для работодателей – научных организации и инновационных предприятий. Снижение ставки будет способствовать увеличению доли оплаты труда в расходах на инновационную деятельность. Последнее, в свою очередь, будет способствовать закреплению и привлечению высококвалифицированных кадров в инновационную сферу.

4. Внешнеэкономическая поддержка предусматривает создание усло­вий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рыке. Эта поддержка должна обеспечить рекламу отечественных инноваций за рубежом, совершенствование ярморочно-выставочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и ли­цензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производст­ва новейшей продукции [4].

5. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования с льготным государственным страхованием (гарантированием) лизинговых платежей.

6. Организация и проведение международных конкурсов инновационно-активных организаций.

7. Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов, путем использования части золотовалютных резервов.

8. Признание переоценки основного капитала в целях налогообложения, с учетом следующих принципов: добровольность ее проведения, исходя из финансового состояния конкретного предприятия, стратегии его развития; использование исключительно рыночных методов при оценке восстановительной стоимости основных средств; направление дополнительно полученных от переоценки финансовых средств только на цели инвестирования. Переоценка основного капитала по рыночной стоимости (справедливой стоимости) ляжет в основу определения степени объективности (независимости от случайных и временно действующих факторов спекулятивного характера) текущей рыночной котировки акций ведущих компаний на РТС, ММВБ, западных фондовых биржах, что позволит избежать значительных финансовых кризисов. Оценка по справедливой стоимости создаст представление об эквиваленте рыночной стоимости закрытых организаций с недостаточно ликвидными акциями. Иной способ получить какую-либо надежную информацию об имущественном положении подобных предприятий практически невозможен, поэтому для инвестора справедливая стоимость может стать основой для подготовки предложения по цене купли-продажи доли закрытых компаний с недостаточно ликвидными акциями.

9. Регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях предотвращения инфляции издержек, пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций.

10. Коррекция «результатов» приватизации с учетом оптимизации соотношения форм собственности в разрезе отраслей экономики, эффективности хозяйствования приватизированных предприятий, компенсация понесенных государством в ходе приватизации потерь налогом на выгоду от приватизации, с предоставлением льгот по критерию эффективного хозяйствования, проведения впредь приватизации с предварительной арендой предприятия, выявляющей степень эффективности предполагаемого нового собственника, при запрещении приватизации по цене ниже балансовой оценки, индексируемой на инфляцию, национализация неэффективно работающих предприятий.

11. Установление государственной монополии на экспорт топливно-энергетических ресурсов и сырья, а также перевод капиталов за рубеж. Введение запрета на деятельность на территории РФ фирм, зарегистрированных в иностранных оффшорных зонах.

По нашему мнению, вышеперечисленные меры являются важнейшими условиями инновационного пути развития экономики страны.


Источники:

1. Абакумов Р.Г. Направления совершенствования политики воспроизводства основного капитала на макро- и микроуровне: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2007. – 131 с.
2. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с.
3. Овсянко К.А., Куганов В.Г. Сбалансированная система показателей эффективности инноваций // Инновации. – № 6. – 2008.
4. Янов В. Теоретические подходы к стратегическому управлению развитием экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 2. – С. 15-22.
5. Электрон. дан. – Режим доступа: www.grs.ru.
6. Мир работ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.mirrabot.com.
7. Сургутский информационный портал [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.hmao.wsnet.ru.
8. Снабженец [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.snab.ru.
9. Электрон. дан. – Режим доступа: vak.ed.gov.ru/announcements/economich/Nagiev A.G.doc.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:51:59