Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»4 / 2019
DOI: 10.18334/ce.13.4.40560

Многокритериальная оценка готовности вуза к цифровой трансформации

Долганова Ольга Игоревна, доцент кафедры «Бизнес-информатика», кандидат экономических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Мирзоян Мариам Валериковна, ассистент кафедры «Бизнес-информатика», кандидат экономических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Multi-criteria assessment of the university's readiness for digital transformation - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
А данной статье рассматривается проблема оценки готовности высшего учебного заведения к цифровой трансформации. В результате анализа российского и зарубежного опыта реализации цифровых преобразований авторами определяются ключевые требования к архитектуре вуза, в том числе его ИТ-инфраструктуре; управлению бизнес-процессами; кадровому потенциалу; использованию имеющихся финансовых инструментов. По каждому исследуемому аспекту авторами разработан перечень критериев, сформулированный на основе анализа лучшей практики и текущих тенденций развития цифровизации вузов. Также в статье представляется инструментальное средство визуализации – приборная панель, которая позволяет облегчить анализ и мониторинг готовности вуза к цифровым преобразованиям. Предложенный многокритериальный подход к оценке может быть интересен высшим учебным заведениям, планирующим или начинающим проекты коренного преобразования деятельности за счет информационных технологий, а также исследователям в области управления инновационным развитием организаций образовательной сферы.

JEL-классификация: I21, I23, I26

Цитировать публикацию:
Долганова О.И., Мирзоян М.В. Многокритериальная оценка готовности вуза к цифровой трансформации // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 4. – С. 811-826. – doi: 10.18334/ce.13.4.40560

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол №10 от 03.09.2018)
Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол №6 от 30.05.2017)
Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол №9 от 25.10.2016)
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г №1632-р
Spies M. Digital Transformation in Higher Education. Navitas Ventures Blog. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/navitas-ventures/digital-transformation-in-higher-education-17688f19fd5.
Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. «Цифровые чемпионы». PwC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf.
7. Логиновский О.В., Нестеров М.И., Шестаков А.Л. Применение методов архитектурного подхода в развитии информационной системы крупного вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2013. – № 4. – С. 123-128.
TOGAF® Standard, Version 9.2. The Open Group. [Электронный ресурс]. URL: http://pubs.opengroup.org/architecture/togaf9-doc/arch/chap27.html#tag_27.
Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2017.
10. Бюллетень о сфере образования 2017. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. – 2017. – № 12. – С. 28.
Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T.-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education — Digital Transformation in Progress. Gartner. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/doc/3895765?ref=mrktg-srch.
Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-transformation-trends-in-education/#7a66b17f2a9a.
Gill M., VanBoskirk S. The Digital Maturity Model 4.0. Benchmarks: Digital Business Transformation Playbook. Forrester Research. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forrester.com.
Limitierte IT-Ressourcen bremsen die digitalin transformation. Informationstechnik. [Электронный ресурс]. URL: https://www.it-daily.net/shortnews/20011-limitierte-it-ressourcen-bremsen-die-digitalen-transformation.
Щетинин С. Глобальные тренды цифровой трансформации. The Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. URL: https://sapland.ru/file/panelinaya-diskussiya-vizovi-i-vozmozhnosti-dlya-cio.pdf.
Education process classification framework (v.7.2.1). Houston: APQC. [Электронный ресурс]. URL: https://www. apqc.org/pcf.
17. Силаков Л.Ф. Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 4. – С. 361-372. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38693 .
18. Новичков Н., Долганова О., Новичкова А. Об оценке готовности компании к цифровой трансформации // Общество и экономика. – 2018. – № 8. – С. 84-95. – doi: 10.31857/S020736760000815-5.
Business Process Maturity Model (BPMM). Version 1.0. OMG (Object management group). [Электронный ресурс]. URL: https://www.omg.org/spec/BPMM/About-BPMM.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-2-2009. Информационная технология. Оценка процесса. Часть 2. Проведение оценки (переиздание 2018 г.)
21. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 1. – С. 19-25.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://iite.unesco.org/ru/news/639291-ru.
Лапидус Л.В. Центр компетенций цифровой экономики. МАКО - ассоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративному образованию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.makonews.ru/centr-kompetencij-cifrovoj-ekonomiki.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
25. Огородова М.В., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В., Парадеева И.Н., Парадеева Н.В. К вопросу о финансировании образовательных учреждений в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 713-716.
26. Ребрин Ю.И. Особенности финансирования вуза в современных условиях // Известия ТРТУ. – 2004. – № 4(39). – С. 40-43.
Мирзоян М.В. Применение онтологического подхода в управлении компетенциями госслужащих // Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития: Сборник научных статей по результатам III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития. 2017. – С. 326-330.