Стратегия развития и создание эффективной системы управления знаниями

Страхова О.А., Швецова О.А., Голант З.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Страхова О.А., Швецова О.А., Голант З.М. Стратегия развития и создание эффективной системы управления знаниями // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 9-13.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038142
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается проблема развития стратегических ресурсов предприятия с помощью создания комплексной системы управления знаниями.

Ключевые слова: управление знаниями, сбалансированная система показателей, стратегия развития предприятия, система управления знаниями, комплексное управление предприятием

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В последнее время одним из важнейших элементов комплексного антикризисного управления предприятием, сохранения и развития его конкурентоспособных позиций является создание и совершенствование системы управления знаниями.

Комплексная антикризисная программа управления воспринимается современными менеджерами и владельцами бизнеса как эффективный инструмент сохранения, трансформации и развития основного актива предприятия, заключенного в его человеческих ресурсах, обеспечивающих эффективность проведения конкурентной борьбы.

Система управления знаниями на предприятии в последнее время приобретает все большую значимость в комплексном управлении проектным предприятием, что связано, прежде всего, с четким пониманием и восприятием ее как эффективного инструмента конкурентной борьбы.

Первоочередной задачей руководства при принятии решения о внедрении системы менеджмента знаний становится определение ее целей, которые соответствовали бы общей стратегии предприятия.

Требование управленческой среды организации аккумулировать информацию в единую базу поддерживается утверждением Мекленбурга: «Создание эффективной системы менеджмента знаний для конкретной компании требует глубокого понимания стратегии … если она планирует достигать и поддерживать конкурентное преимущество» [2].

Для эффективной постановки системы управления знаниями на предприятии необходимо проведение анализа (аудита) основных имеющихся систем, чтобы выявить ключевые ресурсы предприятия и оценить степень эффективности функционирования связей между ними. Также аудит позволит выявить важнейшие проблемы в управлении.

Процедура постановки системы управления знаниями на предприятии должна носить системный характер и состоять из нескольких этапов.

Шаг 1. Разработка комплексного проекта по внедрению системы менеджмента знаний.

На данном этапе осуществляется презентация системного проекта, определяются группы персонала, которые будут включены в процедуру внедрения проекта.

Шаг 2. Аудит основных потоков информации предприятия и всех имеющихся ресурсов.

Ключевые процессы организации можно систематизировать с помощью карты знаний.

К примеру, рассматривая деятельность проектных организаций на современном этапе развития экономики, можно утверждать, что их конкурентные преимущества складываются в основном за счет кадрового потенциала. С целью сохранения кадрового потенциала и использования его ресурсов можно использовать карту знаний.

Карта знаний позволяет идентифицировать основные источники знаний в организации, она является предварительной структурой базы данных знаний.

Первоначальная модель системы управления знаниями на предприятии может формировать базу данных знаний постепенно, по мере развития такой базы руководство способно вносить коррективы по улучшению каких-либо процессов. Под внесение корректирующих мероприятий создается план изменений.

На данном этапе возникает угроза активного сопротивления персонала предстоящим изменениям, что зачастую происходит из-за недостаточного информирования о проекте в целом, его задачах и целях. Чтобы погасить вспышки сопротивления и неприятия нового проекта можно использовать методику так называемых «пилотных проектов», которые могут реализовываться в каждом структурном подразделении предприятия и подкрепляться корпоративными механизмами информирования персонала.

Таблица 1

Карта знаний [1]

Задание на разработку
Сферы знания
№ п/п
Наименование процесса
1
2
3
4

Метод создания карты знаний на предприятии является довольно экономичным мероприятием, способствующем формированию существенной добавочной стоимости активам предприятия в целом.

Шаг 3. Определение стратегических и тактических рычагов управления знаниями на предприятии.

На данном этапе разрабатывается и утверждается политика в области управления знаниями предприятия, определяются его ключевые подразделения, которые являются ответственными за ее внедрение и сопровождение, разрабатываются должностные инструкции специалистов, работающих в данной системе.

Важной особенностью политики в области управления знаниями предприятия является то, что она консолидирует все выводы, которые были получены при выполнении предыдущих шагов, не противоречит единой стратегии предприятия, использует экономичные методы сбора знаний и информации для создания единого банка данных (карты знаний), а также требует создания стратегии управления знаниями.

Шаг 4. Внедрение и сопровождение системы управления знаниями на предприятии.

На заключительном этапе внедряется политика в области управления знаниями, реализуются новые технологические решения, совершенствуются потоки прохождения информации между подразделениями и из внешней среды. Также проводится адаптация и обучение персонала новым технологиям работы в системе управления знаниями.

Самый эффективный способ оценки результатов управления знаниями – применение сбалансированной системы показателей (BSC) (рис. 1), разработанной профессором Гарвардской школы Робертом Нортоном и консультантом по информационным технологиям Дэвидом Капланом. У данного метода есть 2 достоинства точки зрения возможности его применения для оценки управления знаниями:

  • он связывает количественные оценки со стратегией и целями бизнеса;
  • три из четырех уровней относятся к нематериальным факторам (знания работников, бизнес-процессы, клиенты).
  • Рис. 1. Применение метода BSC для оценки результатов управления знаниями [2].

    Важно отметить, что система управления знаниями на предприятии должна быть центральной в общей системе управления, связывать между собой все имеющиеся на предприятии управленческие процессы и соотносить их со стратегией развития.

    Зачастую важную роль в создании эффективной системы управления знаниями играет внедренная на предприятии система менеджмента качества, но только в том случае, если она является «работающей» и избавлена от чрезмерного формализма. Центральным ресурсом в системе управления знаниями является персонал организации как основной источник необходимой информации. Система информационных технологий предприятия обеспечивает создание материальных носителей единой базы знаний предприятия (рис. 2).

    Рис. 2. Схема взаимодействия 4-х основных систем управления

    При успешном завершении процедуры внедрения системы управления знаниями на предприятии можно и далее совершенствовать технологические решения, проводить непрерывное обучение и развитие персонала, совершенствовать базу знаний, что позволяет рассматривать в целом управление знаниями как основной стратегической ресурс проектной организации.


    Источники:

    1. Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – С. 60-66.
    2. Peter F. Drucker, «A New Discipline», Success! Januaiy-Februaiy 1987. – P. 18.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:11