Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса

Мелихов В.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать:
Мелихов В.Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 42-45.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838140
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье раскрываются содержание понятия «предпринимательский университет», основные направления и формы предпринимательской деятельности высших учебных заведений. В качестве институциональной основы подобной деятельности рассматриваются технопарки и бизнес-инкубаторы. Предлагаются организационно-экономические меры по стимулированию и развитию предпринимательской деятельности высших учебных заведений.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, высшее образование, бизнес-инкубаторы, вуз, технопарк, предпринимательский университет, развитие предпринимательской деятельности, предпринимательство в вузе



Во всех странах мира правительства стремятся уйти от все возрастающего бремени прямого финансирования растущей системы высшего образования. Так, в США даже для государственных вузов объем финансирования правительством не превышает 30% от общих бюджетов университетов. В этих условиях учебные заведения вынуждены превращаться, по сути, в предпринимательские структуры, самостоятельно изыскивающие средства для существования и развития.

В 1998 г. Бертон Р.Кларк первым предпринял попытку системного научного осмысления этого феномена и ввел в научный оборот сам термин «Enterpreneurial Universit» (предпринимательский или антерпренерский университет) [5]. Что же представляет собой подобный университет?

Наиболее универсальным и емким нам представляется определение предпринимательского университета как источника предпринимательской активности [4]. В свою очередь возникает вопрос, а что же понимается под предпринимательской деятельностью применительно к высшей школе?

В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального развития» П.Шульце указывает два пути реализации предпринимательской функции университета [6].

Первое направление связано с подготовкой будущих предпринимателей, людей готовых основать и нести ответственность за собственный бизнес.

Второе направление – предпринимательская деятельность самого университета. Создание бизнес-инкубаторов, технопарков, дочерних фирм и т.п. Университет должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство, оказывая им не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь.

О значимости подобного направления деятельности красноречиво говорят следующие цифры. При Оскфордском университете, в частности, действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долл., из которых университет получает около 1 млрд [4; С.-19].

В Гарвардском университете ресурсный капитал (endowment), капитал университета, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долл., в Университете Джорджа Вашингтона – около 500 млн., а в 280 университетах и колледжах он составляет более 100 млн долл. [2; С.- 61].

При этом речь идет не просто о предпринимательстве и создании новых предприятий. Опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь наукоемкие, инновационные производства. Предпринимательская деятельность университетов направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую – разработку и внедрение инноваций.

Институциональной основой этой деятельности являются университетские бизнес-инкубаторы и технопарки.

Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.

Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана, как уже отмечалось, в США в 1985 г. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы.

Актуальны эти принципы и для нашей страны. Более того, именно в этом направлении у России имеется огромное и перспективное поле для расширения инновационной деятельности. С началом рыночной трансформации начались попытки внедрения новых организационных форм инновационной деятельности.

В частности, в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы было создано 12 новых крупных инновационных центров, реализовано свыше тысячи конкретных научно-технических проектов, в которых участвовали более 100 вузов и 300 малых предприятий, 50 технопарков [3; С. 72]. В настоящее время в России, по данным Ассоциации «Технопарк», действует уже более 60 инновационных технических центров и технопарков, в которых функционирует более 600 фирм.

В последнее время потребность в теоретико-прикладных разработках и инструментах их внедрения ощущается особенно остро в связи с осознанием практиками возможностей приобретения конкурентных преимуществ российской экономикой, ее перевода на инновационный путь развития. Перспективным направлением интеграции образования, науки и практики в едином экономическом пространстве является развитие технопарков (научных парков), ориентированных на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука (исследования) – практика.

Таким образом, бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров являются стратегическими факторами успеха [1]. Для развития указанных организационных форм поддержки трансфера технологий, позволяющих осуществить их эффективную коммерциализацию, повышение конкурентоспособности университетов и лидерство в развитии высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:

  • законодательно определить и закрепить понятия «инновация» и «инновационный бизнес»;
  • внести изменения в налогообложение учреждений высшего профессионального образования и предприятий малого инновационного бизнеса. Эти меры (снижение налога на прибыль, ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование для инновационных исследований и производств) должны повысить привлекательность инновационного бизнеса для университетов и создаваемых ими малых предприятий;
  • внедрить программу подготовки управленческих кадров для инновационного бизнеса и бизнес-инкубаторов;
  • составить и ввести новые венчурные программы финансирования инновационного бизнеса;
  • разработать и внедрить механизм компенсации части ставки по кредитам коммерческих банков для создаваемых университетами инновационных предприятий.
  • Реализация предложенных мер позволит сделать серьезный шаг по развитию отечественного рынка наукоемкой продукции и ресурсного обеспечения высшей школы, внесет вклад в модернизацию всей российской экономики. Формирование цивилизованного рынка предполагает создание его адекватной социальной базы – опору на цивилизованных производителей: приоритетную поддержку соответствующих видов деятельности и профессий; развитие тех секторов рынка, которые приносят обществу пользу, а не истощают его не возобновляемые сырьевые ресурсы. Поэтому развитие предпринимательской деятельности университетов необходимо не только для адаптации науки к рынку, но и для придания отечественному рынку цивилизованного вида.

    Источники:

    1. Грюниг Р., Хекнер Ф., Цойс А. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 6. – С. 84-89.
    2. Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. – М.: Народное образование, 2005. – 223 с.
    3. Коваленко А.И. Образовательное антрепренерство. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 166 с.
    4. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общей редакцией профессора Ю.Б. Рубина. – М.: ООО
    «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. – 402 с.
    5. Clark, Burton R. Creating Enterpreneurial Universities: Organ izational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science, 1998.
    6. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in Europe. V.29. – P. 187-193.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:58