Причины увеличения свободного времени в современном обществе

Дёмина В.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать:
Дёмина В.В. Причины увеличения свободного времени в современном обществе // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 108-113.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838151
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Научно-техническая революция создает объективные возможности и необходимость сокращения продолжительности рабочего времени (и рабочего периода в течение жизни) отдельного работника. Но не всегда данное сокращение рабочего времени имеет положительные последствия для роста производительности труда, увеличения объема производства, роста уровня заработной платы и умножения человеческого капитала.

Ключевые слова: производительность труда, заработная плата, человеческий капитал, рабочее время, свободное время

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



По общему мнению ученых, время, как и пространство, есть неопределимое понятие [1, с. 6]. Современному человеку представляется необходимым и естественным его измерять. Однако далеко не всегда человечество поступало таким образом. Современный человек легко оперирует понятием «время», без особых затруднений осознавая даже отдаленное прошлое. Способность оперировать временными понятиями связана с высокой степенью упорядоченности временных систем, которыми мы пользуемся. Никогда в прежние эпохи время не ценилось столь высоко и не занимало доминирующего положения в сознании человека. Откуда же взялось современное отношение ко времени как чуть ли не к главной реликвии человека последних двух-трех столетий? От развития отношений товарного хозяйства, создавших особый тип «экономического человека». Именно ему принадлежит явление гипостазирования [1] и овеществления времени в человеческом сознании.

Время можно экономить и расходовать как деньги – еще одна главная реликвия современности, при ближайшем рассмотрении обнаруживающая тождество с определенной частью человеческого времени – общественно необходимым рабочим временем. Время можно даже выигрывать и проигрывать, копить и транжирить, убивать и т.д.

В отечественной литературе значительный вклад в теоретическую разработку различных аспектов бюджета времени внесли С.Г. Струмилин, В.А Лебедев-Патрейко, В.Д. Патрушев, Г.С. Петросян, Г.А. Пруденский, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, А.А. Глазачев, С. Супоницкий, Г.И. Минц, Б.А. Грушин, А.В. Мялкин, Э.А. Елизарьев, Б.Г. Прошкин и др. Предложенные ими в 20-70-е гг. ХХ в. классификации бюджета времени включали три элемента: рабочее время, внерабочее и свободное. Социально-экономической анализ свободного времени протекал в рамках индустриальной модели хозяйства советского типа. В 90-е гг. ХХ в. главными ресурсами признаются знания, интеллект, творческий потенциал. Такие экономисты, как В.Л. Иноземцев, Е.В. Балацкий, А. Бузгалин, А. Колганов и др,. в большей степени рассматривают изменения, происходящие в характере труда и, соответственно, в рабочем и свободном времени на постиндустриальной стадии хозяйства, отмечая, что свободное время существует для создания предпосылок нового творческого процесса.

Итак, различают рабочее и свободное время общества и отдельного индивида, но это не только количественная характеристика. Взаимозависимость здесь сложнее и противоречивее. Так, закон экономии времени относится к динамике рабочего и свободного времени общества в целом. Сущность его состоит в том, что сэкономленное время в процессе создания материальных благ по мере развития производительных сил превращается в свободное время общества. Формой проявления закона экономии времени служит экономия среднего рабочего времени (дня, недели, года, жизни), которая является следствием объективного закона роста производительности труда, основанного на процессе разделения труда. Рост производительности труда – понятие, почти тождественное экономии рабочего времени.

В начале 90-х годов ХХ века продолжительность рабочей недели рабочих и служащих с учетом льгот по условиям труда в России составляла 39,4 часа, а у рабочих промышленности – 40 часов. По сравнению с 1913 годом рабочая неделя в промышленности сократилась на 18 часов. Вместо 10-12-часового рабочего дня теперь установлен 8-часовой, а для отдельных категорий рабочих 7-6 и менее часов работы в день при шестидневной или пятидневной рабочей неделе с сохранением общей продолжительности рабочего времени за неделю.

Однако продолжительность рабочего дня не может сокращаться беспредельно. В экономической литературе существует мнение, что рабочий день может быть сокращен до 4-х часов при достижении соответствующего уровня производительности труда. Сокращение рабочего дня на базе роста производительности труда выступает как одна из предпосылок нового роста производительности труда. Дело в том, что увеличение свободного времени, возникшее в процессе экономии рабочего, расширяет возможности дальнейшего развития главной производительной силы – работника производства и обратного воздействия свободного времени на производительность труда [2, с. 229].

Повышение степени полезности и содержательности использования свободного времени способствует всестороннему развитию работников сферы материального производства, росту производительности труда и повышению эффективности производства. По мере развития технологий изменяется соотношение между физическим и умственным трудом, накапливается объем необходимых работнику знаний, увеличивается уровень специализации труда, расширяются границы творчества, что повышает требовательность к персоналу современных кампаний и создает необходимость их постоянного обучения с целью повышения квалификации.

Возвращаясь к вопросу о сокращении рабочего времени, отметим, что особенно активно широкомасштабные изменения в режиме работы происходят во время экономического (делового) цикла (под которым понимают периодические колебания уровней производства, занятости и дохода). Во время экономического кризиса работодатели переводят рабочих на следующие виды неполных графиков работы:

  • неполный рабочий день – сокращение рабочего дня от одного до нескольких часов;
  • неполная рабочая неделя – сокращение пятидневной рабочей недели с пяти до трех дней при прежней продолжительности ежедневной работы;
  • предоставление отпуска по производственной необходимости – работнику предоставляется дополнительный отпуск без содержания или с оплатой по минимальной ставке заработной платы.
  • Точных данных о количестве работающих в России по неполному графику или находящихся в отпусках по производственной необходимости на сегодняшний момент нет. Хотя данная практика довольна широко распространена. Так завод приборных подшипников (ЗПП), завод авиационных подшипников (ЗАП), ООО «Керченский стрелочный завод», ОАО «Авто ВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и др. сократили рабочую неделю. Данные тенденции наблюдаются и за границей: «АвтоКРАЗ», Mercedes-Benz и др. также переходят на сокращенную рабочую неделю [3].

    Отметим, что сокращенное рабочее время отличается от неполного тем, что при сокращенном графике работа оплачивается в полной мере, как и при 40-часовой рабочей неделе, а при неполном рабочем времени - пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. [4]

    Неполные графики работы служат как бы альтернативой между занятостью и так называемой циклической безработицей, особенно в период экономического кризиса, когда наблюдается увеличение количества безработных. По данным Росстата, общая численность безработных в сентябре 2008 г. увеличилась на 20,8% к соответствующему периоду 2007 г., в октябре 2008 г. – на 23,2%, а в ноябре – на 32,9%. [5]

    Итак, увеличение свободного времени имеет разную природу. Во-первых, оно связан с научно-техническим прогрессом, ростом производительности труда, увеличением объема производства, ростом уровня заработной платы. Человек испытывает удовлетворение от своего труда и освобожденное от работы свободное время использует, как правило, для своего развития. Во-вторых, свободное время, образовавшееся в результате перехода на неполное рабочее в период экономического кризиса, имеет разрушительную природу. Оно ведет к ухудшению использования средств производства, сокращается объем производства, снижается уровень заработной платы, а деятельность массы рабочих частично освобожденных от работы, прежде всего, направлена на поиск новой работы. В последнем случае задача как предприятий, так и государства состоит в организации обучения и переобучения работников, например направление их на курсы повышения квалификации. Это поможет преодолеть негативные психологические моменты для работника, займет его освободившееся время и будет способствовать общей социальной стабильность общества.


    Источники:

    1. Аксенов Г.П. Причина времени. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 304с.
    2. Пруденский Г.А. Проблема рабочего и внерабочего времени. – М. : Наука, 1972. – 335с.
    3. См.: www.metalinfo.ru; http://auto.lenta.ru/ news/2008/11/28/merccut/.
    4. Трудовой кодекс РФ. Глава 15, ст. 92, 93.
    5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : www.gks.ru . – Загл. с экрана.

    Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:17:15