Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2009

Отечественный и зарубежный опыт оценки интеллектуального капитала организаций

Тугускина Галина Николаевна, канд. экон. наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента, Пензенский филиал Нижегородского коммерческого института, Россия

Domestic and foreign experience in evaluating the intellectual capital of organizations - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 119

Аннотация:
Интеллектуальный капитал зачастую имеет для компании намного большее стратегическое значение, чем ее материальные и финансовые активы. Поэтому чрезвычайно большое значение приобретает умение правильно оценивать, развивать и эффективно использовать состояние интеллектуального капитала предприятий, являющегося не только основным ресурсом современного производства, но и важнейшим компонентом, определяющим рыночную стоимость современной компании. Поскольку на сегодняшний день не существует единого метода количественной оценки интеллектуального капитала, стоит рассмотреть несколько подходов к его оценке.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Тугускина Г.Н. Отечественный и зарубежный опыт оценки интеллектуального капитала организаций // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 50-57.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На современном этапе экономических преобразований проблема оценки интеллектуального капитала в стоимости бизнеса является достаточно актуальной, поскольку речь идет не только о сохранении имеющегося капитала, но и о последующем, перспективном распределении созданной экономическими субъектами стоимости. В условиях обострения конкурентной борьбы российских и зарубежных предприятий чрезвычайно важное значение приобретает умение правильно оценивать, развивать и эффективно использовать состояние интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал на сегодняшний день это не только основной ресурс современного производства. Это важнейший компонент, определяющий рыночную стоимость современной компании. Одними из первых решением проблемы оценки интеллектуального капитала занимались Л. Эдвинссон и М. Мэлоун. Основной целью их исследования было создание методики количественной оценки интеллектуального капитала в качестве внутреннего ресурса компании. По мнению ученых, интеллектуальным капиталом фирмы является обладание знаниями, практическим опытом, организационными навыками, связями с потребителями и профессиональной квалификацией. Все это и обеспечивает компании конкурентные преимущества на рынке. Причем авторы считали, что главным условием успеха является рассмотрение всех этих факторов в режиме реального времени. Однако надежные методы оценки интеллектуального капитала получить не удалось.

Известный шведский ученый и практик оценки и управления интеллектуальным капиталом Karl-Erik Sveiby предложил для оценки интеллектуального капитала метод соотношения рыночной и балансовой стоимости предприятия, согласно которому интеллектуальный капитал представляет собой разницу между величиной рыночной стоимости фирмы и ее балансовой стоимостью, взятой из финансовых отчетов.

Д. Тобин для оценки интеллектуальности компании предложил более надежный показатель — отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены. Такая модель позволяет достаточно быстро и просто оценить величину интеллектуального капитала для ряда сопоставимых компаний. Однако данный метод противоречив, так как числитель и знаменатель представляют разные вычислительные процедуры. Балансовая стоимость — отражение принципов бухгалтерского учета, событий и решений, уже произошедших в компании, а рыночная стоимость — отражение текущей деятельности и стратегического положения.

А. Пулик выдвинул методику определения стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом, который рассматривается как совокупность структурного и человеческого капитала. В его методике главное внимание уделяется анализу состава и структуры капитала предприятия. Она включает в себя 5 этапов.

1)            Вычисление добавленной стоимости.

Данный этап основан на сопоставления валового дохода от продажи и затрат по схеме «затраты – выпуск», но в состав затрат не включаются расходы, связанные с оплатой рабочей силы как живого носителя интеллектуального капитала предприятия. Поэтому добавленная стоимость складывается из эквивалента оплаты труда и стоимости прибавочного продукта, который принимает форму прибыли предприятия:

VA = O – I,

где VA – добавленная стоимость (Value Added О - полный доход от продажи изделий и услуг на рынке (Output); I - затраты за вычетом издержек по оплате труда (Input).

2)            Вычисление коэффициентов стоимости, добавленной физическим, финансовым и человеческим капиталом.

а)             Коэффициент стоимости, добавленной физическим и финансовым капиталом VACA (Value Added Capital Coefficient) характеризует отдачу в расчете на единицу материальных и финансовых затрат без учета затрат на оплату труда:

VACA =,

где СЕ – использованный физический и финансовый капитал.

б)              Коэффициент созданной человеческим капиталом добавленной стоимости VAHU (Value Added Human Capital Coefficient) показывает, сколько добавленной стоимости было создано в расчете на денежную единицу, потраченную на рабочую силу:

VAHU=,

где НС – человеческий капитал, определяемый как сумма всех затрат на персонал.

3)           Определение стоимости, добавленной структурным капиталом.

В связи с тем, что А. Пулик рассматривает структурный капитал как разность интеллектуального и человеческого капитала, то соответственно, добавленная стоимость должна содержать в себе часть, которую можно отнести на эффект структурного капитала. Затраты на персонал являются частью добавленной стоимости. Если вычесть их из добавленной стоимости, то в остатке будет оценка доли структурного капитала в абсолютном выражении:

SC = VA – HC,

где SC – часть добавленной стоимости, относимая на структурный капитал (Structural Capital).

4)             Определение относительной доли вклада структурного капитала в добавленную стоимость предприятия:

VAST=,

где VAST – коэффициент, показывающий вклад структурного капитала в создание добавленной стоимости.

5) Определение интеллектуального потенциала предприятия.

Чем больше доля добавленной стоимости в стоимости продукции предприятия, тем выше оценка интеллектуальных ресурсов, которую предлагается трактовать как коэффициент стоимости, добавленный интеллектуальным капиталом VAIC:

VAIC =,

где IС = НС + SC + СЕ – общая стоимость продукции предприятия. Этот коэффициент показывает, насколько эффективно используются потенциалы предприятия – как финансовый, так и интеллектуальный.

В связи с большим количеством зарубежных методик оценки интеллектуального капитала их объединяют в следующие группы:

•              непосредственные методы (direct intellectual capital methods), основанные на непосредственной денежной оценке различных составляющих интеллектуального капитала. К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании;

  • методы рыночной капитализации (market capitalization methods) — оценивающие разницу между рыночной стоимостью и балансовой стоимостью активов. Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов;
  • методы рентабельности активов (return on assets methods) — разница между среднеотраслевой рентабельностью активов и рентабельностью предприятия есть дополнительная эффективность, которую генерирует интеллектуальный капитал. Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока получается стоимость интеллектуального капитала компании;
  • индикаторные методы (scorecard methods), оценивающие различные индексы и индикаторы, которые, как предполагается, влияют на величину интеллектуального капитала. Оценка в денежной форме не осуществляется. Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. В связи с тем, что применение этих методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала, можно считать их подобными методам диагностической информационной системы.

Следует учитывать, что сложность оценки интеллектуального капитала связана с переходом от абстрактных нематериальных элементов интеллектуального капитала к финансовым оценкам. Кроме того, практически каждый метод измерения и оценки имеет свои недостатки. Поэтому использование зарубежных методов для оценки интеллектуального капитала российских предприятий без учета их специфики не дает должного результата.

Вопросы оценки интеллектуального капитала как части бизнеса все чаще возникают и перед отечественными предприятиями. В России интеллектуальный капитал, имеющий в своей основе высокий уровень образования и культурные традиции, всегда был и остается главным источником поддержания ее высокого статуса в мире.

В настоящее время стоимостная оценка интеллектуального капитала прово­дится как оценка нематериальных активов в соответствии с разделом «Учет не­материальных активов» Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 и пра­вовыми документами по вопросам защиты охранных прав интеллектуальной соб­ственности. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Согласно настоящему Положению, к нематериальным активам относятся:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин;
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • селекционные достижения;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • товарные знаки и знаки обслуживания.

В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Нематериальными активами не являются:

  • расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы);
  • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

Данное Положение регламентирует и порядок учета деловой репутации предприятия.

В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО 38) к нематериальным активам относятся: патенты; авторские права; лицензии; интеллектуальная собственность; торговые марки, включая бренды и названия публикаций; кино- и видеофильмы. Гудвилл, созданный самой организацией, в большинстве случаев не признается нематериальным активом, поскольку он не идентифицируется и невозможно достоверно определить его стоимость. [3]

Однако существующий подход к оценке интеллектуального капитала как нематериальных активов и деловой репутации фирмы с использованием бухгалтерских отчетов не отражает реалий современной экономики, т.к. интеллекту­альный капитал расширяет понятие нематериальных активов, вводя в рассмотрение такие активы, кото­рые не поддаются количественной оценке или не отражаются в стандартах учета. Это нематериальные активы компании, связанные со знаниями работников; порождаемые взаимоотношениями с внешней средой (поставщиками материальных ресурсов и покупателями продукции, регулирующими органами, сюда же относятся купленные лицензии, патенты, права); являющиеся результатами НИОКР и создающие задел по технологическим и техническим инновациям, по инвестиционному развитию; отражающие наличие организацион­ной инфраструктуры (созданные регламен­ты, документооборот, принципы работы с информацией и т.п.) [6].

В связи с тем, что лишь ограниченное число активов попадает в стандарты учета (патенты, лицензии, инвестиции в НИОКР), учеными предпринимаются попытки исправить данное положение. В отечественной практике существуют различные подходы к оценке интеллектуального капитала. Так Селезнев Е.Н. предлагает оценивать интеллектуальный капитал по аналогии с оценкой знаний сотрудников фирмы [4]:

J = CОР – СМ,

где J – стоимость интеллектуального капи­тала; CОР — рыночная стоимость всех акций организации; СМстоимость материальных активов организации.

Но данная формула имеет два существенных недостатка:

1) в этом случае и стоимость интеллектуального капитала включается в стоимость той доли нематериальных активов, которые составляют имущественные права (право на владение землей, право на владение природными ресурсами и др.) и приобретаются организацией при ее создании и в процессе роста материальных активов;

2)       практически полность отождествляется интеллектуальный капитал с нематериальными активами организации, поскольку не производится дифференцированной оценки кадрового капитала и маркетинговых активов.

Следовательно, чтобы получить объективную оценку интеллектуального ка­питала организации необходимо ввести понятие интеллектуальный потенциал организации (Jn), который учитывает все три составляющих интеллектуального капитала (данные для их расчета берутся из бухгалтерского учета):

Jn= KК * (СИС + СМА),

 где СИСрыночная стоимость интеллектуальной собственности организации; СМА — рыночная стоимость маркетинговых активов организации; KК — коэффициент качества кадрового капитала.

Коэффициент качества кадрового капитала определяется как:

KК = [CОР – (СМ + CН)]/( СИС + СМА),

где CН — рыночная стоимость той доли нематериальных активов, которую со­ставляют имущественные права (право на пользование землей, ресурсами и другие подобные права).

Для непрерывного наращивания интеллектуального потенциала необходи­мо, чтобы инновационные процессы и освоение новой, более совершенной про­дукции осуществлялись непрерывно.

Ивлиева Н.Н. предлагает свой подход к оценке стоимости деловой репутации организации. Алгоритм метода содержит следующие этапы: [2]

  1. определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия;
  2. нормализация чистой прибыли оцениваемого предприятия;
  3. определение среднеотраслевой рентабельности собственного капитала за несколько предшествующих периодов:

Рссоб = ,

где Рч – чистая прибыль; Е – стоимость собственного капитала предприятия.

4.            Расчет ожидаемой прибыли на основе умножения средней по отрасли рентабельности на величину собственного капитала предприятия:

Рособ = Е * Рссоб.

5.            Определение избыточной прибыли, которая и приписывается влиянию деловой репутации;

Ризб = Рф – Ро.

6.         Расчет стоимости деловой репутации. Предполагая, что наблюдаемые избыточные прибыли при выпуске данной продукции будут иметь место и в дальнейшем в течение длительного периода времени, можно капитализировать поток этих прибылей и получить оценку рыночной стоимости капитала, воплощенного в деловой репутации:

Vo =,

где R – коэффициент капитализации нематериальных активов, который рассчитывается как величина, обратная количеству приносящих избыточную прибыль лет или методом кумулятивного построения ставки дисконта.

Следует обратить внимание также на то, что результатом использования описанного метода может быть как стоимость деловой репутации предприятия, так и стоимость всех его нематериальных активов, в зависимости от того, какая величина легла в основу вычислений. В том случае, если расчет ведется на основе стоимости собственного капитала предприятия, результатом будет величина стоимости деловой репутации. Если на балансе предприятия отражены не все имеющиеся в наличии нематериальные активы, результатом использования метода избыточных прибылей будет стоимость совокупности не оформленных документально нематериальных активов и деловой репутации.

Кроме этого данный метод требует внесения некоторых уточнений для использования его в условиях российской экономики. Метод избыточных прибылей основан на вычислении среднеотраслевой рентабельности собственного капитала, рассчитанной на базе рыночной стоимости собственного капитала. Это значит, что оценщик должен обладать информацией о рыночной стоимости оцениваемого объекта и его аналогов. В условиях неразвитого фондового рынка в России для подавляющего большинства случаев оценки такая информация является практически недоступной. Поэтому чтобы обеспечить сопоставимость величин стоимости собственного капитала различных предприятий одной отрасли, в качестве базовой стоимости для использования метода избыточных прибылей обычно берется их балансовая стоимость. Следовательно, о точности результатов вычислений можно говорить лишь с определенной долей вероятности.

Ивлиева Н.Н. предлагает следующую методику оценки стоимости интеллектуального капитала предприятия [2]:

VИК = VЧ + VР + VС ,

где VИК – стоимость интеллектуального капитала предприятия; VЧ  – стоимость человеческого капитала предприятия; VР – стоимость рыночного капитала; VC – стоимость структурного капитала предприятия.

При этом сумма человеческого, рыночного и структурного капитала не всегда будет равна величине интеллектуального капитала. Таким образом, зависимость величины стоимости интеллектуального капитала от его составляющих носит нелинейный характер.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод.: несмотря на наличие отдельных методик оценки интеллектуального капитала организаций, фактически же интеллектуальный капитал отождествляется с нематериальными активами и соответственно процедура оценки осуществляется согласно Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в котором не находит отражения одна из составляющих интеллектуального капитала  человеческий капитал. Противоречивость различных концептуальных подходов, нехватка эмпирических исследований сдерживают внедрение методик оценки в систему управления предприятием.

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Добрынин А.И., Дятлов С.А. Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.: Наука, 1999.
2. Ивлиева Н.Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2005.
3. Константинова Е.П. Международ ные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
4.Селезнев Е.Н. Оценка эффективности использования интеллектуального капитала // Финансовый менеджмент. – 2005. – №6. – С. 24-30.
5. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / пер. с англ. В. Ноздриной. – М..: Поколение, 2002.
6. Теплова Т. Влияние интеллектуального капитала на политику компании // Проблемы теории и практики управления. – 2006 . – № 1. – С. 88-100.
7. Фитценц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Як Фитценц; пер. с англ.
[Меньшикова М.С., Леонова Ю.П.]; под общ. ред. В.И. Ярных. – М.: Вершина, 2006.