Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2009

Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны

Костылева Светлана Юрьевна, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.ДоцентКандидат экономических наук08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, Россия

Макаров Иван Николаевич, канд. экон. наук, старший преподаватель, Липецкий государственный технический университет exelenzz@rambler.ru, Россия

The partnership of business and the state: the role of higher education in the innovative development of the country - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 17

Аннотация:
На основе анализа современных подходов к категории «инновация» рассмотрены возможности интеграции производственной и социальной инфраструктур на основе создания в регионах инновационной технопарковой структуры. Прогнозируется влияние новообразования на совершенствование процесса подготовки кадров в регионе, на социально-экономическую политику в регионе, ориентированную на привлечение дополнительных финансовых потоков.
Цитировать публикацию:
Костылева С.Ю., Макаров И.Н. Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 13-21.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее время много говорится о значении инноваций для эффективного функционирования экономики, их роли в преодолении экономического кризиса. Давно ведется речь о необходимости интеграции научной и производственной сфер. С другой стороны, на Съезде ректоров, прошедшем 20 марта 2009 года, Президент РФ Д.А. Медведев говорил о необходимости создания вузами своих малых предприятий. Предприятий, которые должны производить наукоемкую продукцию.

Сегодня понятия «инновация» и «наукоемкость» используется очень широко. Впервые термин «инновация» был введен Й. Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития» [8]. Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Й. Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли.

По мере развития экономики понятие «инновация» приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие явления и процессы, которые определяют содержание функционирования хозяйственной системы [1].

Й. Шумпетер отмечал, что инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Он не включал собственно НИОКР в процесс инновационной деятельности. Ныне же некоторые трактуют новшество как первое применение научных результатов новым образом в коммерческих целях [5].

Непоследовательность, незавершенность и фрагментарность – так можно в целом характеризовать имеющиеся в научной литературе и в нормативно-правовых актах определения понятия «инновация». Отсутствие системности контекста понятия не позволяет получить инструмент эффективного управления инновационными процессами и определить ее сущность как категории экономической науки. Кроме того, это порождает институциональные проблемы [2]. Так, О. Г. Голиченко и С. А. Самоволева отмечают, что именно понятийный аппарат является основным источникам противоречий в соответствующей нормативно-правовой базе [4]. Нечеткие границы понятий и присутствующие в нормативных документах многочисленные варианты трактовок порождают разночтения и различные, иногда противоположные, интерпретации. Несбалансированность между нормативно-правовыми актами служит фактором, повышающим риски инновационной деятельности [3].

Разработка и коррекция определений, связанных с инновационной деятельностью, являются проблемой, активно обсуждаемой во всем мире. В настоящее время центром, организующим ученых более чем 40 стран мира, стала Группа национальных экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В документах ОЭСР инновация понимается, как процесс реализация нового решения проблемы, направленной на усиление конкурентной позиции фирмы. Формированию международного стандарта во многом способствовали документы, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Согласно им, инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Такое определение позволяет выделить основные свойства (критерии) инновации: научно-техническая новизна, практическая воплощенность, промышленная применимость, коммерческая реализуемость, что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Итак, инновация как экономическая категория — это отношения между субъектами хозяйственной деятельности по поводу качественного изменения условий осуществления экономической деятельности и результатов этой деятельности.

На основе данных определений рассмотрим сущность такой структуры, как технопарки и их влияние на экономику региона.

По своей экономической и организационной сущности технопарки представляют собой особые экономические зоны третьего поколения.

Российские технопарки – это актуальнейшая проблема, которая существует более 20 лет. В настоящее время можно говорить о втором этапе развития технопарков в России (2000-2010), цель которого состоит в том, чтобы наиболее развитые технопарки довести до уровня реально хозяйствующих субъектов экономики, приносящих ощутимый эффект регионам. Кроме того, целью настоящего этапа должно быть количественное и качественное развитие технопарков не только по инициативе университетов, но и государственных научных центров, наукоградов, крупных промышленных предприятий, закрытых административных территорий, агросферы.

В сложившихся экономических условиях частный и государственный сектор экономики по отдельности не обладают достаточными ресурсами, чтобы осилить решение подобных задач. Здесь необходимо их взаимодействие, партнерство. При этом задачи государства и бизнеса должны быть четко дифференцированы. Как отмечает П. Шинкаренко, на нынешнем этапе развития основная задача власти – «разработать соответствующие “правила игры” на этом рынке, которые позволяют частному бизнесу <…> комфортно ощущать себя и в свое стране» [6, c. 120].

Можно выделить следующие аспекты, которые могут обеспечить успех создания технопарков в России:

1. глубокое изучение зарубежных технопарков (принципов их создания, механизмов функционирования и финансирования, организационной структуры), которые достигли значительных успехов (США, Канада, Великобритания, Швеция, Германия, Франция);

2. привлечение зарубежных специалистов к участию в форумах, рассматривающих проблемы создания, функционирования и развития технопарков в России (именно это продиктовало необходимость проведения в 2008 г. международной конференции «Мегарост вне мегаполисов» в Тамбове и международной конференции «Инновационное развитие региона» в Липецке);

3. обучение специалистов, занятых созданием и управлением российскими технопарками, с привлечением специалистов зарубежных стран;

4. разработка и реализация концепции создания технопарков с учетом особенностей экономического уклада, национальных традиций и других факторов России;

5. создание, становление и развитие технопарков в различных регионах России;

Российские технопарки необходимо создавать не только на базе университетов, но и на базе государственных научных центров, крупных предприятий, в наукоградах и закрытых городках, где сосредоточен огромный научно-технологический потенциал России.

В последнее время в России много говорилось о роли и значении малого и среднего бизнеса. Однако до последнего времени как-то незаслуженно мало внимания уделялось проблеме формирования и поддержки наукоемкого предпринимательства, то есть бизнеса, основанного на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Его особенности состоят в следующем:

- высокий риск;

- долгий путь от идеи до ее реализации в виде коммерческого продукта или услуги;

- низкая выживаемость новых малых инновационных фирм;

- зачаточное состояние рынка высоких технологий в России;

- инновационная невосприимчивость российской промышленности в настоящее время.

Ни в коей мере не умаляя необходимости развития предпринимательской активности широких слоев населения, все же необходимо выделить ту особую роль, которую играет в мире и, мы уверены, должно играть в нашей стране наукоемкий бизнес.

Известно, что высокие технологии являются мощным генератором современных материальных благ. Сегодня это единственные средства, которое решающим образом влияют на повышение производительности труда, обеспечивает победу в жесткой глобальной конкуренции. Иными словами - это ключ к экономической, социальной и политической мощи современного государства.

Но дело не столько в самих технологиях, сколько в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию и услуги.

Современная Япония потеснила США на глобальных рынках и превратилась в одну из ведущих мировых держав благодаря наличию эффективного механизма коммерциализации технологий.

Передача технологий из науки в промышленность может идти эффективно лишь через активное партнерство между наукой, производством, государственной властью и потребителями через полную реализацию разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одной из форм реализации этого права выступает инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес.

Малый наукоемкий бизнес - это бизнес, достоинствами которого являются:

- высокая инновационная восприимчивость;

- высокая гибкость и быстрая адаптация к требованиям рынка;

- высокая производительность труда и малые издержки производства;

- высокая отдача на единицу денежных средств, вложенных в НИОКР.

Только такой подход дает возможность инновационному бизнесу быть независимым от стихийных сил рыночной экономики, разрушительные последствия которых для общества, бывает, превосходят стихийные бедствия. Что, к сожалению, мы наблюдаем в России.

Как показывает мировой опыт, ключ к цивилизованному становлению малого наукоемкого бизнеса, обеспечению стабильности и надежности экономической системы, ее эффективному и долговременному развитию – развитая инфраструктура. Роль инфраструктуры и призван выполнять научный, исследовательский, технологический, научно-промышленный парк, обобщенно – технопарк.

Технопарк – это организация, которая осуществляет формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.

Центральным звеном технопарка является бизнес-инкубатор, в котором формируются малые начинающие инновационные фирмы, покидающие его по мере становления. Эти фирмы окружают бизнес-инкубатор своеобразным кольцом. Таким образом, с точки зрения теории полюсов роста (Growth Pole Theory), с развитием технопарка он образует «полюс роста» в регионе, который инициирует экономический рост на прилегающих территориях – с годами, постепенно, технопарки превращаются в зоны развития передовых отраслей промышленности, коренным образом преобразуя территории.

Технопарк – это не научно-исследовательский институт и не конструкторское бюро – это, образно говоря, завод, «сырьем» для которого служит самые дорогие на планете ресурсы – интеллект и знание, а «готовой продукцией» - наукоемкие фирмы и высокие технологии. Источником интеллектуальной энергии является близлежащий университет или научный центр, ее преобразователем – бизнес-инкубатор, усилителем – земля, здания и сооружения, в которых располагаются фирмы, потребителем – региональные, национальные и международные рынки.

Хотя технопарки и можно назвать «заводами по производству малых наукоемких фирм», они, в отличие от обычных заводов, большей частью являются организациями некоммерческими. Технопарки преследуют стратегические цели - преобразование регионов на основе новых отраслей промышленности, ускорение отдачи от НИОКР через предпринимательство. Технопарки - это среда поддержки инновационной активности наиболее способных к этому личностей. Быстрого оборота капитала в них не происходит.

Зарубежная и российская практика показывает, что, предоставляя возможность предпринимательской деятельности, технопарки способствуют повышению творческой активности, удерживают таланты вблизи материнских организаций, не позволяя им дисквалифицироваться, занимаясь коммерческой деятельностью. Не все ученые склонны оставить научную деятельность ради наукоемкого предпринимательства, но все они стремятся к тому, чтобы их разработки быстро и с выгодой реализовались.

К сожалению, ряд российских проблем серьезно сдерживают не только развитие технопарков, но и всего сектора наукоемкого бизнеса. К ним, в первую очередь, относятся:

- отсутствие законодательной базы, направленной на создание благоприятных условий для процветания цивилизованного наукоемкого бизнеса, малого инновационного предпринимательства, в том числе и с помощью технопарков;

- невнимание к инфраструктуре, умаление ее достоинств в современном мире;

- практическое отсутствие венчурного финансирования или нацеленность инвесторов исключительно на краткосрочные кредиты, что неприемлемо для инновационного бизнеса;

- недостаточные возможности для формирования технопарками собственных инновационных фондов для рискового финансирования проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных фирм;

- отрицательно влияет и возникающая уже мода на «технопаркизацию всей страны», бездумное переименование действующих структур без изменения сути их работы, попытки превратить технопарки в какие-то огороженные зоны и гарнизоны, малые структуры какого-то учреждения, что дискредитирует саму идею их создания как эффективного инструмента реализации государственной инновационной политики.

Роль государства в этом деле – показать пример, делом продемонстрировать заинтересованность в развитии инфраструктуры. Таким образом, можно решить проблему размещения малых инновационных и сервисных фирм в технопарках и бизнес-инкубаторах, которая в настоящее время является чрезвычайно острой. Сейчас в России не используются огромные площади университетов, научных учреждений и промышленных предприятий в силу того, что резко сократилось производство, уменьшился объем научных исследований, произошло в несколько раз сокращение численности промышленных, научных, конструкторских и других организаций. Именно эти резервы могут быть использоваться для формирования технопарков и размещения там малых инновационных фирм.

Безусловно, ресурсы государства ограничены, поэтому начинать создавать технопарк нужно не с крупного многомиллиардного строительства, а с отработки механизма деятельности технопарка, развития инфраструктуры, которую технопарк предоставляет наукоемкому бизнесу, с окружения начинающих предпринимателей вниманием и заботой, с поиска, в первую очередь, на местном уровне необходимых финансовых средств и рационального их использования на поддержку наиболее перспективных для данного региона проектов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бенидков М.А. О теоретических основах исследования инновационной сферы экономики / М.А. Бенидков, И.Э. Фролов, Е.Ю.
Хрусталев. – М.: ЦЭМИ РАН, 2006.
2. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций / В.И. Винокуров // Инновации. – 2005. – № 6 (83). – С. 3-10.
3. Волынкина М. В. Инновационное законодательство России / М.В. Волынкина. – М., 2005.
4. Голиченко, О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г. Голиченко. – М.: Наука, 2006.
5. Кулагин А.С. Инновационная деятельность / А.С. Кулагин // Инновации. – 2004. – № 8 (75). – С. 101-114.
6. Шинкаренко П. Государственно-частное партнерство: рынок прямых венчурных инвестиций в России / П. Шинкаренко // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – №3. – С. 119-126.
7. Шукшунов В.Е. Технопарки России / В.Е. Шукшунов. – М., 1996.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М. : Луч, 1992.