Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2009

Совершенствование процесса управления экономическими системами предприятий на основе формирования портфеля нематериальных активов

Колосова Татьяна Валентиновна, Доцент кафедры Экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Россия

Improvement of management of economic system based on the formation of intangible assets portfolio - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 85

Аннотация:
Инновации жизненно важны для предприятия, для его успеха в конкурентном развитии. В статье делается особый акцент на управлении нематериальными активами, являющимися в значительной степени источниками большинства технологических, технических и продуктовых нововведений в современных условиях. Формирование портфеля НМА на внутрифирменном уровне позволит использовать его в качестве инструмента для разработки эффективной инновационной стратегии предприятия.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Колосова Т.В. Совершенствование процесса управления экономическими системами предприятий на основе формирования портфеля нематериальных активов // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 119-124.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Переход экономики страны на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отраслей и в мировом хозяйстве. Одной из важнейших задач становится повышение инновационнности предприятий: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования имеющейся продукции, внедрять новые технологии производства и сбыта, усовершенствовать системы внутрифирменного управления и использовать новейшие маркетинговые стратегии. Инновационная деятельность рассматривается как важнейший источник развития, позволяющий повышать конкурентоспособность экономики, а инновации являются своеобразным индикатором деловой активности при определении быстро развивающихся перспективных секторов (в условиях благоприятного инновационного и инвестиционного климата). Таким образом, инновационная политика становится неотъемлемой частью стратегии современных промышленных предприятий.

Положительные примеры инновационного развития российских предприятий показали их высокую способность адаптироваться к требованиям рынка, потребителей, инвесторов, что обеспечило таким предприятиям высокий уровень конкурентоспособности. Инновации жизненно важны для предприятия, для его успеха в конкурентном развитии. Поэтому сегодня особый акцент делается на управлении нематериальными активами, являющимися в значительной степени источниками большинства технологических, технических и продуктовых нововведений в современных условиях.

Анализ статистических данных, связанных с нематериальными активами (НМА) промышленного предприятия, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение финансирования НИОКР, увеличение количества зарегистрированных лицензионных договоров и договоров об уступке патента, доля нематериальных активов в общей стоимости активов предприятий остается незначительной. Вовлечение НМА в хозяйственный оборот и их эффективное использование решают целый комплекс проблем инновационного развития предприятия и обеспечивают высокие конечные результаты всей его текущей инновационной и хозяйственной деятельности. Это обуславливает необходимость включения нематериальных активов в общую систему управления инновационным развитием промышленного предприятия в той же степени, что и материальных.

Под управлением НМА понимается совокупность действий и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного планирования, организации и контроля процессов формирования, развития и использования интеллектуальных активов предприятия, а также мотивации процессов накопления и умножения нематериальных активов. Процесс управления НМА должен быть системным и подчиняться инновационным целям предприятия. Стратегия инновационного развития предприятия в свою очередь определяет цели, стратегии и методы в области управления НМА. Управление НМА состоит из управления: комплексом НМА предприятия и их конкретными объектами.

Управление комплексом НМА предприятия – это управление всеми операциями с правами на НМА на протяжении жизненного цикла всех НМА предприятия. Оно включает в себя:

-                                стратегическое управление комплексом НМА предприятия с помощью использования прав на конкретные объекты;

-                                целевое управление правами как системой юридических ограничений и экономических возможностей, относящихся к данной собственности;

-                                целевое управление стоимостью этих прав, а также стоимостью бизнеса в целом.

Задачи управления НМА решаются в процессе осуществления разных видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Так, амортизация НМА осуществляется в рамках операционной деятельности, а создание и приобретение НМА – в рамках инвестиционной деятельности. Эти процессы реализуются на двух уровнях управления НМА (стратегическом и оперативном). Учитываемые с точки зрения возможности управления нематериальные активы можно сгруппировать определенным образом (см. рис. 1).

Рис. 1.  Группировка нематериальных активов

Цели этих компонентов должны находиться в стратегическом соответствии с целями внутренних инновационных процессов. Основным для производства, приобретения и использования нематериальных активов являются интеллектуальный и информационный капиталы. Организационный капитал предприятия частично можно рассматривать как результат работы интеллектуального капитала предприятия или приобретенный на стороне информационный капитал, позволяющий более эффективно организовать работу, обмен информацией и т.п. Имиджевый капитал также является результатом (продуктом) использования первых трех, он способен приносить самостоятельную прибыль. Для эффективного управления НМА организации необходима единая система анализа активов по иерархическому принципу – по степени ликвидности (рис. 2).

Рис. 2. Анализ нематериальных активов предприятия

Ценность нематериальных активов определяется их соответствием стратегическим приоритетам инновационной деятельности предприятия, но не объемами денежных средств, затраченных на их создание, или тем, сколько они стоят сами по себе. Если нематериальные активы полностью отвечают стратегии, то их ценность для организации существенно возрастает. Ресурсы, относимые к нематериальным активам, не способны самостоятельно создавать стоимость, а эффективными они становятся только в сочетании с другими материальными ресурсами. В связи с этим необходимо комплексное управление данными ресурсами с целью преобразования их в активы компании. В зарубежной литературе предлагается достаточное  количество методов и моделей, в большей или меньшей степени охватывающих активы и с различной степенью детализации реализующих задачи управления нематериальными активами. В каждый момент времени инновационная деятельность хозяйствующего субъекта может характеризоваться разной степенью интенсивности, разным ресурсным потенциалом, разным уровнем финансовых результатов от реализованных в прошлом проектов. Для анализа нематериальных активов предприятия автором предлагается использовать системный подход и ориентироваться на формирование комплексной системы показателей. Комплексная система показателей является инструментом трансформации стратегической цели предприятия в набор информативных показателей.

Нематериальные активы присутствуют в каждой организации,  где они составляют часть активов в размере 5-30 %, а также в инновационной компании, проектной или исследовательской организации, где они составляют до 98 % активов. В этой связи целью стратегии инновационного развития предприятия на основе управления НМА являются формирование и оценка структуры портфеля нематериальных активов предприятия. Портфель НМА, составляющих инновационных потенциал предприятия, – это пакет патентов и охранных документов, защищающих ряд научно-технических направлений, в рамках которых создан наукоемкий товарный продукт. С учетом изложенных подходов формирование портфеля НМА предприятия проходит следующие этапы.

  1. определение совокупности нематериальных ресурсов, которые полностью перекрывают все направления, используемые в той или иной мере в полном технологическом цикле создания изделий, и их выход на товарный рынок;
  2. выделение области пересечения НМА, которые дублируются при создании разных образцов техники;
  3. оптимизация формируемых пакетов патентов в рамках общего портфеля НМА с целью минимизации числа патентов в пересекающихся направлениях;
  4. определение цели и задач формирования портфеля НМА с учетом общей стратегии инновационного развития предприятия;
  5. формирование и оценка портфеля НМА на основе комплексной системы показателей и в рамках разработанной инновационной стратегии.

Таким образом, формирование портфеля НМА на внутрифирменном уровне позволит использовать его в качестве инструмента для разработки эффективной инновационной стратегии предприятия. С помощью анализ проблемы выбора стратегических приоритетов инновационного развития на основе управления нематериальными активами предприятий в современных условиях России автору удалось сделать ряд выводов:

-                                законченной теории и методической основы для выработки стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами пока не создано;

-                                управление и оценка нематериальными активами предприятия, процесс формирования российской системы оценок и ряд других вопросов, касающихся нематериальных активов, находятся на начальной стадии;

-                                устранение существующих проблемных областей может быть достигнуто не только на основе совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы оценки НМА, а также при стимулировании заинтересованности хозяйственных субъектов в идентификации и отражении в учете всех объектов нематериального характера  за счет понимания сущности таких объектов и создания внутрифирменной системы управления нематериальными активами;

-                                эффективным методом анализа нематериальных активов предприятия может стать комплексная система показателей оценки НМА в структуре предприятия;

-                                при разработке стратегии инновационного развития предприятия целесообразно применять метод формирования портфеля НМА.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аксенов А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление / А.П. Аксенов. – М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков, А.А. Иващенко. – М. : ЛЕНАНД, 2006.
3. Ольховский В.В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций: монография / В.В. Ольховский. – М.: РАГС, 2008.
4. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Р. Рейли, Швайс Р. – М. : Квинто-Консалтинг, 2005.