Изучение перспективных каналов коммуникаций работников научно-образовательной сферы в современном информационном пространстве
The study of perspective communications channels of scientific and educational workers in the modern information space - View in English
Об авторах:
Артамонов И.В.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
Аннотация:
Современная научная деятельность и ее результаты в значительной степени зависят не только от квалификации ученого и научного коллектива, но и от тех средств обмена информацией, которые они используют и от того, как организовано представление исследователя или группы исследователей в научном сообществе. Повсеместное распространение персональных компьютеров и интернета позволило вывести эти аспекты на новый уровень и качественно изменить характер научной коммуникации. Появилось множество интернет-сервисов и инструментов, помогающих ученым как взаимодействовать с коллегами в своем научном учреждении и во всем мире, так и систематизировать и структурировать рабочий процесс. Это касается поиска научной информации, необходимой для проведения исследований, ее хранения и обмена. С другой стороны, таким образом разрешается и необходимость презентации результатов своей работы перед другими членами научного сообщества, облегчается вхождение молодых ученых в сферу профессиональной научной деятельности, становится возможным поиск исследователей, занимающихся разработкой аналогичных проблем. Число таких инструментов достаточно велико, они предлагают разные подходы и разные механизмы решения задач. Одни из них решают глобальные задачи, например, включения в системы учета наукометрических показателей, другие облегчают повседневную работу. К сожалению, в России сегодня ввиду различных объективных и субъективных причин такие инструменты имеют весьма ограниченное распространение, а многие научные сотрудники не используют их вовсе, что сильно ограничивает возможности их взаимодействия. Целью настоящей статьи является обзор существующих методов коммуникации внутри научной среды, их преимуществ и новых трендов и инструментов, модифицирующих взаимодействие научных сотрудников, а также проблем, стоящих на пути распространения этих инструментов в среде российских исследователей. В статье рассматриваются различные инструменты и сервисы для научной работы, эволюция и тенденции их дальнейшего развития, указываются проблемы, стоящие на пути всестороннего овладения этими средствами, а также кратко описывается опыт популяризации различных научных сервисов в Институте социально-экономического развития территорий РАН и те меры, которые предпринимаются в настоящее время с целью интенсификации использования таких ресурсов научными сотрудниками и аспирантами.Ключевые слова:
Web of Science, базы данных, научная коммуникация, библиография, научные ресурсы, MendeleyПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источники:
1. Андреева Т.В. [и др.]. Оценка уровня знания иностранного языка в процессе формирования профессиональной компетенции среди аспирантов и ординаторов [Электронный ресурс]. URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-7-pedagogika-vysshey-professionalnoy-shkoly/otsenka-urovnya-znaniya-inostrannogo-yazyka-v-protsesse-formirovaniya-profes (дата обращения: 08.06.2017).2. Билан И.В. Научная публикация поколения 2.0: перспектива или реальность // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. № 2. C. 12–16.
3. Галявиева М.С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1.
4. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика / П.Л. Капица, Москва: Наука, 1974. 288 c.
5. Мамаева С.А. Коммуникативные стратегии ученых // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. № 3. C. 6–12.
6. Мельникова Н.И. Научные социальные сетевые сервисы как средство дифференциации и интеграции научного сообщества / Н.И. Мельникова, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет», 2003. 255-259 c.
7. Cope B., Phillips A. The Future of the Academic Journal / B. Cope, A. Phillips, Elsevier Science, 2014.
8. Mabe M. The growth and number of journals // Serials: The Journal for the Serials Community. 2003. № 2 (16). C. 191–197.
9. Maxmen A. Science Networking Gets Serious // Cell. 2010. № 3 (141). C. 387–389.
10. Price D. Little Science, Big Sciense / D. Price, New York:, 1963. 290 c.
11. Schlattmann S. Capturing the Collaboration Intensity of Research Institutions Using Social Network Analysis // Procedia Computer Science. 2017. № 106. C. 25–31.
12. Zahedi Z., Haustein S., Bowman T. Exploring data quality and retrieval strategies for Mendeley reader counts. Presentation at SIGMET metrics 2014 worksho [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/StefanieHaustein/sigme-tworkshopasist2014.
13. Zahedi Z., Haustein S., Bowman T. D. Exploring data quality and retrieval strategies for Mendeley reader counts //Sigmet Metrics 2014 workshop. – 2014. – Т. 5.
14. Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс]. URL: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/ (дата обращения: 04.04.2017).
15. Berlin Declaration | Max Planck Open Access [Электронный ресурс]. URL: https://openaccess.mpg.de/Berlin-Declaration (дата обращения: 04.04.2017).
16. H2020 Programme [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/research/participants/data/ref/h2020/grants_manual/hi/oa_pilot/h2020-hi-oa-pilot-guide_en.pdf (дата обращения: 04.04.2017).
17. Ten things you need to know about ORCID right now [Электронный ресурс]. URL: http://blog.impactstory.org/ten-things-you-need-to-know-about-orcid-right-now/.
18. Статистика ORCID [Электронный ресурс]. URL: https://orcid.org/statistics.
19. The growth in the number of users of social network... - Figure 1 of 5 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/figure/283509776_fig1_Figure-1-A-The-growth-in-the-number-of-users-of-social-network-platforms-for (дата обращения: 05.04.2017).
Artamonov, I.V. (2017) The study of perspective communications channels of scientific and educational workers in the modern information space. Scholarly Communication Review, 7(4), 214-224. doi: 10.18334/nppir.7.4.38925 (in Russian)