Анализ положения политики открытого доступа в казахстанской науке

Искаков А.Е., Вечкинзова Е.А.
Analysis of Open Access Policy in Kazakhstan Science - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 1

Статья в журнале
Аннотация:
Открытый доступ к научной информации является неотъемлемой составляющей современной науки, обеспечивающей беспрепятственный обмен результатами научной деятельности и способствующий научной коллаборации. Уровень качества и скорости научной коммуникации во многом влияет как на качество проводимых исследований, достоверность их результатов, так и на развитие академических сообществ и отраслей национальной экономики.
В рамках настоящей статьи представлены промежуточные результаты анализа позиций казахстанских организаций и исследователей в международных инициативах в сфере открытого доступа к результатам научной (научно-технической) деятельности, а также нормативно-правовым актам и регламентирующим документам, описывающим государственную политику в сфере образования и науки в части поддержки информационной инфраструктуры.
Изучены реализовавшиеся ранее и действующие казахстанские проекты в сфере открытого доступа, а также основные нормативно-правовые акты и программные документы, регламентирующие развитие науки в Республике Казахстан. В ходе исследования также было изучено фактическое положение политики открытого доступа в казахстанских научных периодических изданиях и выявлено наличие системных методологических проблем в части управления программами и проектами в Министерстве образования и науки Республики Казахстан.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Искаков А.Е., Вечкинзова Е.А. Анализ положения политики открытого доступа в казахстанской науке // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 7-19. – doi: 10.18334/nppir.7.1.38335

Iskakov, A.E., & Vechkinzova, E.A. Analysis of Open Access Policy in Kazakhstan Science. Scholarly Communication Review , 7-19. doi: 10.18334/nppir.7.1.38335 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс] // Read the Budapest Open Access Initiative – Режим доступа: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/read (дата обращения 21.03.17).
2. Швайцер Г., Мерсер Э. М. Наука и технологии в Казахстане состояние и перспективы // Форсайт – 2007 – №2. – С. 60-66. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-tehnologii-v-kazahstane-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 21.03.2017).
3. Perrott R., Harmer T., Lewis R. e-Science infrastructure for digital media broadcasting // Computer. – 2008. – Т. 41. – №. 11.
4. Семячкин Д.А., Сергеев М.А., Кисляк Е.В. Возможные пути развития открытой науки в России // Научная периодика: проблемы и решения – 2015 – №2 – С. 89-93. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-puti-razvitiya-otkrytoy-nauki-v-rossii (дата обращения: 21.03.2017).
5. Шевченко Е. В. Перспективы научно-технологического развития Республики Казахстан // Вестник ОмГАУ – 2014 – №4 (16). – С. 60-67. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-respubliki-kazahstan (дата обращения: 21.06.2017).
6. Ан Е. А. Кластерный подход к интеграционным взаимосвязям в сферах экономики, науки, образования трансграничных территорий Казахстана и России // Вестник АГАУ – 2012 – №4. – С. 123-127. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-k-integratsionnym-vzaimosvyazyam-v-sferah-ekonomiki-nauki-obrazovaniya-transgranichnyh-territoriy-kazahstana-i (дата обращения: 21.03.2017).
7. Енин Ю. И. Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции // Евразийская Экономическая Интеграция – 2012 – №2 (15). – С. 43-50. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-edinogo-nauchno-obrazovatelnogo-i-proizvodstvennogo-prostranstva-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy-integratsii (дата обращения 21.03.17).
8. Колос Е. А. Тенденции и пути развития человеческого капитала и интеллектуального потенциала казахстанского общества // Основы ЭУП – 2014 – №4 (16). – С. 123-127. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-puti-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-i-intellektualnogo-potentsiala-kazahstanskogo-obschestva (дата обращения 21.03.17).
9. Нурсеит Н.А. Как поднять высшее образование и науку на новый качественный уровень в Казахстане? // Современные исследования социальных проблем – 2015 – №2 (46). – С. 259-282. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-podnyat-vysshee-obrazovanie-i-nauku-na-novyy-kachestvennyy-uroven-v-kazahstane (дата обращения 21.03.17).
10. Шраер А.В. Технологические платформы как инструмент инновационного развития // Креативная экономика – 2011 – №9. – С. 113-118. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskie-platformy-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения 21.03.17).
11. Стерлигов И. Национальные технологические платформы. Европейский опыт // Acta Naturae (русскоязычная версия) – 2010 – №4. – С. 12-13. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-tehnologicheskie-platformy-evropeyskiy-opyt (дата обращения 21.03.17).
12. Вечкинзова Е.А., Петренко Е.С. От кластеров к умной специализации: обзор методических подходов // Труды VII Всероссийского симпозиума экономической теории – 2016 – С. 56-57. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26305499 (дата обращения 21.03.17).
13. Budapest Open Access Initiative - View Signatures [Электронный ресурс] // Budapest Open Access Initiative - View Signatures – Режим доступа: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/list_signatures (дата обращения 21.03.17).
14. Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс] // Budapest Open Access Initiative: Frequently Asked Questions – Режим доступа: http://legacy.earlham.edu/~peters/fos/boaifaq.htm (дата обращения 21.03.17).
15. ECHO [Электронный ресурс] // European cultural heritage online charter – Режим доступа: http://echo.mpiwg-berlin.mpg.de/policy/oa_basics/charter (дата обращения 21.03.17).
16. Berlin Declaration – Signatories [Электронный ресурс] // Berlin Declaration – Signatories – URL: https://openaccess.mpg.de/319790/Signatories (дата обращения 21.03.17).
17. Ranking Web of World repositories [Электронный ресурс] // About Us - Ranking Web of World repositories – Режим доступа: http://repositories.webometrics.info/en/About_Us (дата обращения 21.03.17).
18. DSpace [Электронный ресурс] // DSpace – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/DSpace (дата обращения 21.03.17).
19. Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года N 995)
20. Перечень изданий, рекомендуемых ККСОН МОН РК для публикации основных результатов научной деятельности (Приложение 1 к приказу председателя ККСОН МОН РК от «10» июля 2012 года № 1082)
21. Гринберг Марк Л. Подводные камни системы публикаций открытого доступа: мнения в разных странах мира // Научная периодика: проблемы и решения – 2014 – №2 (20). – С. 9-20. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podvodnye-kamni-sistemy-publikatsiy-otkrytogo-dostupa-mneniya-v-raznyh-stranah-mira (дата обращения 21.03.17).
22. Семячкин Д.А., Кисляк Е.В., Сергеев М.А. Научные электронные библиотеки: актуальные задачи и современные пути их решения // Научная периодика: проблемы и решения – 2013 – №2 (14). – С. 10-29. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-elektronnye-biblioteki-aktualnye-zadachi-i-sovremennye-puti-ih-resheniya (дата обращения 21.03.17).
23. Семячкин Д.А. Открытый доступ к науке: мифы и реальность // Университетская книга – 2014 – №3 – С. 82-84. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-dostup-k-nauke-mify-i-realnost (дата обращения 21.03.17).
24. Буйницкая О.П., Грицеляк Б.И. Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя // Образовательные технологии и общество. 2014 – №1. – С. 408-416. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionnyy-repozitoriy-kak-sredstvo-povysheniya-nauchnogo-reytinga-prepodavatelya (дата обращения 21.03.17).
25. Богданова И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Социология науки и технологий. – 2010. – №1. – С. 140-161. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/onlaynovoe-prostranstvo-nauchnyh-kommunikatsiy-1 (дата обращения 21.03.17).
26. Antelman K. Do open access articles have a greater research impact? College and Research Libraries 65. 2004. pp. 372–382. – Режим доступа: http://sci-hub.cc/10.5860/crl.65.5.372 (дата обращения 21.03.17).
27. Willinsky, J. (2006). The access principle: The case for open access to research and scholarship. Cambridge, Mass.: MIT Press, 309.
28. Björk, B. C. Open access to scientific articles: a review of benefits and challenge // 2017. Internal and emergency medicine, 12 (2), 247-253 – Режим доступа: http://sci-hub.cc/10.1007/s11739-017-1603-2 (дата обращения 21.03.17).
29. Carroll, M. W. The movement for open access on law // 2006. Lewis & Clark L. Rev., 10, 741.
30. Beall, J. Predatory publishers are corrupting open access // 2012. Nature, 489(7415), 179.
31. Butler, D. The dark side of publishing // 2013 Nature, 495(7442), 433.
32. De Roure D., Jennings N. R., Shadbolt N. The semantic grid: A future e-science infrastructure //Grid Computing-Making the Global Infrastructure a Reality. – 2003. – С. 437-470.
33. Rao N. S. et al. Networking for large-scale science: Infrastructure, provisioning, transport and application mapping //Journal of Physics: Conference Series. – IOP Publishing, 2005. – Т. 16. – №. 1. – С. 541.