Статья опубликована в журнале «Лидерство и менеджмент»2 / 2017
DOI: 10.18334/lim.4.2.38109

Основные методы сохранения сплоченности коллектива

Дибоу Татьяна Александровна, аспирант Института политологии и государственного управления, Таллинский Университет, Россия

The main methods of preserving team cohesion - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 29

Аннотация:
Статья посвящена вопросу сплоченности коллектива. В современное время сформировать чувство сплоченности становиться намного сложнее, так как труд многих людей автоматизирован и компьютеризован. Вдобавок ко всему, общение между людьми в одном коллективе минимизировано. Требуются определенные усилия, чтобы каждый сотрудник испытывал чувство сплоченности. Цель статьи заключается в том, что автор поясняет основные преимущества сплоченного коллектива для персонала и для организации в целом, а также предлагает систему основных методов по сплочению коллектива, которые уже проверены в реальной жизни и будут еще долгое время служить хорошим путеводителем для многих хозяйствующих организаций.

JEL-классификация: J81, M14, M54

Цитировать публикацию:
Дибоу Т.А. Основные методы сохранения сплоченности коллектива // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 2. – С. 77-84. – doi: 10.18334/lim.4.2.38109

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


 «Один за всех и все за одного»,

Александр Дюма «Три мушкетера»

В современном мире трудно себе представить человека, который живет сам по себе, изолированно от общества. Человек живет в семье, учится в школе, работает в организации, участвует в различных мероприятиях. Если говорить о бизнесе, то вообще невероятным покажется экономически успешная организация, состоящая только из одного человека. Безусловно, существуют отдельные предприниматели, которые способны заниматься коммерческой деятельностью самостоятельно и добиваться успеха, но их однако нельзя назвать полноценной организацией, так как любая организация представляет набор социальных групп, объединенных по различным признакам: по возрасту, личностным качествам, профессионализму и т.д. Данная социальная группа с определенными целями и интересами называется коллективом организации.

Понятие коллектива и роли сплоченности коллектива в организации.

Коллектив представляет собой основу для всей деятельности организации. Коллектив – это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей [1] (Kibanov, Zakharov, Konovalova, 2005), объединенных общими целями, интересами и потребностями организации. Они формируют особый тип межличностных отношений, характеризующихся разной степенью сплоченности [2]. Коллектив представляет собой своего рода средство для выполнения работы. Люди необязательно должны нравиться друг другу на работе, но им нужно уметь абстрагироваться от своих разногласий, чтобы выполнить задание.

Любая организация – это огромный живой организм, не способный прожить без постоянного успешного взаимодействия всех его структур и составляющих. Это очевидно, что каждая организация по-своему добивается достижения своих поставленных целей, но нужно всегда помнить, что умение сотрудничать тесно друг с другом, работать вместе в сплоченном коллективе, является основой любого успеха. В современное время создать чувство сплоченности становится намного сложнее, так как труд многих людей автоматизирован и компьютеризован. Вдобавок ко всему, общение между людьми в одном коллективе минимизировано. Требуются определенные усилия, чтобы каждый сотрудник испытывал чувство сплоченности.

Сплоченность является важной составляющей коллектива организации. Организация, которая имеет сплоченный коллектив, имеет большие преимущества, причем в выгодном положении оказывается как сама деятельность организации, так и персонал организации.

Преимущества сплоченного коллектива

для организации

для персонала организации

1. Возрастет уровень качества продукции и эффективность производства.

2.           Повысится деловая активность.

3.           Улучшится передача информации снизу вверх и сверху вниз.

4.           Возрастет моральный дух работников.

5.     Решатся проблемы, которым в иных условиях не уделялось бы
внимания.

6.     Цели неформальных лидеров в подразделениях сближаются с
целями руководства
, и сами сотрудники будут способствовать налаживанию дел в организации.

1. Большие возможности для роста.

2.            Ощущение причастности к общему делу.

3.    Большее удовлетворение от своего труда по мере устранения однообразия в работе и повышения ее содержательности.

4.    Лучшая система подготовки кадров и возможность демонстрировать свои способности; новые возможности морального и материального стимулирования.

5.    Повышение гарантий занятости в результате роста эффективности организации.

6.    Новые возможности для интеллектуального развития.

Таблица 1. Преимущества сплоченного коллектива [3] (Basovskiy, Protasev, 2005).

Сплоченность выражает степень единства коллектива. Ее основа - реально существующие и субъективно значимые внутри коллективные связи, единство взглядов, общая точка зрения на пути и средства реализации, целей коллектива, взаимопомощь членов коллектива [2].

Принцип «Один за всех и все за одного» поможет наладить не только эффективную работу организации, но и создаст здоровую атмосферу отношений между сотрудниками. Хочется еще привести одно изречение о сплоченном коллективе, взятое из законов эффективного управления Г. Огарева: «Это цепь людей, держащихся за руки. Как бы ни старались порвать цепь, ничего не получится, ведь каждый из них думает о стоящем рядом и о целостности всей цепи. Они не разомкнут руки и не дадут нарушиться общности. Ведь каждый из тех, кто составляет цепь, в ответе за всех» [4] (Ogarev, 2005). Поэтому один из самых важных законов управления – это сохранение в коллективе чувства сплоченности.

Методы сплочения коллектива

Любой коллектив рождается в деятельности. Важность сплоченности коллектива для успеха организации и определяет тот факт, что многие лидирующие компании вносят данный пункт и в общие корпоративные ценности. Согласно данным обзора Fortune, в набор ценностей 100 компаний-лидеров мирового рынка вошел такой аспект, как командная работа. Однако заучивание ценностей компании всеми сотрудниками не обеспечивает того, что они будут разделять их. Как сделать так, чтобы коллектив действительно был сплоченный и в нем царил дух команды и единства?

По мнению автора, в современных постоянно изменяющихся условиях ценности должны постоянно дорабатываться и пересматриваться. Помимо этого, в крупной компании особую важность представляет работа в команде, поэтому стоит выбирать сотрудников, ориентированных, в первую очередь, на бесконфликтность и быстрое приспособление к коллективной работе.

Сплочение коллектива организации является управляемым процессом, где руководителю организации отводится ключевая роль. Однако стоит помнить, что помимо руководителя в процесс сплочения коллектива должны быть подключены все члены коллектива. Как говорится, «один в поле не воин», но следует всегда понимать, что сплочение – это увлекательный и творческий процесс для всех. Сплоченность реализуется за счет использования различных формальных и неформальных методов управления. Представим некоторые ключевые стратегии и действия по сплочению коллектива.

*      Целенаправленное систематическое совместное обучение

При обучении сотрудников стоит особое внимание уделять именно совместному обучению, так как в ходе такого обучения помимо развития профессионального личного мастерства, сотрудники обмениваются своими знаниями, учатся друг у друга, что в дальнейшем оказывает позитивное влияние на коллектив, и сплоченность значительно повышается. Для усиления эффекта обучения и повышения сплоченности проводятся технические форумы-собрания, тренинги, на которых члены коллектива глубже знакомятся с техническими и практическими аспектами выполнения своих работ. В последнее время при совместном обучении широко используется творческий подход. В процессе совместного обучения для работников устраиваются активные игры, групповые задания, мозговые штурмы, дискуссии и т.д.

*      Проведение мероприятий по улучшению взаимоотношений и взаимопонимания в коллективе

По мнению специалистов, благоприятную рабочую атмосферу также поддерживает неформальное общение сотрудников. Поэтому развитие взаимоотношений в коллективе может осуществляться не только в формальной рабочей обстановке, но и за счет общественных мероприятий в неформальной среде. Цель развития взаимоотношений можно выразить простой формулой:

Достижение взаимопонимания и согласия

+

Развитие дружеских отношений

=

Укрепление сплоченности и повышение эффективности работы

Общественные мероприятия можно проводить на формальном и неформальном уровнях. Вот некоторые примеры таких мероприятий: общение за чашечкой кофе; cовместный обед; особые торжества (8 Марта, Новый Год, День рождения организации и т.д); cпортивные мероприятия и выезды на природу. Данные мероприятия хорошо снимают стресс и являются великолепным средством повышения сплоченности.

*      Благоустройство помещения

Опыт ведущих и успешных компаний показывает, что «нехитрую креативность» в сплочении коллектива можно осуществить с помощью решений по благоустройству пространства офиса. Считается, что возникновению позитивных взаимоотношений в коллективе способствует открытое пространство офиса. Специалисты считают, что для сближения сотрудников очень подходят офисные помещения со стеклянными перегородками или вообще без стен. Общее пространство позволяет всем сотрудникам быть в курсе событий, проектов, быстрее налаживать общение. Это создает позитивную командную атмосферу и помогает добиваться лучших результатов в работе. Для эффективности коммуникаций между сотрудниками одного уровня не стоит иметь множество отдельных кабинетов. Рабочие места сотрудников отдела по работе с клиентами, секретарей и работников службы персонала желательно расположить так, чтобы с ними всем было удобно общаться.

*      Совместное принятие решений, или «даем слово каждому»

Отличным инструментом для сплочения коллектива является привлечение сотрудников к процессу принятия решений. Если организация сталкивается с проблемами, не стоит это воспринимать, как только негативный аспект. Положительным моментом является возможность привлечь к решению проблем сотрудников.

Руководители обязаны постоянно прибегать к этой стратегии – приучать работников к совместной работе для выполнения важных задач. Групповая ответственность при выполнении общих задач имеет большое значение для групповой динамики и перехода от индивидуалистического образа мышления к коллективному [5] (Bronshteyn, 2004).

Примером мероприятия по принятию общего решения может быть и выбор новых сотрудников компании. Зачастую новый сотрудник вызывает у трудового коллектива определенный дискомфорт, поэтому, привлекая в самом начале самих сотрудников к процессу подбора кадров, можно избежать конфликтов в будущем.

Возможностей для совместного коллективного решения вопросов у организации предостаточно. Например, можно устроить круглый стол на тему совершенствования рабочего процесса для повышения его эффективности. Обсуждая различные точки зрения и идеи, члены коллектива одновременно находят лучшие пути выполнения работы и учатся эффективному взаимодействию.

Итак, в данной работе были рассмотрены основные методы по сплочению коллектива, которые уже проверены в реальной жизни и будут еще долгое время служить хорошим путеводителем для многих хозяйствующих организаций. Конечно, нельзя никогда забывать тот факт, что сегодня с быстро развивающейся экономикой изменяются и отношения между людьми в организациях, поэтому надо всегда искать новые методы и решения для того, чтобы создать сплоченный коллектив и не бояться их применять, ведь только тогда, передавая свой опыт, будут открыты и другие неординарные подходы к решению этой проблемы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. - М.: Инфра-М, 2005. – 367 с.
Филина Ф. Вестник московского бухгалтера. Klerk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru.
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. - М.: Инфра-М, 2005. – 212 с.
Огарев Г. Законы эффективного управления компанией. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 445 с.
Бронштейн М. Управление командами. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом Вильямс, М.: Диалектика, 2004. – 318 с.