Современное состояние и перспективы развития электронного книгоиздания для высшей школы России
Ершова Ю.А.1
1 Московский политехнический университет, Москва, Россия
Ключевые слова:
высшее образование, электронное издание, диджитализация, электронное книгоиздание, электронный учебникПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Постановка проблемы. Новейшие предпосылки: законодательный вектор развития и компетентностный подход
Электронное книгоиздание является относительно молодым явлением: точкой отсчёта принято считать 1971 год, когда энтузиаст Майкл Харт задался целью перевести в электронный формат 10 000 знаменитых произведений мировой литературы до наступления миллениума. Первым оцифрованным электронным текстом стала «Декларация независимости». Аналог зарубежного проекта в России появился намного позднее: в 1993 году была создана «Библиотека Максима Мошкова».
Примерно в тот же период начинается развитие электронного книгоиздания для высшей школы в российских университетах: в 1994 году в Дальневосточном государственном университете было налажено производство электронных учебных изданий и пособий для нужд преподавателей и студентов вуза. [1, C. 88] (Barinova, 2013). К 2000 году в связи с формированием новой системы дистанционного обучения в ДВГУ, например, был подготовлен комплект электронных учебных изданий по 55 дисциплинам. Сейчас эта инициатива развилась в Центр дистанционного образования на базе Дальневосточного федерального университета, все электронные издания которого регистрируются в ФГУП НТЦ «Информрегистр» и награждаются на отраслевых конкурсах.
К началу 2010-х гг. большинство вузов России уже имело опыт электронного книгоиздания и оцифровки печатных изданий для ЭБС. Александр Васильевич Иванов, руководитель Издательско-полиграфической ассоциации вузов Санкт-Петербурга в своём интервью выделил лидеров по внедрению инновационных технологий в издательские процессы среди университетов: «В Петербурге наиболее активными лидерами по внедрению инновационных технологий в издательском деле и полиграфии являются Политехнический и Педагогический университеты, Издательско-полиграфический техникум, Университет путей сообщения. Немного отстают проекты в Электротехническом университете, Университете сервиса и экономики. Так или иначе, обновляют свою полиграфическую базу и другие вузы, но это обновление другого уровня — на базе «легких» цифровых решений и ризографов. В Москве в этом направлении активно работают такие вузы, как МИСиС, Университет управления, Тимирязевская академия, Академия внешней торговли. В целом же должен отметить, что сегодня намного больше лидеров возникает в регионах — в Томске, Красноярске, Тюмени, Новосибирске, Владивостоке, Якутске, Перми, Краснодаре, Ростове» [4, C. 19-20] (Ivanov, 2013).
В проведённом нами исследовании принимали участие как московские и санкт-петербургские вузы, так и региональные университеты. Упорядочивание процессов электронного книгоиздания в высшем образовании на государственном уровне до недавнего времени практически не производилось. Основы законодательного регулирования в сфере высшего образования отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который утверждает приоритетность образования, гуманистический характер, обеспечение права на образование в течение всей жизни, реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, полное обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными и информационными ресурсами, необходимость реализации инновационных проектов и программ в сфере образования, важность интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Образовательные учреждения обязаны следовать букве закона при осуществлении образовательных услуг на территории РФ, но не стоит умалять значение ФЗ N273 «Об образовании в Российской Федерации» для учебно-методического обеспечения учебного процесса. В статьях 16, 18, 20, 35, 79 регламентируется создание ЭБС, введены нормы обеспечения инклюзивного образования, определены способы реализации программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Это большой шаг вперёд навстречу диджитализации образовательного процесса высшей школы и реализации концепции открытой науки, которая претворяется в жизнь активнее всего именно вузами: создаются репозитории репринтов печатных изданий, пополняются внутриуниверситетские ЭБС, организуется открытый доступ к архивам периодических вузовских изданий. Инновационный путь развития, предложенный руководителями проекта "КиберЛенинка", заключающийся в отказе от печатных версий периодических научных изданий и переходу к открытым журналам, уже не кажется фантастикой, как несколько лет назад [9]. Многие университеты выводят имеющиеся в их распоряжении издания в интернет-пространство, но использование, ознакомление и доступ к полнотекстовой версии всего массива изданий и архивов вуза беспрепятственно возможны чаще всего только для студентов конкретного вуза.
Образование играет особую роль в культурных процессах общества в моменты дестабилизации. Формирование человека новой культуры базируется на его подготовленности к существованию в рамках сменяющейся культурной парадигмы, «является способом аккультурации и инкультурации личности». Мультикультурность образовательного пространства как основная черта современности подталкивает общество не только к информационной открытости науки, новейших знаний и достижений, но и на дальнейшую гуманизацию образования, в котором переход к стадии постмодернизма «базируется на концепции фрагментарности политики, культуры и личности». [8, C. 17, 26] (Skovorodina, 2016).
Обозначенные процессы в сфере высшего образования обуславливают усиление внимания к проблеме электронного книгоиздания для сферы высшего образования. Текущие задачи связаны с разработкой новых требований и стандартов в связи с реформированием законодательной среды, реструктуризацией системы институтов и университетов, а также вхождением России в Болонский процесс. Изменения социально-экономических условий и реалий создают основу для появления нового поколения специалистов с профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям времени.
Для примера рассмотрим некоторые компетенции из образовательной магистерской программы для направления подготовки 42.04.03 «Издательское дело» по профилю «Современный издательский процесс: инновационные практики» в Высшей школе печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета. В процессе обучения в соответствии с программой предполагается приобретение обучающимися следующих общекультурных и профессиональных компетенций: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); определять характеристики проектируемых книжных электронных и онлайн изданий (ПК-3); участвовать в разработке контента и структуры онлайн изданий (ПК-9); участвовать в планировании, формировании онлайн издания (ПК-12); осуществлять редакционно-издательскую подготовку изданий по технологии book-on-demand, осуществлять редакционно-издательскую подготовку электронных изданий, участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13); использовать информационные технологии и программное обеспечение при разработке издательских проектов (ПК-14); редактировать авторские оригиналы книжных, электронных, аудио, мультимедийных и онлайн изданий (ПК-17); использовать цифровые активы и базы данных (ПК-26); использовать электронные форматы передачи информации (ПК-34); владеть методами распространения электронных изданий (ПК-35). [1]
Таким образом, перечисленные компетенции призваны сформировать цифровую грамотность и навыки взаимодействия с электронным контентом, которые необходимы специалистам, занятым в сфере электронного книгоиздания. Трансформация компетенций специалистов книгоиздательской отрасли, их диджитализация соответствует запросам времени. Современный работник издательства должен обладать широким спектром навыков и инструментов, которые актуальны для выпуска как традиционных печатных, так и электронных изданий.
Факторы развития электронного книгоиздания в вузах: взгляд изнутри
В исследуемой проблематике электронного книгоиздания для высшей школы России центральными становятся вопросы формы существования электронных изданий, способов и средств их создания, хранения, распространения и реализации. Накопленный отраслевой опыт и новые требования, формирующиеся в процессе непрерывного развития цифровых технологий, накладывают отпечаток на дальнейшее развитие данного сегмента литературы. Выбор вектора развития должен быть обоснован научно, чтобы стабилизировать состояние системы высшего образования в стране и дать новый импульс для приведения библиотечных фондов, репертуара и редакционных планов издательских подразделений вузов и коммерческих издающих организаций в соответствие с потребностями профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества.
Концепция непрерывного образования, информатизация, практико-ориентированный подход в сфере высшего образования формируют запрос на новую базу учебно-методического обеспечения в университетах. Ощущается необходимость наметить несколько направлений в поисках путей совершенствования учебно-методических ресурсов и обеспеченности каждой специальности необходимыми учебными электронными изданиями и другими электронными образовательными ресурсами.
Целью проведения социологического исследования было воссоздание в достаточной степени объективной картины электронного университетского книгоиздания России. Выявление специфических особенностей и препятствующих факторов осуществления издательского процесса внутри вузов является тем дополнительным основанием, на котором строятся все приведённые в исследовании данные ответов работников редакционно-издательских отделов (РИО) различных государственных вузов России.
В рамках проводимого исследования нас интересовало состояние сегмента электронных изданий для высшей школы, но так как официальных достоверных и полных статистических данных по интересующему вопросу не было обнаружено, был реализован социологический опрос среди работников издательских подразделений вузов России и произведён анализ ассортимента крупнейших коммерческих издательств по данным с официальных сайтов и ритейлеров.
Эмпирическое исследование состояния сферы электронного книгоиздания в издательских подразделениях вузов было основано на проведении глубинных полуструктурированных интервью [5, C. 15] с 42 работниками 8 государственных университетов России (Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Дальневосточного федерального университета, Российского государственного университета правосудия, Уральского федерального университета, МИСИ-МГСУ). Для глубинного заочного интервьюирования и для задач, поставленных нами при проведении исследования, данное количество участников можно считать достаточным. Стоит заметить, что выбранные учебные заведения отражают широкий географический охват состояния книгоиздания в структурах региональных университетов, так как вузы-участники представляют различные федеральные округи Российской Федерации: Дальний восток, Урал, Сибирь, Южный федеральный округ, Центральный федеральный округ.
Все участники интервьюирования сообщили о своём опыте электронного книгоиздания и внедрения инновационных технологий в издательскую деятельность. По результатам анализа ответов всех участвовавших вузов различных регионов России было выявлено, что активное производство электронных изданий и оцифровка существующих печатных университетских учебных, методических и научных изданий на регулярной основе началась в указанных вузах в 2006-2011 гг.
Ситуация в сфере электронного книгоиздания для высшей школы развивается медленно и постепенно, так как жёсткого регламента по диджитализации учебного процесса на государственном уровне до сих пор не было установлено. Первый вопрос интервью звучал так: «Какими факторами (внутренними и внешними) продиктована необходимость внедрения электронных учебных изданий в учебный процесс вашего вуза?» Причинами внедрения электронного сегмента в издательский репертуар подразделений вузов респондентами были названы следующие факторы и стоящие перед РИО задачи: формирование инновационной образовательной среды университета на базе использования электронного обучающего контента, компьютерных обучающих, контролирующих и методических средств с учетом возможностей информационных ресурсов нового поколения; создание электронных изданий и обучающих ресурсов, основывающихся на использовании инновационных методов в образовательном процессе будет способствовать повышению качества образования в вузе; формирование цифровых навыков у студентов и профессорско-преподавательского состава; эффективное представление учебной информации, удобная навигация, гибкая порционная подача контента, интерактивность; интенсификация процесса обучения и повышение эффективности усвоения учебной информации; ограниченные возможности полиграфического исполнения качественных печатных книг у издательств; использование инновационных методов в образовательном процессе; удобство доступа студентов к изданию; специфика вуза, предъявляющая особые требования к выпускаемым изданиям; электронное здание дешевле бумажного; использование в дистанционном обучении; создание электронной образовательной среды университета под влиянием требований актуального закона об образовании в РФ и подзаконных актов; издание учебной литературы в электронном виде позволяет расширить круг ресурсов, на которых представлено издание, тем самым создавая условия для увеличения читательской аудитории; комплектация библиотечного фонда востребованной актуальной учебной литературой, что позволяет эффективнее расходовать средства, упрощает доступность профильной литературы обучающимся (мультипользовательская система), позволяет реализовать принцип научного многообразия.
Исходя из ответов респондентов, можно предположить, что работники РИО вузов имеют чёткое и современное видение задач и факторов, оказывающих влияние на зарождение и развитие цифрового книгоиздания в вузах. Но, к сожалению, осознание долгосрочной перспективы и желание заниматься реализацией инновационных проектов зачастую встречается с силой противодействия, которую респонденты кратко освещали в интервью.
Ответы о негативно влияющих на редакционно-издательский процесс подготовки электронных изданий факторах могут быть условно распределены по следующим группам: финансовые, управленческие, технические, социальные, партнёрские, правовые.
Каждая из перечисленных групп объединяет негативные моменты в деятельности отечественных вузовских издательств. Например, недостаточность финансового обеспечения приводит к форсированному плохо подготовленному переходу на выпуск электронных учебных изданий, которые должны частично (или полностью) вытеснить сегмент печатных изданий из репертуара вузовского издательства. Таким образом поступают многие университеты, так как в целом затраты на электронные издания (которые зачастую представляют собой просто pdf-версию макета издания порой даже в авторской редакции) существенно ниже: «Издательство финансируется в основном на бюджетной основе. Существуют и минусы – невозможно на коммерческой основе реализовать издательскую продукцию вуза. Вся литература, издаваемая по ежегодному бюджетному плану, поступает в научную библиотеку»; «Процесс перехода на выпуск электронной учебной и научной литературы в этом году ускорился, так как возможности полиграфического исполнения качественных печатных книг у издательства весьма ограничены из-за недостаточного финансирования»; «Есть тенденция к сокращению тиражей методических рекомендаций, практикумов и прочих вспомогательных учебных изданий. Это связано с началом работы по формированию электронной образовательной среды и сокращением объемов финансирования тиражирования отдельными факультетами».
Управленческий фактор имеет самое непосредственное влияние на образование и функционирование структуры издательского подразделения, на план выпуска изданий, на то, какие издания и в какой форме будут превалировать в издательском репертуаре. Приведённые примеры из ответов респондентов выражают в большинстве случаев негативное отношение к непосредственному руководству: «Тренд таков: электронные издания новое начальство не понимает, к ним не привыкло, их боится, поэтому почти все издания теперь — бумажные»; «На издательскую политику не оказывает влияния чистый исполнитель, причем воля даже не редакционно-издательского совета, а управленческой верхушки имеет исключительное значение. В связи с этим плюсов не вижу никаких».
К техническим факторам могут быть отнесены процессы технико-технологического оснащения редакционно-издательских процессов необходимым программным обеспечением, подготовкой и приёмом в штат специалистов, отвечающих за программную составляющую процессов подготовки электронных изданий. Цифровое, диджитал-обеспечение учебного процесса в полной мере входит в задачи университетских издательств, но это требует также определенных навыков от студентов, от преподавателей, авторов и работников издательства. Вот примеры упоминаний в ответах респондентах об этой группе факторов: «Процесс издания электронной литературы включает больше этапов, увеличивает сроки РИП, необходимо, чтобы с автором работали подготовленные редактор и инженер, владеющие определенными навыками работы в программе CORSELAB, сам автор должен обладать навыками создания электронного обучающего контента»; «Сотрудники издательства, работающие над созданием электронной учебной литературы, должны обладать определенными профессиональными компетенциями»; «К основным минусам можно отнести сложности с организационно-техническим обеспечением деятельности».
К социальным факторам можно отнести низкую мотивацию профессорско-преподавательского состава на создание инновационных мультимедийных электронных учебных изданий и нежелание студентов посещать залы университетских библиотек для ознакомления и работы с печатными и электронными изданиями вуза (в случае, если доступ к ЭБС осуществляется только в рамках локальной сети университетских компьютеров): «Насколько эта ситуация удовлетворяет студентов и преподавателей, сказать трудно, скорее нет, ведь за последние годы они привыкли к электронным изданиям, а теперь, чтобы получить доступ к учебнику, например, за ним надо идти в библиотеку или на кафедру»; «Издательству следует способствовать выработке мотивации у профессорско-преподавательского состава (ППС) к созданию и использованию электронного контента и электронной учебной литературы, в том числе путем проведения внутривузовских конкурсов на лучшее учебное печатное и электронное издание. Конкурс может являться важным элементом системы стимулирования ППС к созданию учебной электронной литературы, основывающейся на использовании инновационных методов в образовательном процессе». Как бы то ни было, мотивация студентов, ППС и работников РИО и вузовских библиотек играет заметную роль в развитии сегмента электронного книгоиздания для высшей школы. Вовлечённость акторов в этот процесс играет важную роль, но ограничение академической свободы, формализация и бюрократизация системы в результате новейших реформ приводят социальную компоненту вуза в нестабильное состояние. [2, C. 99-100] (Vol'chik, Krivosheyeva-Medyantseva, 2016).
Правовое регулирование может существенно отличаться, но почти все работники университетских издательств утверждают, что договорам требуется долгосрочный процесс многоступенчатого согласования по нескольким инстанциям вуза. Также стоит отметить, что большая часть издательств работает в соответствии с годовым планом выпуска изданий, в который входят произведения профессорско-преподавательского состава университета, а передача прав осуществляется по договору на создание служебного произведения.
Партнёрский фактор отвечает за то, каким образом университеты могут организовать взаимовыгодный обмен интересующими электронными изданиями, которые смогли бы в большей полноте обеспечить учебный процесс. Также в достаточной степени остро стоит вопрос о создании единых для разных специальностей общероссийских ЭБС, основанных на сотрудничестве отраслевых вузов друг с другом внутри их профильной направленности: «Не отработан вариант реализации учебной литературы, выпускаемой издательством, по запросу другим учебным заведениям, которые заинтересовались определенными изданиями и хотели бы приобрести их для своих библиотек».
В среднем в издательском репертуаре университетских РИО электронные учебные издания занимают большую долю, чем в репертуарах коммерческих издательств. Например, во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых в 2016 году было выпущено 120 изданий, из них 6 электронных и 1 комбинированное, что составляет 5,8% от общего числа изданий. В издательстве ВолГУ до 2016 года более 50% изданий из общего числа наименований (порядка 200) были представлены в электронном виде, но «в связи с присоединением нашего вуза к другому (Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета к Волгоградскому государственному техническому университету) изменилась политика книгоиздания: теперь изданий гораздо больше (боле 1000 в год), но электронных из них — десятки, не больше». Издательство Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского сообщает, что за последние 2 года около 300 изданий выпущено, из них 245 — в электронном формате, что составляет порядка 81,3%. В МИСИ-МГСУ в 2016 году выпущено порядка 100 электронных изданий и более 60 печатных, соответственно, 62,5% издательского репертуара составляют электронные. В 2017 году по плану в МИСИ-МГСУ это соотношение должно измениться в пользу электронной формы, то есть соотношение оболочек будет: 80% «цифры» к 20% «бумаги». В ДВФУ по данным 2016 г. выпущено 300 изданий, их них электронных (в том числе сетевых) — 90, то есть 30%. Издательство РГУП в год выпускает около 300 названий. Из них 10% — это электронные издания и 100% выпускаемых изданий размещены на ИОП РГУП и ЭБС, с которыми университет имеет лицензионные договоры. В УрФУ 5–7% общего числа изданных книг выпускаются в электронном формате. К слову, УрФУ издает 18 научных журналов, но из них пока только два электронных. Можно сделать вывод, что популяризация электронных изданий и электронных изданий сетевого распространения в университетах России идет намного более быстрыми темпами, чем по коммерческой издательской отрасли в целом («Судя по данным ФАПСМИ, столичные издательства, на которые приходится 63% всего книжного ассортимента и 89% тиражей в стране, оцифровали в среднем около 30% своего ассортимента»). [6, C. 25]
В РИО и издательствах Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского, Инженерной школы ДВФУ, МИСИ-МГСУ, РГУП от 60 до 100% выпускаемых изданий имеют цифровую копию (чаще всего исключительно для вузовской и партнёрских ЭБС). Но инновационных мультимедийных изданий пока что немного, так как чаще всего оцифровка печатных изданий и выпуск электронных изданий производятся в традиционном pdf, doc, ppt форматах.
Тем не менее, не стоит забывать, что активнее всего проектами в сфере высшего образования занимаются сами вузы. Например, в Высшей школе экономики в 2015 году был организован курс «Цифровое книгоиздание», в рамках которого студенты не только теоретически осмысляют тренды и перспективы электронного книгоиздания и реализуют свой проект, занимаясь самостоятельно созданием произведения, редактированием, вёрсткой, оформлением, продвижением и юридическим сопровождением проекта. Пока что проекты, реализованные в рамках этого курса можно назвать студенческим самиздатом на базе платформы Ridero, но при ознакомлении с реальными примерами вживую появляется осознание того, что все проекты очень качественно подготовлены и реализованы. Все изданные в рамках курса учебные пособия могут быть использованы в учебном процессе и по другим специальностям и направлениям в качестве дополнительной литературы. Создатели курса убеждены, что вся дополнительная учебная литература для высшей школы должна быть в цифровом формате. Вот примеры реализованных проектов: двухтомный сборник статей работников ГИИ «Литература в зеркале медиа», «Актуальные медиапонятия. Опыт словаря сочетаемости», «Книга перемен, Материалы к истории русского искусства», учебное пособие «Цифровое книгоиздание. Как создать и продвигать цифровую книгу», «Как это делается: продюсирование в креативных индустриях», «Листки с электронной стены» С. Зенкин, «Дистанционный смотритель» И. Петровская, «Актуальные медиапонятия» С. Страшнов, «Мальчик, который хотел быть вертолётом» Вивиан Гасси Пейли и др. [7, C. 43-45]
Очень активно занимаются диджитализацией учебного процесса в Российском государственном университете правосудия. На базе национального цифрового ресурса «РУКОНТ» запущен проект «Библиотека правоведа», нацеленная на ликвидацию недостатка в новейшей учебной и научной литературе у студентов юридических специальностей всех регионов страны. Разрабатываются онлайн-курсы дистанционного образования совместно с Книжным домом МГУ. Также 100% изданий оцифрованы и представлены на Информационно-образовательном портале РГУП (op.raj.ru).
Тем не менее, примеры активной деятельности в сфере диджитал-образования можно найти в практически каждом крупном региональном и федеральном вузе. Большинство университетов сводят деятельность в этой сфере к нескольким действиям: формированию электронного каталога внутривузовской библиотеки, оцифровке существующих в фонде актуальных изданий, стимулированию профессорско-преподавательского состава к написанию учебной и научной литературы, оформлению подписки в одну или несколько коммерческих ЭБС. Это тот минимум действий, который можно наблюдать практически в каждом университете.
Таким образом, мы пришли к выводу, что диджитализация издательских репертуаров вузовских издательств вступает в фазу активного роста, в то время как коммерческие издательства демонстрируют чуть менее выраженный интерес к электронному книгоизданию.
Генеральный директор издательства «Флинта» Вячеслав Петряков обозначил основные проблемы умирающей печатной вузовской книги: малотиражные университетские издания не выходят за пределы кампуса и не переиздаются; книги коммерческих издательств часто оказываются невостребованными из-за недостаточного финансирования государственных вузов; инфраструктуры ритейла как таковой нет, поэтому от недоступности некоторых печатных изданий страдают зачастую регионы; при росте отпускной цены и падении тиража качество учебников остаётся на прежнем уровне; авторы не получают достойного вознаграждения; в процессе реорганизации вузов часто меняется состав дисциплин, поэтому подготовка востребованного издания стала трудноосуществимой. [10, C. 39] (Shnayder, 2010). Все перечисленные факторы отражают печальное положение на рынке учебной литературы для высшей школы. Решение для малых тиражей внутрикампусного использования — это печать на заказ, но по цене не каждый вуз может себе ее позволить, кроме того, не у всех региональных вузов есть доступ к типографии, предоставляющей такие услуги в зоне локального доступа.
Ограниченное количество бюджетных средств в вузах, выделяемых для развития книгоиздания и пополнения фонда библиотек может годами оставаться неизменно низким, в то время как цены на издания и услуги растут. Проблему развития инфраструктуры для распространения нужных изданий в региональные университеты довольно трудно решить, но опыт РГУП по внедрению специализированной ЭБС практически федерального масштаба доказывает, что эффективнее всего развивать инфраструктуру ритейла онлайн через партнёрские отношения с различными вузами регионального и федерального уровней.
Электронное книгоиздание для высшей школы. Коммерческие издательства
Коммерческие издательства обратили своё внимание на электронное книгоиздание в начале 90-х гг. Примерно тогда стартовали первые разработки по комбинированным изданиям и электронным мультимедийным и текстовым изданиям на съёмных носителях. В базе НТЦ «Информрегистр» есть данные о зарегистрированных изданиях с 1992 года. Первые зарегистрированные издания 1992 года являются базами данных, а издания 1993 можно отнести к развлекательной тематике: мультимедийное издание-галерея Contemporary Fine Arts и занимательные гороскопы «Власть планет». С 1995 года появляются зарегистрированные учебные электронные издания: «Деловой английский», «Уроки мультимедиа», «Сто графических задач по информатике», «Начала информатики», «Химия в картинках», «Электронный задачник по физике» и др. [2] Читательским адресом указанных изданий являются в основном школьники. Обозначив исторические рамки развития рынка электронного книгоиздания в России, рассмотрим его современное состояние в краткой статистической выкладке.
По числу выпущенных изданий и по совокупному тиражу в показателях 2016-го года в России лидирует именно учебная литература (речь идёт о традиционных печатных изданиях): 34,5% по числу выпущенных названий и 44,3% по совокупному тиражу [3, C. 32] (Voropaev, 2016). Нет возможности, основываясь на этих статистических сведениях, говорить отдельно об объёмах книгоиздания для высшей школы, но стоит упомянуть показатели сегмента учебной и научной литературы по итогам 2016 года. В сравнении с 2015 годом в сегменте учебной литературы было выпущено на 9,2% больше наименований книг и брошюр (40 428 в 2016 и 37 037 в 2015), а тираж учебной литературы в сравнении с 2015 годом наоборот упал на 6% (197,8 млн экз. и 210,1 млн экз. соответственно); в сегменте научной литературы падение наблюдалось и по числу названий, и по совокупному тиражу (25 308 названий и 9,1 млн экз. в 2016 г. в сравнении с 26 447 названиями и 10,5 млн экз. в 2015 г.). По числу выпущенных изданий в почти всех сегментах замечен рост, но особенно ярко эта тенденция отразилась на разделах учебной и художественной литературы. Но, к сожалению, общая тенденция по снижению тиражей наиболее заметно отразилась также в сегменте учебной литературы. Та же тенденция в период с докризисного 2008 по 2016 гг. обнаружена и в научном книгоиздании: число названий книг возросло на 21,8%, а совокупный тираж демонстрирует отрицательный результат в уменьшении почти на 10% [3, C. 31] (Voropaev, 2016).
Рынок электронного книгоиздания по данным «ЛитРес» с 2012 по 2016 гг. находится в стадии роста: посредством анализа статистических данных выявлено почти десятикратное увеличение в его легальном объёме: с 0,26 млрд руб. до 2,6 млрд руб. За тот же период падение совокупного тиража печатных книг приравнивается к почти стомиллионной потере (с 541 до 446 млн экз.). Эти показатели обозначили основной вектор интересов игроков отрасли, который демонстрирует большую заинтересованность издательств в электронном сегменте книгоиздания.
Необходимо принять во внимание тот факт, что количество издательских серий и проектов в коммерческом сегменте для сферы высшего образования намного ниже, чем для дошкольного образования, начальной, средней основной и старшей школы. Почти у всех крупных коммерческих издательств учебной литературы есть серии электронных изданий для школьников: серия «Вертикаль» («Дрофа»), солидное количество электронных учебников и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) от «Просвещения» со специальным приложением «Учебник цифрового века» для просмотра демоверсий 39 школьных учебников и пособий, в то время как электронных изданий для высшей школы на сайте издательства только 4; приложение «Школа 2100» от издательства «БАЛАСС» предоставляет свободный доступ к 146 учебникам для дошкольного образования, начальной, средней, основной и старшей школы; [3] серии «CD» и «Наглядная школа. Сетевая версия» издательства «Экзамен» (электронных учебников для вузов на сайте издательства только 2, хотя на сайте ритейлера OZON удалось обнаружить ещё 3 примера электронных учебников для высшей школы).
Очень выделяется деятельность в сфере электронного книгоиздания издательства «Юрайт», которое выпускает несколько серий электронных учебных изданий для высшей школы: «Бакалавр. Академический курс», «Университеты России», «Магистр права», «Прогрессивный учебник» и др. Основная специализация издательства — это социальные, экономические и гуманитарные науки, юриспруденция. Стоит отметить, что большая часть каталога издательства (4485 изданий, что составляет 73,5% от всего издательского репертуара «Юрайт») оцифрована и доступна в приложении «Читай!» от «ЛитРес». Таким же образом реализует свой репертуар издательство «Флинта», которое 1756 изданий уже продаёт на сайте «ЛитРес». Есть также приложение «Гуманитарные науки» от издательства «Проспект», в котором представлен каталог электронных изданий для высшей школы: в этом каталоге можно купить более 160 научных и учебных изданий, необходимых студентам гуманитарных специальностей. Издательством «Проспект» параллельно выпущены также приложения «Экономика» с примерно 300 электронных изданий и «Юридическая литература» (более 150 наименований). Интересен проект ЭБС Znanium издательской группы «Инфра-М». Помимо этого проекта, крупными коммерческими библиотечными системами можно назвать «ЛАНЬ», «РУКОНТ», «АЙБУКС».
В сравнении с масштабами проектов коммерческих издательств для младшей, средней и старшей школы, реализованные проекты для высшей школы заметно проигрывают. Коммерческие издательства всё чаще дублируют свои тиражи: выпускают небольшие «пробные» тиражи в традиционной форме и в «цифре» размещают те же издания в интернет-магазинах.
Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: с рынка не уйдёт тот продукт, который выгодно на данном этапе производить, поэтому ещё достаточно долго учебная и научная литература для высшей школы в электронном формате будет представлена макетами изданий или репринтами в pdf-формате (хотя в «Сколково» и ведутся работы по созданию нового формата FB3 для реализации и популяризации его в сфере электронного книгоиздания на территории РФ); труд авторов в отечественной издательской практике оплачивается не так высоко, как в странах запада, поэтому в вузах, например, руководство предпочитает основную массу написанных профессорами и преподавателями учебных и научных изданий квалифицировать как служебное произведение, за которое возможен либо крайне скромный гонорар, либо вознаграждение вообще считаются «включёнными в заработную плату»; проблемы пиратства и нереализованных складских запасов вузов и коммерческих издательств будут решены только при коренной переработке существующей системы, популяризации новейших издательских технологий (print-on-demand, еженедельный цикл взаимодействия с типографией и планирование допечаток на ближайшие 2-3 месяца) и наступлении достаточно продолжительного стабилизационного периода.
Несмотря на пессимистические прогнозы работников вузовских РИО, с наступлением периода стабилизации системы высшего образования, обеспечение учебного процесса необходимой литературой станет одним из главных вопросов, который будет решаться на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Сущность требований к реорганизации издательских процессов в вузах сводится к уменьшению бюрократизации, предоставлению достаточного финансирования и внедрению новых средств мотивации профессорско-преподавательского состава на плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с университетским издательством. Коммерческие издательства, которые в настоящий момент выбирают вслед за университетскими РИО наиболее проверенный и лёгкий путь оцифровки печатных изданий и их распространения (основным форматом также остаётся pdf, а распространением занимаются коммерческие ЭБС и крупные онлайн-ритейлеры), не торопятся выдвигать новые подходы к решению поставленных перед отраслью задач.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что обозначенный в выводах вектор развития сферы электронного книгоиздания может коренным образом измениться в ближайшие годы, если учитывать скорость изменений в цифровой среде и рост информатизации учебного процесса в сфере высшего образования. Заметна тенденция по активному взаимодействию коммерческих издательств и государственных образовательных учреждений высшего образования на примере распространения коммерческих ЭБС и их включения в источниковую базу учебно-методического обеспечения учебного процесса, предоставляемую каждому обучающемуся. Сказанное позволяет заключить, что вузовские издательства находятся в особом положении в сегменте электронного книгоиздания, а потому они играют ведущую роль в реализации новейших концепций непрерывного образования, открытой науки, дистанционного обучения и принципа научного разнообразия.
Исходя из полученных данных, можно предположить три сценария развития сферы электронного книгоиздания для высшей школы:
1) Объединение усилий крупных коммерческих издательств и вузов при достойной государственной поддержке проектов на федеральном уровне и максимальный охват читательской аудитории и вовлечённость акторов, что в долгосрочной перспективе окажется эффективным методом реализации образовательных задач информационного общества (проекты масштаба Национальной электронной библиотеки, но охват изданий должен быть шире и включать издания текущего года).
2) Выполнение поставленных задач каждым вузом и коммерческим издательством самостоятельно в рамках его структурных, технологических и финансовых возможностей, что сохранит существующую многоукладность, закрытость и разобщённость сферы электронного книгоиздания для высшей школы.
3) Организация внутриотраслевых межвузовских отношений, формирующих федеральные и международные межвузовские ЭБС и открытые журналы в соответствии со своим профилем (например, система электронного обучения РГУП для юридических специальностей: femida.raj.ru).
Предложенные сценарии также можно назвать уровнями взаимодействия в сфере электронного книгоиздания для высшей школы, поэтому возможна одновременная реализация всех сценариев, но то, на каком из них будет сосредоточено внимание акторов и государства в ближайшей перспективе определит темпы модернизации сегмента и результативность привносимых изменений.
[1] Сайт Московского политехнического университета <http://mgup.ru/article/1108#prog> (дата обращения 19.05.2017).
[2]ФГУП "Информрегистр" депозитарий электронных изданий <http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzinesByYear?year=1992> (дата обращения 11.05.2017).
[3] Образовательная система "Школа 2100" издательства "БАЛАСС" <http://app.school2100.com/> (дата обращения 21.05.2017).
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Вольчик В.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д. Реформы в сфере высшего образования: роль институтов и социального капитала Журнал институциональных исследований. — Ростов н/Д: Издательство Гуманитарные перспективы, 2016. — Т. 8, №2. — С. 87-104.
3. Воропаев А.Н. Российское книгоиздание в 2016 году: смена тренда, или Вверх по лестнице, ведущей вниз? // Университетская книга. — М.: ИД Университетская книга, 2017. — №3 (апрель). — С. 28-36.
4. Иванов А.В. Вузовское книгоиздание: реформы неизбежны // Университетская книга. — М.: ИД Университетская книга, 2010. — №1 (январь-февраль). — С. 18-21.
5. Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003. — 301 с.
6. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. — 101 с.
7. Новикова А.А. Курс «Цифровое книгоиздание» департамента медиа НИУ ВШЭ // Университетская книга. — М.: ИД Университетская книга, 2017. — №2 (март). — С. 43-45.
8. Сковородина И.С. Судьба учебника. Ч. 1. // Университетская книга. — М.: ИД Университетская книга, 2016. — №10 (декабрь). — С. 38-44.
9. ФГУП "Информрегистр" депозитарий электронных изданий http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzinesByYear?year=1992 (дата обращения 11.05.2017).
10. Шнайдер А. Краткая история электронных книг. https://www.publish.ru/articles/201010_15518698 (дата обращения 11.04.2017).
Ershova, Yu.A. Current state and prospects of development of electronic publishing for the higher school in Russia. Scholarly Communication Review , 103-116. doi: 10.18334/nppir.7.2.37948 (in Russian)