Китайские экономические интересы в США на примере Монтаны 1860-1900-х и 2000-2010-х гг.

Захарьев Я.О.1
1 МГИМО МИД РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)

Цитировать:
Захарьев Я.О. Китайские экономические интересы в США на примере Монтаны 1860-1900-х и 2000-2010-х гг. // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 1. – С. 47-54. – doi: 10.18334/eo.7.1.37553.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29774227
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье отражены специфика и характер экономических интересов китайских деловых кругов в штате Монтана США за период второй половины Х1Х века по начало ХХ и начала ХХ1 вв. Дана подробная картина географии интересов китайцев в разные периоды времени с учетом изменений в законодательстве штата, потребностей в различных линейках ресурсов в Х1Х и в начале ХХ1 века. На основе источников выявлены группы диалектов китайских деловых кругов, которые вели экономическую деятельность с компаниями США в Монтане в указанные периоды времени. Дано описание типологических и диалектных отличий китайских деловых кругов, показаны их особенности в Х1Х и в начале ХХ1 века. Выявлено, как сложившаяся конъюнктура международных экономических отношений в условиях глобального экономического кризиса заставила китайцев реанимировать направление, замороженное на длительное время после серии нормативных актов, ограничивших китайцев в ведении бизнеса индивидуального и в форме обществ на территории США и в пределах юрисдикции штата Монтана.

Ключевые слова: китайцы в США, США и КНР, Монтана и китайцы в Х1Х веке, китайские инвестиции в Монтане в начале ХХ1 века, китайские инвестиции в США 1860-1890е гг., китайские инвестиции в Монтане (США) в 2000-2010е гг., китайский теневой бизнес в Монтане в Х1Х веке, ограничивающие деятельность китайцев законы штата Монтана, позитивная дискриминация китайцев в США- пример Монтаны Х1Х века, китайские криминальные проекты Х1Х века в Монтане, теневая экономика Монтаны и китайцы в 1860-1900гг., инициативы Монтаны по привлечению китайских капиталов 2000-2010е гг., интересы китайских капиталов в Монтене в начале ХХ1 века, китайские провальные проекты в Монтане в начале ХХ1 века, перспективные проекты китайских компаний в Монтане в 2010-2020-х гг



Введение

Китайцы начинали активно пребывать в районы западного побережья Соединенных Штатов Америки после обнаружения в Калифорнии месторождений золота в 1849 году [1], предприимчивые американские компании активно импортировали дешевую китайскую рабочую силу из южных провинций Империи Цин. По мере истощения разведанных золотоносных районов компании начали перевозить рабочих в континентальные районы страны в 1854–1856 в Айдахо, Орегон и Неваду, а к 1860 году [1], получив данные о новых копях в Монтану. За короткий период времени с появления первых китайских рабочих-старателей в 1862 году, их численность возросла с двух тысяч человек до трех тысяч в 1869 году [1]. Более 80 % этого числа были мужчины-старатели, но за ними потянулись и китайские предприниматели, которые разбогатели на предыдущих этапах лихорадок в Калифорнии, Айдахо, Невады и других штатов. Эти 20 % открывали салоны, прачечные, рестораны, забегаловки китайской кухни, рекрутировали наемных работников тоже китайцев в качестве обслуживающего персонала своих заведений. До 1880 года особой статьей доходов дельцов была также теневая и открытая торговля опиумом в среде китайских кварталов Монтаны. Также в пласте теневой экономики китаянки занимались проституцией, заказными убийствами, теневым посредничеством в приобретении редкостей или импортируемых китайских товаров старателями (прежде всего лекарства и опиум). Рост численности китайских рабочих наиболее динамично прослеживался на примере столицы штата – города Хелена, расположенного недалеко от золотоносных месторождений. К 1870 году численность китайцев составляла 20 % за 8 лет с нулевого уровня от всего населения. К 1878 году китайская торговля в штате приобрела устойчивый характер и занимала четкие ниши, в которых наблюдалась более внутри китайская конкуренция нежели между компаниями разных этнических групп.

С открытием новых месторождений золота в центральных южных областях Монтаны и в Юго-Западном регионе штата число старателей резко возросло, старателями трудились, как приехавшие из волн миграции 1860-х и 1870-х гг. именно в Монтану, так и временные рабочие-китайцы, которые уезжали после одного-двух сезонов работы в другие штаты. За период 1870–1871 гг. китайские компании заработали в США 106 тысяч 600 долларов США (в пересчете на курс 2010х гг. – 1,8 млн долларов) [1]. Привлекая все новые волны старателей, китайцы оставили большое количество следов своего пребывания, ведения хозяйственной деятельности, которые были обнаружены археологическими экспедициями 1995 и 2008 года [1], исследовавших районы заброшенных поселений старателей Монтаны ХIХ века: черепки китайского фарфора, инструменты китайских старателей, китайские монеты периода правления последних китайских императоров династии Цин 1860–1900 гг., фрагменты тканей и прочую утварь [1]. Важно отметить, что в течение 1870–1880-х гг. китайский бизнес в Монтане, как теневой, так и открытый процветал и способствовал, относительно, удобному пребыванию постоянных и временных работников китайцев. Китаянки, которых было значительно меньше, чем работников мужчин (в 10 раз в период наибольших пиков китайского населения) [1], находили себе занятия, как в теневом, так и в открытом бизнесе. Они держали магазинчики, готовили еду на вынос по подрядам с компаниями, нанимавших старателей, держали прачечные, занимались криминальными операциями в пластах теневой экономике Монтаны в китайских кварталах [1]. Однако уже к середине 1880-х гг. начинают усиливаться антикитайские настроения среди белого населения, у которых китайские старатели серьезно начали отбирать легальные ниши экономической деятельности. Наиболее сильную конкуренцию китайцы составили в сфере наемных старателей, в бизнесе прачечных, в ресторанном деле, в курьерских операциях в т.ч. теневых через агентов китайских общин. Это вылилось в серии протестов населения-резидентов, целью которых стали призывы к властям штата начать выселять китайских поселенцев [1], мешающих гражданам находить достойную работу. Китайские кварталы подвергались погромам, в равной степени параллельно китайцы убивали старателей-европейцев и американцев, часто под воздействием наркотического опьянения опиумом и другими производными дурманящих средств. Ввиду возрастания подобных случаев и риска вспышки масштабных чисток правительство Монтаны издало Закон об опиуме штата Монтана, ограничивший товарооборот опиума и успешно пресекший теневые поставки через китайские кварталы Монтаны и других штатов через агентов китайской общины США. Это привело к тому, что по главной статье китайских теневых доходов был нанесен сильнейший удар. Уже приученные к опиуму старатели [1], не получая одно из немногих своих «развлечений» [1], добыв некоторое количество из начавших иссякать к 1880-м гг. месторождений, стали покидать обжитые территории Монтаны. Постепенно за употребление опиума в штате ужесточалось наказание с 1880–1885 гг. от ареста до 3-х дней или домашнего ареста и символического штрафа до 3х месяцев тюрьмы общего режима без изменения и обжалования приговора [1].

Другим выгодным проектом для китайских бизнесменов в Монтане стала Северная Тихоокеанская железная дорога (North Pacific Railway Road-NPRR), этапы ее строительства по территории штата длились с 1882 по 1903 годы совпав с постепенным истощением месторождений золота и оттоком старателей и теневого капитала из Монтаны ввиду ужесточения законодательства в отношении объектов деятельности, куда допускались китайцы. Первое время китайские рабочие были очень выгодны, поскольку обходились дешевле, чем рабочие из европейских стран, получали они по 1?5 доллара в день, в отличие от европейцев, которым платили 2 доллара в день. Благодаря этой разнице в оплате труда, в определенное время пика строительства объекта было задействовано более десяти тысяч китайцев. Через некоторое время китайцам удалось добиться уравнения в заработной плате с европейскими рабочими, ближе к 1885–1900 гг. [1]. Несмотря на это уже в 1885 году по сообщениям New North West антикитайские настроения в населенных пунктах и пригородах стали возрастать с новой силой. Под давлением населения правительство штатов, где наблюдался большой пласт дешевой китайской рабочей силы, приняло пласт законов, облагающих китайский бизнес прачечных, салонов и ресторанов дополнительными налогами, ограничило ниши найма китайцев. В результате численность китайского населения [1] в США сократилась с уровня 107475 человек (1890 г.) до менее 30000 работников к 1900 году [1, 2]. Это привело к тому, что в ряде городков старателей Монтаны, как и по всем штатам и поселениям, где проживали китайцы, началось запустение, как в поселении Анаконда [1]. Устойчивая тенденция к сокращению китайского населения бизнесменов и старателей стала наблюдаться в штате с 1881 года. За 1890–1900 гг. массив законодательства штата Монтана и подзаконные акты существенно ограничили возможности роста и развития китайского бизнеса [1] в угоду поощрения деловой активности национального капитала США, по сути, была проведена позитивная дискриминация-комплекс мер на поддержку титульного большинства государства в экономической сфере, для сокращения влияния меньшинств. К 1900 году начинается интенсивный отток китайского населения из Монтаны, которое сократилось с уровня 2532 человек в 1890 году до 1721 человека 1900 – уровень года [1, 2]. Из этого числа жителей только 7,3 % получили возможность найма в качестве старателей, по сравнению с уровнем в 59 % 1880 года. С сокращением числа старателей уже белый открытый китайский бизнес под действием новых налогов и ограничений стал терпеть существенные убытки [1, 2]. Постепенно с истощением месторождений, разведанных в 1860-х гг. и эти старатели покинули штат. Экспедиции археологов 1995 и 2008 гг. обнаружили в заброшенных городках старателей западной и центральной части южной Монтаны артефакты китайских старателей и торговцев, брошенные или сильно поврежденные в последующие этапы после запустения поселков. К 1933 году китайцы практически полностью прекратили деятельность на территории штата Монтана, хотя формально по источникам их незначительное присутствие продолжалось до 1943 года. Основные специфические черты китайского фактора в штате Х1Х века являлись следующие:

1) китайцы преимущественно были из южных провинций и говорили на южных диалектах китайского языка;

2) китайские бизнесмены основывали свой бизнес для обслуживания китайских старателей и шли вслед за ними далее в континентальных районы США из Калифорнии;

3) китайцы получили максимум бенефиций за период 1862–1880 гг., однако их вызывающее поведения и криминальная составляющая ряда предприятий привели к конфликтам с титульным большинством, под давлением которого были приняты серии нормативных актов, в результате чего китайцы были вытеснены за 20 лет из всех приоритетных ниш, а в последующие 1920–1940-е гг. полностью из деловой жизни штата.

Действия ряда законов Монтаны, направленные на ограничения и запреты экономической деятельности для китайцев, имели срок с 60 по 99 лет. В начале ХХI века власти штата обратили внимание на изменившуюся конъюнктуру импорта КНР. Учитывая, что срок законов, ограничивающих деятельность китайцев, либо подошел к концу, либо был отменен, также за время двадцатого века Китай из Империи становился дважды республиками. В ХХI веке КНР не являлась приемником имперского Китая, заключавшего договоры в начале ХХ века, что дало лазейку начать переговоры с китайскими компаниями КНР по развитию новых перспективных направлений [5]. В КНР все также изменилось. Китай в 2000–2010-х гг. заинтересован в импорте угля и линейке редких природных ресурсов, которыми богата Монтана в отличие от узкоспециализированных агентов бизнеса ХIХ века и старателей-золотодобытчиков и строителей китайцев. Компании КНР провели серии переговоров с властями штата [2–4] по перспективам импорта угля, древесины, сапфиров, и ряда проектов совместной разведки перспективных месторождений других ресурсов. Однако к 2015 году ряд переговоров был свернут ввиду более дешевых поставок в КНР почти всей вышеизложенной линейки, предлагаемой Монтаной [6, 7] (Totorova A.V., 2017; Kostyuchenko I.G., 2017). Это привело к тому, что наиболее перспективным объектом переговоров стали редкие ресурсы, в том числе сапфиры определенного оттенка, эндемичные для регионов штата. Объекты сделки-ювелирные редкие вставки определенных размеров и цветовых характеристик. С учетом того, что в 2017 году наблюдается сильная тенденция пересмотра партнерских отношений как по линии США-КНР по ряду вопросов, так и по линии конкретных штатов с Пекином, в обозримом будущем по 2020 год переговоры Монтаны и китайских деловых кругов не будут легкими. Тот пласт, который был заложен властями и бизнес-элитой [3, 4] штата при президентстве Обамы не гарантирует успешную платформу для отношений с Китаем в настоящее время не только ввиду жесткой риторики Трампа, но и ввиду постоянного поиска КНР альтернативных более дешевых партнеров [6, 7] (Totorova A.V., 2017; Kostyuchenko I.G., 2017).

У китайских деловых кругов, заинтересованных в бизнесе с фирмами Монтаны наблюдается серия других черт:

1) китайцы-представители диалекта путунхуа и шанхайского;

2) китайцы часто пересматривают и почти постоянно меняют условия, пользуясь стратагемами, что часто заводить переговоры с партнерами из европейских стран и США в тупик;

3) китайцы готовы платить оперативно за линейки импортируемых ресурсов не только через банки КНР, но и через китайские банки хуацяо ЮВА, что удобнее и повышает безопасность транзакций;

4) китайцы готовы ждать более благоприятной конъюнктуры, как в послаблениях местного законодательства штата, так и всего законодательного массива США и курса правящей администрации, поскольку Монтана один из вариантов рынков будущего взаимодействия и более властям штата и деловой элите актуален китайский партнер нежели наоборот, даже если это идет в разрез с курсом ужесточения мер против КНР в целом;

5) общий объем сделок между компаниями КНР и национальной деловой Монтаны в случае удачного исхода составляет от 56 до 120 млн долларов США, что является существенным объемом для налогооблагаемой базы. Это прекрасно понимают власти штата [4, 5].

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что китайские экономические интересы, имея широкую географию, могут быть заморожены на продолжительное время, ожидая благоприятной конъюнктуры [5]. Штат был закрыт для экспансии китайского бизнеса на 100 лет. Тем не менее, при учете дефицита бюджета в условиях волн всемирного экономического кризиса [9, 10], власти штата, нуждаясь в инвестициях, пошли на смягчение правового режима ведения экономической хозяйственной деятельности для тех, против кого были направлены данные нормативные акты периодов 1880–1920-х гг. На эти шаги китайский капитал отреагировал крайне позитивно, в свою очередь, китайцы не торопятся вкладывать деньги в добычу, ожидая, пока власти штата не предложат максимально выгодный им режим сотрудничества, поскольку китайский капитал в условиях экономического кризиса имеет множество направлений [6] (Totorova A.V., 2017). Одним из приоритетных конкурентов линейки ресурсов Монтаны выступает регион Большой Меконг [7, 9] (Kostyuchenko I.G., 2017). Одним из новых направлений может стать вектор Монтаны в условиях обострения борьбы за ресурсы [8, 10] (Aleksandrin O.I., 2017) в сложившейся конфигурации сил.


Источники:

Сhristopher William Merritt. Chinese experience in Montana (1862-1943).-The University of Montana. 2010.-Pp.43-49, 52-54,58-68,80-100, 125,133-139, 149-158,165-166,177-179,187-197,200
By Grant from E.L. Wiegand Foundation. East meets West: The Chinese experience in Montata.-Montana Foundation.-Pp. 70-75
The US-China business counsil. Montana’s Export to China.-Washington D.C. 2016
Office of the Governor State of Montana. Montana hosts inbound Chinese trade delegation.-Montana. 16.01.2015
Sarah Wang. Montana and China treasure their ever-expanding ties.-Asia,China. 9.09.2014
Tоторова А.В. Куда пойти китайскому капиталу в Юго-Восточной Азии в условиях экономического кризиса // Научное обозрение. – 2017. – № 1. – С. 120-122.
Костюченко И.Г. Меконг-регион интересов великих держав // Научное обозрение. – 2017. – № 2. – С. 127-128.
Александрин О.И. Юго-Восточная Азия, Южно-Тихоокеанский регион и Россия в 2000-2010-х гг // Научное обозрение. – 2017. – № 2. – С. 131-133.
Данные посольства КНР в США по штату Монтана. < 返回商务部主站. [Электронный ресурс]. URL: http://us.mofcom.gov.cn/article/ddgk/states/201407/20140700681464.shtml.
Zhongwenwang._Montana. Ftchinese.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftchinese.com/story/001052651?page=1.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:05:15