Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»1 / 2017
DOI: 10.18334/ce.11.1.37531

Доверительные и этические отношения как социально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве

Мельников Олег Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Яремчук Алексей Петрович, бакалавр кафедры «Инновационное предпринимательство», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Trust and ethical relationships as a social and “cementing” factor of economic achievements in the innovative entrepreneurship - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 11

Аннотация:
В статье представлены результаты аналитических исследований роли доверия как одного из факторов, влияющих на принятие и эффективное исполнение управленческих решений, а также воздействия сформированных менеджментом организации доверительных и этических отношений на формирование инновационной среды, способствующей проявлению творческой энергии специалистов, традиционно оцениваемой через их инновационную активность.
Представленная модель взаимовлияния элементов триады «доверие-недоверие-риски» отражает механизм формирования различных результатов субъектно-субъектных или субъектно-объектных воздействий на эффективность инновационного предпринимательства, раскрывая социально-экономическую природу поиска консенсуса между бизнес-партнерами. Сделан вывод о том, что доверие играет роль социально-«цементирующего» фактора, который связывает в единое целое все управленческие инструменты, используемые в организации.
Подробно рассмотрены особенности такого явления, как «доверчивость», которое может использоваться в корыстных целях как субъектом, так и объектами управления.
Предложено классифицировать субъектно-субъектные отношения как горизонтальные, а субъектно-объектные как вертикальные.
Изложенное в статье может представить интерес для исследователей принципов экономики доверия, менеджеров различного уровня управления, а также специалистов-инноваторов и тех, кто профессионально занимается вопросами инновационного предпринимательства.

JEL-классификация: L26, O30, Z13

Цитировать публикацию:
Мельников О.Н., Яремчук А.П. Доверительные и этические отношения как социально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 1. – С. 29-44. – doi: 10.18334/ce.11.1.37531


Источники:
Аньшин В.М., Дагаев А.А., Колоколов В.А.,Кудинов Л.Г. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. / Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. – 527 с.
Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни. - М.: Фонд "Либеральная миссия", 2010. – 164 с.
Бердяев Н.А. Этика творчества. Krotov.info. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_06.html.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Открытая русская электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://orel.rsl.ru/nettext/russian/berdyaev/smisl_tvorchestva.htm.
Гуманистическая теория личности А. Маслоу. HR-Portal. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti-maslou.
6. Довбий И.П., Ловтаков А.В. Инновационное предпринимательство в качестве феномена реализации национальных инновационных интересов // Креативная экономика. – 2013. – № 10. – С. 66-71. – url: https://bgscience.ru/lib/5038/.
Ильин Е.П. Психология доверия. - СПб: Питер, 2013. – 288 с.
8. Крутилина С.Ф. Инновационное предпринимательство // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 5. – С. 11. – url: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24050.
Лиштван А. Доверие как феномен социально-экономической реальности. Электронная библиотека БГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/112310/1/lishtvan2013.pdf.
10. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007. – № 1. – С. 11-18. – doi: https://bgscience.ru/lib/3608/.
Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Креативная экономика, 2010. – 384 с.
12. Мельников О.Н., Жаворонков П.В. О влиянии доверительных отношений на эффективность бизнеса // Креативная экономика. – 2012. – № 4. – С. 48-54. – url: https://bgscience.ru/lib/4697/.
13. Мельников О.Н. Технологические подходы к управлению созидательными действиями в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2013. – № 22. – С. 28-35. – url: https://bgscience.ru/lib/7898/.
14. Мельников О.Н., Мельников И.О., Чибисова В.Г. Алгоритм комплексного обеспечения повышения эффективности проявления инновационной активности специалистами современных организаций // Российское предпринимательство. – 2016. – № 17. – С. 2087-2102. – doi: 10.18334/rp.17.17.36537.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М.: АСТ, 2008. – 730 с.
16. Evans A. M., Krueger J. I. The Psychology (and Economics) of Trust // Social and Personality Psychology Compass. – 2009. – № 6. – С. 1003-1017. – doi: 10.1111/j.1751-9004.2009.00232.x.
17. Czarniewski S. // European Journal of Business, Economics and Accountancy. – 2014. – № 3. – С. 22-28. – url: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2014/11/TRUST-IN-ECONOMIC-RELATIONS-AND-BUSINESS.pdf.
Raiser M. Trust in transition. Semantic Scholar. [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/60aa/30bd046a03ded33eb4741914b4f678f90e4f.pdf.
Профиль пользователя Леонард Рейн. Большой Вопрос. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolshoyvopros.ru/profile89357/.
Профиль пользователя ШармельЗефировна. Большой Вопрос. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolshoyvopros.ru/profile147233/.
Недоверие. Classes.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-17820.htm.