Инновационная деятельность Республики Крым в новых экономических условиях: состояние и развитие

Романюк Е.В.1, Волошин А.И.1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)

Цитировать:
Романюк Е.В., Волошин А.И. Инновационная деятельность Республики Крым в новых экономических условиях: состояние и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – Том 7. – № 1. – С. 97-108. – doi: 10.18334/vinec.7.1.37490.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29656969
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе исследовано состояние инновационной деятельности Республики Крым на современном этапе развития. В связи с тем, что не существует единого подхода среди ученых к определению инновационной деятельности, автором была сделана попытка сформулировать понятие «инновационная деятельность». Выделены сформировавшиеся проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в Крыму. Разработаны мероприятия, направленные на улучшения ситуации в инновационной деятельности в регионе.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инвесторы, инновационный проект, инновационная продукция



Введение

В современных политических и экономических условиях для любого государства важно быть конкурентоспособным по отношению к его деловым странам-партнерам. Развитие экономики и благосостояние общества возможно не только с помощью роста национального объема производства, а также эффективной инновационной деятельности государства: разработка технологических процессов, выпуска работ, услуг, продукции, товаров, которые обладают новыми качествами и характеристиками. Внедрение новой техники и информационных технологий в процесс производства позволит повысить его эффективность, снизить затраты и увеличить, соответственно, прибыль. Важность инновационной деятельности заключается в выпуске инноваций, востребованных и отвечающих спросу, меняющемуся в зависимости от научно-технического прогресса и потребности общества. Развитие инновационной деятельности важно во всех сферах и отраслях экономики государства в целом и региона – в частности.

В настоящее время особый интерес в исследовании заслуживает состояние и особенности развития инновационной деятельности Республики Крым в новых экономических условиях. Интеграция Республики Крым в состав Российской Федерации оказала значительное влияние на формирования инновационной деятельности в регионе, в связи с этим исследование данной сферы экономики носит своевременный, актуальный и важный характер.

Вопросы инновационной деятельности изучали и рассматривали в своих научных трудах многие ученые-экономисты, среди которых можно выделить таких как: Верна В.В. [2] (Verna, 2015), Глисин Ф.Ф. [4] (Glisin, 2015), Хаирова Э.А. [11] (Khairova, 2012), Леманова Э.О. [8] (Lemanova, 2009), Попова О.П. [10] (Popova, 2015) и многие другие.

Верна В.В. выделяет основные проблемы, предпосылки и перспективы развития инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе развития [2] (Verna, 2015).

Глисин Ф.Ф. проводит анализ особенностей развития инновационной деятельности в России в разрезе основных направлений реализации технологических инноваций в настоящее время и в перспективе до 2017 г. [4] (Glisin, 2015).

Леманова Э.О. разработала методику внедрения инновационных процессов в рекреационно-туристическом комплексе Крыма [8] (Lemanova, 2009).

Попова О.П. изучает особенности инновационной деятельности в сфере наукоемких технологий в аспекте совершенствования законодательства с целью выделения ее в самостоятельный вид экономической деятельности [10] (Popova, 2015).

Хаирова Э.А. рассматривает основные аспекты развития инновационной деятельности в Крыму, разрабатывает мероприятия по совершенствованию системы управления инновационной деятельности в регионе [11] (Khairova, 2012).

Вышеперечисленные ученые в своих научных работах исследуют инновационную деятельность. Однако состояние инновационной деятельности Республики Крым в новых сформировавшихся политико-экономических условиях рассматривается недостаточно.

Целью данной работы является исследование состояния инновационной деятельности в Республике Крым, а также разработка мероприятий по улучшению сложившейся ситуации в инновационной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Согласно поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

– развить теоретические подходы к определению «инновационная деятельность»;

– выделить проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в регионе;

– предложить возможные мероприятия по улучшению ситуации в инновационной деятельности в современных условиях в регионе.

Для достижения поставленной цели в работе использованы общенаучные и специальные методы исследования:

– научного обоснования, обобщения и систематизации – при уточнении сущности и содержания определения «инновационная деятельность»;

– обобщения и систематизации, компаративный метод – при выделении проблем в инновационной сфере Республики Крым;

– системный анализ – при разработке мероприятий, направленных на улучшения ситуации в инновационной деятельности.

Прежде чем исследовать состояние инновационной деятельности в Республике Крым, рассмотрим, что собой представляет «инновационная деятельность». Среди ученых не существует единого подхода и мнения по определению понятия «инновационная деятельность». Многими учеными по-разному и с различных точек зрения рассматривается «инновационная деятельность».

Попова О.П. под инновационной деятельностью понимает вовлечение достижений науки, техники и технологий в гражданско-правовой оборот. Ученая подчеркивает, что инновационная деятельность – это совокупность работ по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок инновационной продукции с целью повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг и роста эффективности производства [10, с. 155–156] (Popova, 2015). В определении ученой результатом инновационной деятельности выступает инновационная продукция. На наш взгляд, необходимо уточнить, что результатом инновационной деятельности также могут быть работы, услуги, товары.

В законе «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 2) сформулировано определение инновационной деятельности. Инновационная деятельность – это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [9].

Существует также и определение, что инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами [6]. В данном определении не указано, для чего создаются новые товары и услуги в процессе инновационной деятельности.

Батьковский А.М. сформулировал развернутое определение «инновационной деятельности», при этом выделил два аспекта: во-первых, инновационная деятельность – это совокупность процессов производственного и непроизводственного характера, обеспечивающих постоянное совершенствование производства в результате роста общественных потребностей на базе взаимосвязанного поступательного развития науки и техники, объективных экономических законов и закономерностей развития экономических систем. Во-вторых, это совокупность действий, обеспечивающих высокий уровень использования инновационного потенциала экономической системы, необходимый и достаточный в конкретный период времени для создания, коммерциализации и эксплуатации новых продуктов, позволяющих получить новое качество производства и жизнедеятельности [1] (Batkovskiy, 2012). Без сомнений, инновационная деятельность охватывает совокупность процессов производственного и непроизводственного характера, а также совокупность действий, обеспечивающих высокий уровень использования инновационного потенциала экономической системы, тем самым включает комплекс определенных мероприятий для получения и внедрения инновационного результата в виде конкретной продукции, услуг или товаров с новыми качествами и характеристиками.

На наш взгляд, обобщая и систематизируя, можно сформулировать инновационную деятельность как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на реализацию инновационных проектов, включающих в себя определенные виды работ, результатом которых выступает инновационная продукция, товары, услуги c новыми качествами и характеристиками, ориентированные на конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также на развитие научно-технического прогресса не только региона, но и государства в целом.

В настоящее время Республика Крым находится в новых социально-экономических условиях в связи с интеграцией региона в состав Российской Федерации. Отметим, что 2014 год – это временной период, когда произошли существенные изменения и преобразования во всей экономике региона и в том числе в инновационной деятельности. В регионе поменялось правовое поле, хозяйствующие субъекты различных форм собственности прошли регистрацию и перерегистрацию, переоформили налоговые и финансовые документы, организовали управленческий, финансовый, бухгалтерский и налоговый учет, переориентировали свою деятельность на новые российские правовые стандарты и нормы. Несмотря на все процессы преобразования политики и экономики региона, крупные хозяйствующие субъекты продолжили свое функционирование, в том числе и в инновационной сфере.

Регион обладает не только высоким интеллектуально-трудовым, научным, инвестиционным, но и инновационным потенциалом. В Республике Крым, несмотря на то, что очень развиты такие сферы, как туризм, рекреация, торговля, услуги, все же основную составляющую дохода экономики региона формируют хозяйствующие субъекты, функционирующие в промышленности, транспорте и связи. Промышленность является одной из приоритетных отраслей в инновационной экономике региона. Предприятия в сфере промышленности обеспечивают доходную часть бюджета региона – около 40 % поступлений. В настоящее время в регионе зафиксировано 275 хозяйствующих субъектов добывающей отрасли, машиностроения, судостроения и судоремонта, пищевой и химической промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа, тепла и воды [7]. Поэтому в регионе необходимо поддерживать и стимулировать инновационную деятельность промышленных предприятий. Среди крупных промышленных хозяйствующих субъектов, занимающихся инновационной деятельностью в Республике Крым, можно отметить такие, как: Завод «Фиолент», ОАО «Симферопольский завод пластмасс», ОАО «Пневматика», Феодосийский казенный оптический завод, ООО «Керченский стрелочный завод», ОАО Машиностроительный завод «Сэлма», УПП УТОС «Крым Пак».

На основании проведенного исследования в промышленной сфере с 2006–2016 гг. в Республике Крым в процесс производства было внедрено около 400 новейших технологических процессов, в т.ч. 117 технологических процессов являются ресурсосберегающими. Объем реализованной инновационной продукции за десять лет составил около 12 млрд рублей. По мнению Кренц С., на данном этапе времени нужны не просто идеи и научные разработки, а конкретные технологии, конструкторская документация и опытные образцы с показателями, способными обеспечить мировую конкурентоспособность товаров. В промышленной сфере сегодня необходимо сформировать портфель инвестиционных и инновационных проектов, которые будут направлены на коренную реконструкцию и модернизацию производств, внедрение новых технологических процессов и энергосберегающего оборудования [7].

На данном этапе времени в регионе инновационная деятельность регулируется и поддерживается со стороны государственных органов управления с помощью государственной программы. Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015–2017 годы включает в себя подпрограмму «Развитие инновационной деятельности в Республике Крым», которая предусматривает реализацию следующих мероприятий:

– создание и обеспечение эффективной работы инновационной инфраструктуры;

– стимулирование разработок новой наукоёмкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Республики Крым;

– поддержку ведущих ученых, научных коллективов, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

– создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере;

– информационное обеспечение инновационной деятельности;

– развитие интеллектуальной собственности в Республике Крым [5].

Несмотря на большое внимание со стороны государства к регулированию инновационной деятельности, в регионе все равно наблюдаются проблемы в данной сфере. Далее рассмотрим сформировавшиеся проблемы.

Сегодня важной проблемой в регионе является то, что не хватает высококвалифицированных специалистов. Целесообразно разработать такой стратегический план инновационной деятельности, который бы соответствовал реалиям экономики региона. Не все специалисты, участвующие в разработках инноваций, могут быть и теоретиками, и практиками. Менеджер должен уметь проводить как научный, так и финансово-экономический анализ, особенно уделять вниманию продвижению инновационной продукции на рынках сбыта.

Кроме квалифицированного кадрового персонала, инновационный проект нуждается в финансировании и инвестировании. Инновационный проект сам по себе является рисковым, в связи с чем нуждается в тщательном подборе партнера-инвестора и надежном деловом сотрудничестве. Несмотря на то, что в программе Республики Крым заложены денежные средства, направленные на финансирование инновационной деятельности, их объема недостаточно для создания и реализации крупных инновационных проектов. Отметим, что инновационный проект также может финансироваться за счет средств коммерческих банков в виде среднесрочных и долгосрочных кредитов, но сегодня, в связи с проблемами формирования банковского сектора в регионе, нестабильностью функционирования финансовых банковских учреждений, нет возможности обеспечить инновационный проект хозяйствующих субъектов. Банки могут выдать денежные средства хозяйствующим субъектам под инновационные проекты, но при этом начисляется очень высокий процент и заемщики понесут большие затраты, что не выгодно им.

В Республике Крым до вхождения в состав Российской Федерации были налажены деловые отношения и связи с международными финансовыми организациями. Однако в связи с наложением экономических санкций многие инновационные международные проекты приостановлены. Крым являлся привлекательным для иностранных инвесторов в связи с геополитическим положением и развитостью таких сфер, как рекреация, туризм, сельcкое хозяйство, услуги. Сегодня с Республикой Крым желают сотрудничать и предлагают инвестиционные проекты такие государства, как: Индия, Китайская Народная Республика, Исламская Республика Ирана, Казахстан. Кроме этого, в настоящее время деловые партнеры из Германии предлагают инновационный проект по развитию IT-кластера и готовы привлечь в регион серьезных специалистов, которые уже имеют практический опыт работы за рубежом. Вместе с тем в Республике Крым заключены инвестиционные соглашения и договоры с российскими партнерами, предметами которых выступают выращивание и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство рекреационных объектов, строительство промышленных объектов, в том числе по производству стройматериалов, строительство энергетических мощностей, строительство частных клиник. На данном этапе в регионе в большей степени инвесторами выступают российские компании, т.к. они меньше связаны с наложением экономических санкций. Российских инвесторов больше интересует строительство птицефабрик, овцеферм, производство стройматериалов, реконструкция и строительство баз отдыха. Для зарубежных инвесторов больший интерес вызывает сфера туризма, отдыха и развлечений, а также аграрная сфера с целью создания развитой инновационной инфраструктуры. Сегодня также в приоритете остается виноградарство, садоводство, овощеводство и переработка сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, интерес вызывает и строительство, например, жилищного и туристических объектов. Перспективными направлениями являются строительство и реконструкция дорог, портов. Однако Крым нуждается в развитой инновационной деятельности. Как выше отмечалось, препятствием развитию инновационно-инвестиционной деятельности являются экономические санкции. Инвестиционно-инновационную проблему также обуславливает и сложное транспортное сообщение.

Одной из ключевых проблем инновационной деятельности является инфраструктурное обеспечение. Для разработки и реализации инновационных проектов необходимо развитое инфраструктурное обеспечение, включающее в себя информационную, сбытовую, кадровую, производственно-технологическую, финансовую, консалтинговую. Успешное функционирование инфраструктуры инновационной деятельности может быть тогда, когда все составляющие элементы взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

Сегодня в Республике Крым идет процесс перестройки во всех сферах экономики, в частности и в инновационной деятельности. Поэтому существует много нерешенных проблем в данной сфере, решение которых будет постепенное и планомерное.

На основании вышеизложенного, подытожив, можно выделить ряд проблем, препятствующих инновационной деятельности в Республики Крым:

– отсутствие синхронности и согласованности между наукой и потребностями современного производства и процесса в области инновационной деятельности;

– недостаточно развито инфраструктурное обеспечение, которые необходимо хозяйствующим субъектам, применяющим и занимающимися инновациями в своей деятельности и включающее в себя такие подсистемы: информационная, сбытовая, кадровая, производственно-технологическая, финансовая, консалтинговая;

– отсутствует действенный механизм приватизации государственных предприятий для увеличения числа коммерческих организаций с целью передачи новых улучшенных технологий организациям региона для внедрения в процесс производства;

– слабо развит спрос хозяйствующих субъектов на полученные результаты инновационной деятельности, особенно в промышленности;

– недостаточно квалифицированный кадровый персонал в инновационной сфере [13, 14] (Romanyuk, Voloshin, 2016; Polischuk, Tsyokhla, 2016);

– нормативно-правовая база нуждается в совершенствовании;

– отсутствуют крупные зарубежные инвесторы по разработке и внедрению инновационных проектов.

Выше отмечалось, что Республика Крым вошла в хозяйственный механизм Российской Федерации, в связи с этим поменялись и деловые партнеры по организации инновационной деятельности. Крым – это инвестиционно-привлекательный регион с научно-инновационным потенциалом. Перед государственными органами управления стоит одна из главных задач – инновационное развитие региона. На данном этапе регион нуждается в привлечении крупных инвесторов с целью разработки новых инновационных проектов, особенно в промышленной отрасли, производства высокотехнологичной продукции, осуществления высокой степени переработки сырья и материалов. Кроме этого, важным остается вопрос, cвязанный с обеспечением государственных заказов, загруженности производственных мощностей хозяйствующих субъектов. Регион нуждается в государственном и республиканском финансировании тех предприятий, которые занимаются инновационной деятельностью, а также льготным налогообложением.

Отметим, что уже сделаны первые шаги со стороны государства по выделению субсидий для развития инновационной деятельности. Так, по данным Министерства промышленной политики Республики Крым для Керченского судостроительного завода «Залив» планируется выдать субсидию на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей, а также разработку и внедрение инновационных технологий. Кроме этого, предприятиям промышленности Республики Крым, занимающимся инновационной деятельностью, также будут предоставлены субсидии из бюджета Крыма и федерального бюджета.

Отметим, что в 2016 году на оказание предприятиям финансовой поддержки за счет средств бюджета Республики Крым через механизм удешевления кредитов, финансовой аренды (лизинга) было запланировано 88,6 млн руб. [7]. При этом оказание хозяйствующим субъектам финансовой помощи является одной из форм государственной поддержки развития делового бизнеса. В регионе финансовая поддержка предоставлялась в виде субсидий в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В Республике Крым есть все предпосылки к быстрому развитию и активизации инновационной деятельности. Во-первых, этому способствует сеть учебных заведений различных уровней аккредитации. Сегодня в регионе функционируют такие учебные заведения, как: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Крымский государственный университет культуры, искусств и туризма, Крымский инженерно-педагогический университет, Керченский государственный морской технологический университет, Крымский филиал Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Таврический институт искусств и социокультурной деятельности. Учебные заведения в регионе выпускают квалифицированных специалистов практически во все сферы экономики. Среди перспективных можно отметить такие, как: гостиничное дело, туризм и рекреация, сельское хозяйство, образование, строительство, перерабатывающая и пищевая, машиностроение и химическая промышленность. Так, Галичин В.А. отмечает, что высшие учебные заведения являются источником инноваций и успешного социально-экономического развития страны как напрямую, так и посредством того, что они готовят специалистов в области науки, бизнеса, государственного управления для завтрашних инноваций и социально-экономических достижений [3, с. 68] (Galichin, 2015). Кроме этого, c развитием экономики и общества рынок образовательных услуг постоянно развивается, в том числе с помощью внедрения инновационных подходов [12, с. 104] (Tsyokhla, Romanyuk, Podsmashnaya, 2016). Во-вторых, в Республике Крым функционируют Крымская академия наук, Институт сельского хозяйства Крыма, Национальный институт винограда и вина «Магарач», Национальный научный центр «Никитский ботанический сад», Карадагский природный заповедник, Крымская астрофизическая обсерватория и многие другие. В-третьих, в Республике Крым уже заключаются и реализуются инновационные проекты с российскими и зарубежными деловыми партнерами. В-четвертых, в регионе за десять последних лет внедрено около 400 новейших технологических процессов.

Заключение

На наш взгляд, мероприятия по улучшению ситуации, которая сложилась в новых социально-экономических условиях в инновационной деятельности Республики Крым, следующие:

– необходимо осуществлять государственную финансовую поддержку и стимулирование для активизации деятельности и роста хозяйствующих субъектов, в частности, промышленных предприятий;

– увеличить правительственными органами управления в бюджете региона годовые затраты на инновации;

– обеспечить льготное налогообложение хозяйствующим субъектам, функционирующих в сфере инновационной деятельности;

– увеличить выпуск за год объем реализованной инновационной продукции, при этом максимально загрузить производственные мощности и объемы работ хозяйствующих субъектов;

– оказывать профессиональную подготовку и переподготовку с целью повышения квалификации наемных работников для коммерциализации научно-технических разработок и овладением навыков по продвижению инновационной продукции на рынки, в частности, ее сбыт;

– содействовать увеличению государственных заказов хозяйствующим субъектам в реальном секторе экономики региона с целью разработать перспективные и выгодные инновационные проекты;

– совершенствовать нормативно-правовую базу в инновационной деятельности;

– обеспечить повышение региону делового имиджа и конкурентоспособности с целью развития инновационной деятельности для дальнейшего делового сотрудничества не только с российскими, но и зарубежными крупными партнерами и инвесторами.


Источники:

1. Батьковский А.М. // Эко. – 2012. – № 1. – url: http://bgscience.ru/lib/9853/.
2. Верна В.В. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этап // Инновационная наука. – 2015. – № 5-5. – С. 64-68.
Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 60 с.
4. Глисин Ф.Ф. Некоторые тенденции развития инновационной деятельности в России в условиях ограничения финансовых ресурсов // Инноватика и экспертиза: научные труды. – 2015. – № 1(14). – С. 50-57.
Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/2014/11.
Инновационная деятельность. Казанский федеральный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpfu.ru/.../Материалы %20к %20модулям_Инновационная %20деяят-ть_Темников.
Инновационный кластер в Республике Крым. С.о.к. [Электронный ресурс]. URL: http://www.c-o-k.ru/market_news/innovacionnyy-klaster-v-respublike-krym.
8. Леманова Э.О. Инновационная деятельность в рекреационно-туристическом комплексе Крыма // Культура народов Причерноморья. – 2009. – № 161. – С. 33-35.
9. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ // Сз РФ. – 1996. – № 35. – С. 4137.
10. Попова О.П. Инновационная деятельность в сфере наукоемких технологий как составная часть экономики России // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2015. – № 12. – С. 155-158.
11. Хаирова Э.А. Аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым // Культура народов Причерноморья. – 2012. – № 219. – С. 98-100.
12. Цёхла С.Ю., Романюк Е.В., Подсмашная И.Н. Тенденции развития рынка образовательных услуг в Республике Крым // Журнал экономической теории. – 2016. – № 2. – С. 100-109.
13. Романюк Е.В., Волошин А.И. Анализ факторов, влияющих на занятость населения в Республике Крым в новых экономических условиях // Экономика труда. – 2016. – № 4. – С. 307-314. – doi: 10.18334/et.3.4.37174.
14. Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 2721-2734. – doi: 10.18334/rp.17.20.36644.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:44:45