Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2008

Структура творческого созидания

Ротов Александр Сергеевич, Аспирант кафедры Маркетинга Санкт-Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Как реклама является двигателем торговли, так инновации лежат в основе развития бизнеса. Творчество вообще, в чем бы оно ни проявлялось – в науке, искусстве, повседневной бытовой деятельности или предпринимательстве, не только и не столько направлено на возвращение нас к историческим реалиям, сколько на отражение прогресса и даже его непосредственное осуществление.
Цитировать публикацию:
Ротов А.С. Структура творческого созидания // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 127-132.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Как реклама является двигателем торговли, так инновации лежат в основе развития бизнеса. Творчество вообще, в чем бы оно ни проявлялось – в науке, искусстве, повседневной бытовой деятельности или предпринимательстве, не только и не столько направлено на возвращение нас к историческим реалиям, сколько на отражение прогресса и даже его непосредственное осуществление.

Некоторые авторы считают, что творчество – вид человеческой деятельности, направленный на генерацию нестандартных решений. Для него необходимы объективные (социальные и материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности) и результат которого обладает новизной, оригинальностью, личной и социальной значимостью. Другие определяют его как основу человеческой жизнедеятельности, наивысший уровень активности [ [1], с. 43]. Новейший философский словарь утверждает, что у живых организмов творчество выступает в форме их приспособления к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественного изменения поведенческих сценариев [ [2]]. Экономические источники смещают акцент определения в сторону деятельности по созданию культурных ценностей.

С.Л.Франк трактует творчество, как активную деятельность, в процессе которой из души человека появляется нечто новое. Его точка зрения включает также необходимость цели творческой деятельности, продиктованной человеку потребностями его природного существа. Творчество – это порождение духа. "Когда цель есть нечто совершенно новое, небывалое – некий идеал, рождающийся из глубин человеческой души, – мы имеем дело с элементом творчества, даже в составе чисто рациональной деятельности" [ [3], стр. 275, 278, 281]. Схожее понимание демонстрирует А.К.Сухотин: "Что бы человек ни создавал, чем ни занимался, его работа будет творческой, если он приступил к ней из личных побуждений, глубоко заинтересован, увлечен и сполна отдается ей" [ [4], стр.104]. Однако данное определение слишком широко, оно выходит за рамки творчества и даже созидания вообще, т.к. не подразумевает созидательности процесса.

Определяя созидание, большинство словарей сходится в том, что этот термин аналогичен созданию, как описанию некоего действия, процесса. Причем, под самим созданием подразумеваются действия по созданию как материальных благ (построение, возведение, написание, рисование), так и нематериальных (выдумывание, размышление, изобретение, сочинение). Словарь Даля кроме прочих сравнений приводит глаголы "творить" и "производить" [ [5]], которые представляются ключевыми в определении.

Именно творческий и производственный контексты созидания можно рассматривать как две противоположных и достаточных категории, описывающих все возможные процессы создания благ. Следует отметить, что под производственным контекстом имеется в виду не производство, как хозяйственный процесс, а бытовое не инновационное создание благ. Сюда включаются все виды деятельности, продукты и сама идея которых появления не являются оригинальными, а скорее повседневными, поточными, массовыми, периодически возникающими. Творческое создание, напротив, несет идею уникальности, нового, необычного решения какой-то задачи или удовлетворения собственных потребностей в реализации творческого потенциала.

Если определить творчество, как деятельность, направленную на самовыражение индивида как личности, следует обратить внимание на наличие некоторых условий, среды, в которой это выражение возможно. Творческий потенциал складывается из системы свойств характера, личностных качеств, имеющихся знаний и опыта, а также умения управлять собственными внутренними ресурсами и адаптироваться к внешним, осуществляя творческую деятельность. Естественно, значительное влияние на проявление творчества оказывают внешние условия, причем как текущие, так и сформировавшие некогда творческий потенциал индивида. К ним относятся факторы удалённой среды (политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические условия, информационная среда, географическая и этническая среда) и непосредственное окружение (бытовые условия, психическое и физическое состояние, образование и воспитание, трудовые условия, положение в социуме).

Из творческого созидания (творчество) можно выделить несколько основных комплексов сфер его проявления – художественное, научное, бытовое и бизнес-творчество. Структурно они представлены на Рисунке 1.

Границы между указанными сферами могут быть нечеткими, т.к. отдельные виды деятельности зачастую попадают в разные блоки в зависимости от области применения. К примеру, приготовление блюд для домашнего потребления есть не инновационное производство, однако если семейный повар проявляет творческий подход и способен удивить новыми рецептами и кулинарными изысками домочадцев и гостей, это уже бытовое творчество. Более того, возможно даже повышение уровня творчества до художественного, если кулинарию рассматривать как подвид искусства.

Даже более традиционные виды искусства – изготовление поделок из дерева или роспись матрешек – могу относиться как к бытовому, так и к художественному творчеству. Причем, как только этот продукт направляется на рынок, то творчество имеет смысл рассматривать уже в контексте бизнеса. Однако появляется вопрос, не перестает ли оно при этом быть творчеством вообще.

Рис. 1. Структура творческого созидания

Творчество в рамках малого предпринимательства или крупного бизнеса с одной стороны и вне его – с другой имеет ряд принципиальных отличий. Предпринимательство – стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на инновации, нововведения [ [6], стр. 97]. Таким образом, предпринимательство организует ресурсы под началом творческих процессов с целью получения прибыли. В наличии конкретно сформулированной цели и соответствующем управлении предпринимательской структурой и заключается специфика творчества в сфере бизнеса. Если в повседневной сфере творчество может пониматься как психофизиологический процесс или умение (предрасположенность) созидать на благо самого автора или общества в целом (т.е. ради созидания вообще), то предпринимательское творчество представляется родом деятельности, имеющей установленные ориентиры (т.е. ради цели).

Однако бизнес – достаточно широкая сфера, чтобы творчество можно было рассматривать в едином массиве. Имеет смысл деление на две ветви: творчество на уровне менеджмента (предпринимательское) и на операционном уровне (корпоративное). Такое разделение обуславливается разным функционалом, а, следовательно, разными задачами. Под менеджментом понимается персонал, принимающий решения в области планирования стратегии развития предприятия, определения и обоснования новых продуктовых или территориальных направлений бизнеса, а также управления внутренними процессами компании или ее бизнес-единиц и т.д. Корпоративное творчество относится к исполнителям – офисным работникам или рабочим на производстве.

В рамках обеих ветвей творческие процессы могут иметь два типа направлений по отношению к компании: вовне и вовнутрь. В первом случае творец как субъект, осуществляющий творческий вклад, не является непосредственным потребителем результатов применения предлагаемых инноваций. Примером может служить решение о выводе нового продукта на рынок, аудиторией, ощутившей результат данного творчества, будут в первую очередь потребители данного продукта. В то же время, топ-менеджер может реализовать оптимизационное творчество, выдвинув предложения по реорганизации внутренних процессов в компании. Эти улучшения непосредственным образом скажутся либо на самом руководителе, либо на его подчиненных, т.е. в данном случае творца можно приравнять к потребителю результатов нововведения.

Аналогично и на более низких уровнях иерархии: рабочий, предлагающий усовершенствование производственной системы является оптимизатором внутренних процессов компании, это непосредственным образом скажется на эффективности его труда. В то же время сотрудник, предлагающий оригинальный дизайн упаковки нового продукта или план эффективных коммуникативных мероприятий по продвижению новинки на рынок, решает рыночные задачи, внешние для компании.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Шубаева В.Г. Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 259 с.
2. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]: 3-е изд. – Электрон. дан. – М.: Книжный Дом. 2003. – 1280. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict.
3. Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. А.А. Ермичева. – СПб.: РХГИ, 1997.
4. Сухотин А.К. К характеристике творчества // Социально-философские проблемы творческой активности ученых и инженеров / Томский научный центр Со АН СССР. – Томск, 1990. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: ИДДК, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: ИДДК, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Философия организации. Инструментарий. – СПб, Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 113 c.