Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»4 / 2016
DOI: 10.18334/eo.6.4.37385

Анализ угроз и рисков, возникающих при осуществлении таможенного контроля, с использованием системы управления рисками и выборочного контроля

Клевлеева Азиза Ренатовна, государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров, Выборгская таможня; аспирант Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

The analysis of the threats and risks arising in case of implementation of customs control with use of risk management system and selective control - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 14

Аннотация:
В статье проведен анализ угроз, рисков и перспектив развития системы управления рисками как метода таможенного администрирования и рычага воздействия при выявлении возможных нарушений законодательства о таможенном деле.
Цитировать публикацию:
Клевлеева А.Р. Анализ угроз и рисков, возникающих при осуществлении таможенного контроля, с использованием системы управления рисками и выборочного контроля // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 4. – С. 109-117. – doi: 10.18334/eo.6.4.37385

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Всемирная таможенная организация считает таможенный контроль показателем успешного развития таможенной службы. Эффективным механизмом таможенного контроля является система управления рисками (далее – СУР) – как приоритетное направление деятельности таможенных органов.В Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации таможенным риском называется вероятность несоблюдения таможенного законодательства.

Но понятие таможенного риска должно быть дополнено такой составляющей риска, как величина потерь, поскольку при анализе ситуации и определении ее как рисковой должностные лица таможенных органов РФ принимают во внимание не только вероятность её наступления, но и потенциальный экономический или иной ущерб, который возможен при её возникновении.

Актуальностьданной работы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления рисками в таможенной системе являетсяанализ угроз и рисков.

Целью данной работы является анализ угроз, рисков и перспектив развития системы управления рисками как метода таможенного администрирования и рычага воздействия при выявлении возможных нарушений законодательства о таможенном деле.

Согласно Концепции СУР ФТС России анализ рисков предполагает проводить в рамках следующих этапов (рис.) [7].

Рисунок. Этапы анализа риска в рамках Концепции СУР

Экономический риск представляет собой возможность потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий [1, 3–6, 9–11].

В таможенном деле термин «анализ риска» обозначает систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства [1].

Несмотря на то, что проведена работа, связанная с формированием единых подходов к управлению рисками и унификации национальных СУР, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения СУР.

Если рассмотреть все этапы осуществления таможенных операций и риски, которые могут на быть на них выявлены (табл.).

Таблица

Выявляемость рисков на этапах осуществления таможенных операций

№ 

№ статьи КоАП/УК

Прибытие

Таможенный транзит

Склад временного хранения

Декларирование

После выпуска

1

ч. 1 ст.16.1 КоАП

+

-

-

-

-

2

ч. 2 ст.16.1 КоАП

+

-

-

-

-

3

ч. 3 ст.16.1 КоАП

+

+

+

-

-

4

ч. 1 ст.16.2 КоАП

-

-

-

+

+

5

ч. 2 ст.16.2 КоАП

-

-

-

+

+

6

ч. 3 ст.16.2 КоАП

-

-

-

+

+

7

ч. 1 ст.16.3 КоАП

-

-

-

+

+

8

ч. 2 ст.16.3 КоАП

-

-

-

+

+

9

ст.16.5 КоАП

-

-

+

-

-

10

ч. 1 ст.16.6 КоАП

+

+

+

-

-

11

ч. 2 ст.16.6 КоАП

+

+

-

-

-

12

ст.16.7 КоАП

-

-

-

+

+

13

ч. 1 ст.16.9 КоАП

-

+

-

-

-

14

ч. 2 ст.16.9 КоАП

-

+

-

-

-

15

ст.16.10 КоАП

-

+

-

-

-

16

ст. 16.11 КоАП

-

+

+

-

-

17

ч. 1 ст.16.12 КоАП

-

-

-

+

+

18

ч. 3 ст.16.12 КоАП

-

-

-

+

+

19

ч. 1 ст.16.13 КоАП

+

+

-

-

-

20

ч. 3 ст.16.13 КоАП

-

+

-

-

-

21

ст.16.14 КоАП

-

-

+

-

-

22

ст.16.16 КоАП

-

-

+

-

-

23

ст.16.17 КоАП

-

-

-

+

+

24

ст.16.22 КоАП

-

-

-

+

+

25

ст. 194 УК

-

-

-

+

+

Как видно из таблицы, отражающей распределение рисков по этапам осуществления таможенных операций, все риски можно поделить на две группы:

1. Общие риски – риски, которые проявляются более чем на одном этапе совершения таможенных операций.

2. Специфические риски – риски, которые проявляются только на одном этапе совершения таможенных операций.

Можно сказать, что решающее значение для управления рисками при таможенном контроле представляют три этапа осуществления таможенных операций – это прибытие, декларирование товаров и транспортных средств и таможенный контроль после выпуска товаров. На данных этапах можно выявить и минимизировать наиболее опасные для экономики РФ риски: контрабандные риски, риск недекларирования и недостоверного декларирования, риск несоблюдения запретов и ограничений как экономического, так и неэкономического характера.

Сегодня при таможенном декларировании применяются риски, содержащиеся в автоматических профилях рисков, которые выявляются специальным программным средством (без участия должностного лица таможенного поста).

На первом этапе управления рисками компьютер сам анализирует имеющуюся информацию об участнике ВЭД, товарах, и на основе выборки случайных чисел, принимает решение, в случае выявления риска, о необходимости применения различных форм таможенного контроля [2].

Под эффективностью применения СУР понимается отношение количества эффективно примененных профилей рисков к общему количеству профилей рисков, по которым применялись меры по минимизации рисков.

В 2013 г. в РФ было утверждено 9379 профилей рисков, из них при декларировании эффективно примененных профилей рисков – 1072. То есть эффективность применения системы управления рисками (ЭСУР) при декларировании с использованием системы управления рисками составляет 11,4 %.

ЭСУР = 1072 х 100 / 9379 = 11,4 ( %).

Общее количество деклараций, по которым в 2013 г. был выявлен профиль риска, составляет примерно 1515,3 тыс. деклараций, фактор риска в ходе дополнительной проверки подтвержден по 1072,0 тыс. декларациям.

Следовательно, доля деклараций, оформленных в электронном виде, по которым был выявлен профиль риска и в ходе дополнительной проверки обнаружены признаки нарушения, составит:

К= 1072,0х 100 / 1515,3 = 70,7 ( %).

Как видно из расчетов доля электронных деклараций, по которым риск был подтвержден, довольно высока и составляет 70,7 %.

На основании этого исследования необходимо принимать решения о разработке новых, доработке действующих профилей риска или его отмены.

В целом за 2013 г. в результате применения мер по минимизации в рамках действующих профилей рисков в федеральный бюджет доначислено около 15 млрд руб.

И как сообщил В.И. Голоскоков 29 апреля 2014 г. в рамках СУР досматривается – 4 % партий при ввозе и 0,7 % – при вывозе, вне рамок СУР товары не досматриваются, это запрещено [8].

Но сегодня, несмотря на наличие единых стандартов представления данных в электронной форме, информационные системы государств-участников ЕАЭС не имеют взаимной интеграции друг с другом.

И не все органы власти сегодня даже в РФ готовы по разным причинам перейти на качественно новый уровень информатизации для своевременного пополнения баз данных.

Сегодня в условиях унификации информационных баз данных по линии СУР в рамках ЕАЭС и внедрения «Единого окна» как никогда остро стоит вопрос о повышении эффективности взаимного информационного обмена между таможенными службами стран-членов ЕАЭС и другими структурами.

Также установление информационных связей по передаче данных о ввозимых/вывозимых товарах (о заявленном количестве, стоимости вывозимого от них товаров, стране – происхождения и т.п.) необходимо наладить и с таможенными службами сопредельных государств.

Использование этих данных для анализа в системе управления рисками позволит более оперативно и качественно выявлять и определять группы риска и товары групп риска.

Осуществляется переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному в том числе на профилактику правонарушений.

В 2014 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведены 6 684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 4 230. Доля результативных таможенных проверок в 2014 году по отношению к 2013 году увеличилась на 8 % и составила 83 % (в 2013 году – 75 %) [2].

По результатам проверочных мероприятий:

– доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 7,3 млрд рублей (на 24 % больше, чем в 2013 году (5,9 млрд рублей);

– средняя сумма доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2014 году по отношению к 2013 году увеличилась на 32 % и составила 1,7 млн рублей (в 2013 году – 1,3 млн рублей);

– взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 2,9 млрд рублей;

– процент взыскания составил 40 % от общей суммы доначисленных таможенных платежей, пеней и штрафов.

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2014 году возбуждено 2 568 дел об административных правонарушениях (далее – АП) и 176 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1 119,5 млн рублей.

Проведено 778 таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений, по результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 117,3 млн рублей, из них взыскано 86,7 млн рублей, возбуждено 279 дел об АП.

Во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами проведены 543 таможенные проверки. По их результатам таможенными органами доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 1 352,3 млн рублей, взыскано 170,4 млн рублей, возбуждено 361 дело об АП и 27 уголовных дел.

По материалам, переданным ФТС России в государственные контролирующие и правоохранительные органы, доначислено 28,1 млрд рублей, в том числе отказано в возмещении НДС на сумму 406,8 млн рублей, возбуждено 268 дел об АП и 21 уголовное дело [8].

Региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственного подчиненными ФТС России, на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и утверждено 227 профилей рисков (3 общероссийских, 19 региональных, 75 зональных и 130 целевых), предусматривающих применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров, на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.

В результате применения мер по минимизации рисков с начала 2014 года таможенными органами доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму более 35 млн рублей (с учетом возвратов), возбуждены 52 дела об АП [8].

Заключение

Система анализа и управления рисками является действенным механизмом ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для эффективного управления рисками необходимо:

· определить возможный наивысший уровень эффективности оперативных действий;

· сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях. Конечно, необходимо уметь определить эти области, которые представляют наибольшую угрозу деятельности данной таможенной организации;

· определить слабые стороны в оперативных мероприятиях или программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех слабых сторон, которые наиболее мешают оперативной работе. Затем следует принять соответствующие меры по устранению выявленных недочетов, снижению их негативного влияния или предпринять все возможные меры по снижению ущерба.



  [1] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009г. № 17). // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 50.

  [2] Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://audit.gov.ru/


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Еременко В.В., Киселица Е.П. Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия // Российское предпринимательство. — 2009. — № 8-1 (140). — с. 112-116. — URL: http://bgscience.ru/lib/5327/
2. Ершов, А.Д. Система управления рисками в таможенном деле : учебник / А. Д. Ершов, О. В. Завьялова. - СПб. : ГИОРД, 2014.
3. Комиссарова М.А., Рыгаловский Д.М. Возможности управления рисками для достижения устойчивого развития предприятия // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 22. — с. 3197–3206. — doi: 10.18334/rp.17.22.37027
4. Косовских Е.А. О формах организации системного управления рисками хозяйствующего субъекта // Российское предпринимательство. — 2009. — № 6-1 (136). — с. 62-67. — URL: http://bgscience.ru/lib/5245/
5. Мухаметзянова Д.Д. Методы управления рисками инновационных систем // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 19. — с. 3201-3208. — doi: 10.18334/rp.16.19.1973
6. Обласов А.А. Актуальность управления рисками при грузоперевозках // Российское предпринимательство. — 2010. — № 4-1 (156). — с. 48-50. — URL: http://bgscience.ru/lib/5862/
7. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.consultant.ru/page.aspx?1064608. (дата обращения 10.04.16).
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.ru/
9. Проценко О.Д., Цакаев А.Х. Методические аспекты оценки экономической эффективности управления логистическими рисками // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 5 (5). — с. 3-15. — URL: http://bgscience.ru/lib/8939/
10. Чертыковцев В.К. Управление рисками // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 2 (19). — с. 14-18. — URL: http://bgscience.ru/lib/8909/
11. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Актуальные проблемы использования системы управления рисками в работе таможенных органов // Экономические отношения. — 2013. — № 1 (5). — doi: 10.18334/.37347