Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2008

Креативный подход к реализации инвестиционных проектов в условиях преобразования компании в холдинговую структуру

Баранов Вячеслав Викторович, д.э.н., профессор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ», Россия

Зайцев Александр Владимирович, доктор философии (Ph.D.), генеральный директор ООО «Карро-Комплект», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 17

Аннотация:
Экономика России, успешно интегрирующаяся в мировые рыночные отношения, стремится занять лидирующее место в современных мировых экономических отношениях. Высокая динамика экономических и политических преобразований законодательной и исполнительной власти нашего государства оказывает стимулирующее влияние на деятельность хозяйственных субъектов национальной экономики. Быстро растущие предприятия и компании различных форм собственности и размера стоят перед проблемой поиска дальнейших путей повышения эффективности своей деятельности. Одним из этих путей является переход на инновационные факторы развития.
Цитировать публикацию:
Баранов В.В., Зайцев А.В. Креативный подход к реализации инвестиционных проектов в условиях преобразования компании в холдинговую структуру // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 91-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Экономика России, успешно интегрирующаяся в мировые рыночные отношения, стремится занять лидирующее место в современных мировых экономических отношениях. Высокая динамика экономических и политических преобразований законодательной и исполнительной власти нашего государства оказывает стимулирующее влияние на деятельность хозяйственных субъектов национальной экономики. Быстро растущие предприятия и компании различных форм собственности и размера стоят перед проблемой поиска дальнейших путей повышения эффективности своей деятельности. Одним из этих путей является переход на инновационные факторы развития.

Этот путь предполагает разработку, освоение и использование совокупности продуктовых (новых продуктов) и процессных (новых технологий) инноваций. Многие успешные компании с положительной динамикой показателей своего экономического развития ощущают инновационный голод, потребность в наукоемких технологиях и новых разработках.

Наличие интеллектуальных ресурсов способных на основе креативного подхода в управлении компанией создать и реализовать на практике новые идеи является гарантией ее выживаемости и повышения эффективности деятельности на рынке. Креативность менеджмента позволяет обеспечить экономическую адаптивность системы управления компанией к быстро изменяющимся условиям рыночных отношений. Вследствие изменений внешних условий деятельности хозяйственных субъектов, именно креативная команда менеджеров способна создать для компании комплекс нестандартных управленческих решений и успешно реализовать эти решения в процессе ее развития. Подобный комплекс решений, например, может содержать организационные изменения структуры компании или реализуемых бизнес-процессов, перераспределение товарных и финансовых потоков, разработку и реализацию инвестиционных проектов, а также различную комбинацию потенциально возможных элементов комплекса управленческих решений.

В процессе своего развития менеджмент компании сталкивается с необходимостью реализации одного или нескольких инвестиционных проектов. Как правило, компания, имея ограниченный объем финансовых ресурсов, должна выбрать наилучший вариант проекта. Компания осуществляет выбор инвестиционного проекта таким образом, чтобы его реализация обеспечивала рост ее рыночной стоимости в долгосрочном периоде деятельности. Причем динамика этого роста может происходить различным образом, поскольку на формирование конечного значения стоимости оказывает влияние достаточно большое число факторов внешней и внутренней среды.

Инвестиционные проекты, реализуемые компанией, могут иметь внутреннюю и внешнюю основу. Такие проекты как разработка и внедрение новых продуктов (продуктовых инноваций), новых технологий (процессных инноваций) и формирование новых организационных программ преобразований в различных сферах менеджмента имеют внутреннюю основу. Эти проекты создают экономическую добавленную стоимость компании за счет того, что рентабельность производства и реализации производимой продукции (продуктовых инноваций) превышает средневзвешенную стоимость привлекаемого компанией капитала.

Инвестиционные проекты, связанные с созданием совместных предприятий, поглощением и слиянием компаний, имеют внешнюю основу. Для их реализации требуется более детальный анализ проекта и оценка последствий для компании и других инвесторов мероприятий, осуществляемых в рамках проекта.

Существует ряд причин, приводящих к необходимости реализации компанией инвестиционных проектов, имеющих внешнюю основу. Главными из этих причин является возможность получения синергетического эффекта. Кроме того, возникающая в рамках реализации таких проектов экономия на налогах и выгоды от сделок с ценными бумагами является важным финансовым ресурсом компании. Именно активизация различных нематериальных факторов обеспечивает рост рыночной стоимости компании. Однако необходимо учитывать, что синергетический эффект, экономия на налогах и выгоды от сделок с ценными бумагами, могут не только не дать прироста рыночной стоимости компании, а наоборот, привести к снижению этой стоимости.

Такая ситуация может возникнуть не только вследствие ранее осуществленных компанией расходов, но и в результате непредвиденных затрат, а также при негативном влиянии, возникших финансовых обязательств, учтенных в пассиве баланса компании. Из практики известно, что после процедур поглощения или слияния компаний и окончательного свершения сделки вследствие последующих перекрестных проверок бывших контрагентов часто возникают дополнительные требования налоговых органов.

На корпоративном уровне стратегия максимизации стоимости компании воплощается в совокупность управленческих решений. Эти решения связаны с выбором вида бизнеса, а также определением оптимального уровня его диверсификации и форм совместной деятельности предприятий. Одним из важнейших управленческих решений, разрабатываемым в рамках инвестиционной деятельности компании, является формирование организационно-экономического механизма, позволяющего наилучшим образом распределять в пространстве, т.е. по структурным подразделениям компании, и во времени, т.е. по стадиям и этапам реализации инвестиционного проекта, ограниченные ресурсы (материальные, финансовые, интеллектуальные и т.д.)

Разработанная корпоративная стратегия, направленная на максимизацию рыночной стоимости, обязательно должна учитывать динамику расширения размеров компании, включая  приобретение или продажу различных видов бизнеса. Это изменяет не только размер компании, но и уровень диверсификации ее бизнеса, делая компанию более адаптивной при реагировании на изменение рыночных предпочтений потребителей. Поэтому при разработке стратегии необходимо оценить  альтернативные инвестиционные проекты и выбрать из них тот, который способен создать наибольшую стоимость компании. Сформированная таким образом стратегия обеспечит возможность достижения конкурентных преимуществ на рынке, которые в перспективе позволят компании осуществлять нелинейное генерирование стоимости за счет создания новых материальных и нематериальных активов, обеспечивая постоянное увеличение ее рыночной стоимости.

Реализации инвестиционного проекта должен предшествовать тщательный анализ рынка, конкурентов и имеющихся у компании и ее подразделений материальных и нематериальных активов. Важным аспектом анализа является исследование структуры капитала, который может быть использован для реализации выбранного компанией инвестиционного проекта, а также стоимости каждого привлекаемого источника. Это даст возможность не только определить средневзвешенную стоимость капитала, но и выявить наиболее перспективные для компании финансовые инструменты, использование которых позволит существенно повысить эффективность проекта. Разрабатывая стратегию реализации инвестиционного проекта, необходимо также учитывать возможность активизации нематериальных факторов роста стоимости, включая возможность более эффективного использования интеллектуального потенциала трудовых ресурсов компании.

Рассмотрим практическую ситуацию принятия решения о выборе инвестиционного проекта в условиях, когда у владельцев бизнеса и управленческого персонала возникла необходимость преобразования группы контролируемых предприятий в холдинг. Это преобразование необходимо для обеспечения роста стоимости вновь образуемой холдинговой структуры.

В качестве альтернативной стратегии деятельности группы предприятий был рассмотрен инвестиционный проект по созданию совместного предприятия с привлеченным инвестиционным капиталом новых партнеров по бизнесу, а также дополнительных заемных финансовых ресурсов коммерческих банков. Результаты анализа рассчитанных динамических (дисконтированных) показателей подтвердили экономическую целесообразность выбора проекта, связанного с преобразованием группы предприятий в холдинговую структуру. О правильности такого выбора говорит и тот факт, что альтернативный проект (создание совместного предприятия) снижал влияние владельцев бизнеса и менеджмента компании на управленческие процессы и не обеспечивал расширение продуктового сегмента на рынке. Кроме того, альтернативный проект требовал привлечения более дорогого заемного капитала, значительно ограничивал движение товарных потоков вследствие необходимости своевременного погашения привлекаемого совместным предприятием кредита.

Проект, ориентированный на создание холдинговой структуры, опирался  на комплекс управленческих решений, направленных на:

-          развитие нового направления бизнеса будущего холдинга,

-          формирование конкурентных преимуществ, возникающих в результате совместной деятельности предприятий, вошедших в холдинг, как единой системы управления, объединенной общими целями и задачами,

-          создание эффективного механизма распределения ресурсов между дочерними предприятиями холдинга.

При формировании конкурентной стратегии холдинга, ориентированной на максимизацию его стоимости, была проведена тщательная диагностика стратегий всех предприятий, вошедших в холдинговую структуру. Эта диагностика охватывала анализ эффективности использования материальных, финансовых, интеллектуальных и других видов ресурсов.

Принятию управленческого решения по созданию холдинговой структуры предшествовала не только интегральная оценка эффективности деятельности предприятий, но и определение степени влияния на интегральные показатели эффективности завершающихся в настоящее время проектов, реализуемых в рамках отдельных предприятий группы. Все эти факторы учитывались при определении оптимальных условий интеграции предприятий в холдинговую структуру. Эти условия во многом диктуют целесообразность включения нового проекта в инвестиционный портфель создаваемой холдинговой компании.

Реализация нового инвестиционного проекта, направленного на создание холдинговой структуры, и ее последующее эффективное функционирование обеспечивает более высокий уровень маневренности финансовых и товарных потоков. По сравнению с другими вариантами потенциально возможных для реализации инвестиционных проектов, выбранный проект обеспечит финансовую устойчивость создаваемого холдинга и его способность своевременно отвечать по своим первоочередным финансовым обязательствам. Таким образом, в процессе функционирования холдинговая структура будет не только динамично увеличивать свою рыночную стоимость, но и обеспечивать величину чистого оборотного капитала, достаточную для нормального протекания текущей деятельности холдинга.

Принимаемый к внедрению инвестиционный проект обеспечит создаваемой холдинговой компании конкурентные преимущества на рынке. Создание нового продуктового направления при преобразовании группы предприятий в холдинг даст возможность холдинговой структуре планомерно формировать экономическую добавленную стоимость.

В рамках выбранного проекта могут возникнуть различные варианты формирования результатов и затрат. Поэтому на практике требуется выбор наилучшего варианта стратегии управления стоимостью создаваемой холдинговой компании. Для этого необходимо иметь совокупность прогнозов, на которых строится весь механизм стратегического планирования деятельности холдинговой компании. При оценке стратегии особый акцент делается на ключевые факторы роста стоимости, а также на потенциальные угрозы со стороны конкурентов и возможности компании.

Процесс формирования стоимости холдинговой структуры целесообразно рассматривать как разновидность инвестиционного проекта, реализуемого в условиях неопределенности на достаточно длительном временном интервале. На практике этот временной интервал разбивается на прогнозный период, где стоимость бизнеса рассчитывается как сумма дисконтированных чистых денежных потоков, и постпрогнозный, где стоимость бизнеса определяется как отношение чистой прибыли и ставки капитализации (нормы дисконта, рассчитанной на бесконечно большом временном интервале). Вновь создаваемая в холдинговой структуре стоимость может существовать в виде как материальных, так и нематериальных, в том числе интеллектуальных активов холдинга. Поэтому важной управленческой задачей становится создание в холдинговой структуре системы управленческого учета и бюджетирования, отражающей всю специфику деятельности структуры, созданной в результате реализации инвестиционного проекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241