Кластеры в АПК как перспективная форма организации производства

Горетов И.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (20), Август 2008

Цитировать:
Горетов И.Н. Кластеры в АПК как перспективная форма организации производства // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 55-60.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394912
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Мировой продовольственный кризис стимулирует все страны наращивать собственное сельхозпроизводство. В связи с этим остро встает проблема продовольственной безопасности. В крупных городах России импортозависимость составляет порядка 70%, в то время как безопасный уровень составляет 20%. Приемлемым уровнем постепенного снижения импортозависимости считается рост собственного производства на 2-3% в год.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, импортозависимость



Мировой продовольственный кризис стимулирует все страны наращивать собственное сельхозпроизводство. В связи с этим остро встает проблема продовольственной безопасности. В крупных городах России импортозависимость составляет порядка 70%, в то время как безопасный уровень составляет 20%. Приемлемым уровнем постепенного снижения импортозависимости считается рост собственного производства на 2-3% в год [2].

Если правильно инвестировать в сельское хозяйство, можно получить высокоэффективное и высокодоходное производство [1]. В мире наиболее интенсивно развиваются свиноводство и птицеводство. За последние 10 лет средние ежегодные темпы прироста в этих отраслях составили 2,6% и 3,7% соответственно. В промышленно развитых странах подавляющая часть цыплят и индюшек разводится в хозяйствах, насчитывающих от 15 тыс. до 50 тыс. голов. Аналогичный процесс концентрации производства наблюдается и в развивающихся странах, где традиционная система разведения животных и птиц заменяется новыми технологиями.

На протяжении последних лет птицеводство показало себя как наиболее успешно и динамично развивающуюся отрасль животноводства. Тенденция увеличения производства мяса птицы составляет в среднем 200-250 тыс. тонн в год.

Инвестиции в птицеводство начали активно расти, когда были введены ограничительные квоты, сократившие объемы импорта. Таким образом, российские производители смогли значительно увеличить свою долю рынка. Началась скупка и реконструкция птицефабрик, а также внедрение инновационных технологий, что в конечном итоге привело к тому, что объемы производства продукции птицеводства резко возросли. В кратчайшие сроки предприятия окупили вложенные средства и стали более рентабельны. Емкость рынка при этом продолжает расти и в настоящее время.

В настоящее время российское птицеводство успешно функционирует и способно стабилизировать и улучшить ситуацию на мясном рынке. Мировой опыт показывает, что птицеводство обладает наибольшими возможностями удовлетворять потребности населения в рациональном питании. В связи с этим правительства многих стран мира разрабатывают программы поддержки и приоритетного развития данной отрасли.

В Северной Америке основную долю яиц и мяса птицы производят Соединенные Штаты, где главным принципом организации промышленного птицеводства является вертикальная интеграция всех звеньев производственного процесса, включая комбикормовые и перерабатывающие предприятия.

Наиболее универсальная и гибкая форма интеграции сельского хозяйства - договор контрактации. В США развита производственная контрактация, в странах ЕС - по реализации продукции. Крупные птицеводческие предприятия заключают контракты с фермерами на откорм птицы. Компания обеспечивает фермера всем необходимым для успешной работы — цыплятами (молодками), комбикормами, подстилкой, горючим, ветеринарным обеспечением. Участие фермеров заключается в предоставлении помещения и обслуживании птицы. Большинство фермеров, работающих по контрактам, получают бонус (поощрительную оплату), который компенсирует им расходы.

Сегодня в Штатах 95% мяса бройлеров, 90% индюшатины и 90% товарных яиц производят по контрактам и подобной интеграции. Из стран ЕС производство яиц и мяса птицы по системе контрактов больше развито в Нидерландах (50%) и во Франции (55%). В функции фирм-интеграторов входят: материально-техническое обеспечение всех звеньев агропромышленного формирования, финансирование, контроль за выполнением фермерами, работающими по контракту, установленной технологии производства, оказание им различных услуг. Для Нидерландов характерно заключение трехсторонних контрактов - между фермерами, комбикормовыми предприятиями и упаковочными центрами. Фермер получает гарантированную плату за яйца либо определенную сумму в расчете на курицу-несушку. В Германии значительная доля бройлеров выращивается на основании устных и краткосрочных договоров на поставку и приемку птицы между фермерами или объединениями производителей и бойнями.

В том случае, когда фирма-интегратор покупает землю и организует на ней откормочные хозяйства, птицефабрики, она становится собственником всех основных звеньев процесса производства и переработки мяса, что приводит к прямому комбинированию.

Из группы факторов, влияющих на эффективность производства птицеводческой продукции, можно выделить экономические, организационно-хозяйственные, технико-технологические, социальные, природные. Наиболее взаимосвязаны первые две группы. Экономические факторы обусловлены общими макроэкономическими деформациями хозяйственного механизма и слабой ролью государства в его регулировании или в использовании нерыночных методов этого регулирования. Проявлением таких деформаций выступает ценовой диспаритет, который в сочетании с несовершенством налоговой системы и кредитно-финансового механизма порождает негативные последствия в развитии всей агропромышленной сферы.

Анализ сегодняшнего состояния агропромышленной интеграции в мясояичном подкомплексе развитых стран указывает на существование многих форм связи между сферами производства, переработки и реализации продукции, которые формировались в течение длительного периода. Организационные методы агропромышленной координации проявляются в развитии вертикальной интеграции и заключении контрактных соглашений различного рода при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности партнеров.

В целом, учитывая непрерывное углубление специализации производства в рамках отдельных предприятий отрасли, постоянное совершенствование внутрихозяйственных связей, которое характерно для американских бройлерных компаний, описанная структура организации производства мяса птицы представляется высокоэффективной.

Подобные организационные формы могли бы получить развитие в России и ее регионах, для чего необходимо создание благоприятных правовых и экономических условий, направленных на восстановление и развитие кооперативного движения.

Субконтрактные отношения малого и крупного бизнеса являются одним из наиболее важных механизмов взаимодействия и интеграции предприятий в любом кластере. В экономической литературе разных стран при описании феномена кластеров также используются термины промышленные округа, специализированные промышленные агломерации и локальные системы производства. Интерес к деятельности кластеров и инновационных систем отражает возрождение интереса экономической науки к вопросам функционирования экономики на региональном уровне и осознание значения специфических местных ресурсов в стимулировании инновационных возможностей и конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Одним из первых исследователей географической концентрации производства был классик экономической науки Альфред Маршалл [5]. Еще в 1890 году в своей работе «Принципы экономической науки» он отмечал преимущества подобной концентрации:

  • наличие общего рынка специализированной рабочей силы;
  • специализированные поставки и обслуживание;
  • быстрое распространение передовых технологий.
  • Большой интерес вызвали работы известного американского экономиста, профессора Гарвардского университета Майкла Портера, посвященные промышленным и региональным кластерам [6]. В них пристальное внимание уделяется тесной связи между нахождением в составе кластера и конкурентоспособностью определенных компаний и отраслей.

    Однако, несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории РФ получил недостаточное распространение, как по масштабу распространения, так и по практическим результатам. Сегодня в России существуют в основном потенциальные кластеры: химические – в Пермской области и Республике Татарстан, металлургические – на Урале, текстильный – в Ивановской области, транспортно-логистический и машиностроительный – в Нижегородской области. Некоторые кластеры возникли в советское время, например, автомобильный – в Самарской области, туристический – в Краснодарском крае, нефтегазовый – в Тюменской области и др. [2].

    Среди основных проблемы, препятствующих масштабному и эффективному применению кластерных технологий можно выделить следующие:

  • Недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;
  • Отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и как следствие - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;
  • Отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;
  • Недостаток подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;
  • Недостаточный уровень развития субконтрактации и аутсорсинга [4].
  • Практические наработки и опыт региональных органов исполнительной власти, территориальных торгово-промышленных палат, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства -маркетинговых центров, центров субконтрактации - могут стать практической основой кластерных проектов.

    Реализация кластерного подхода требует государственной поддержки на различных уровнях, в зависимости от значимости каждого конкретного кластерного проекта. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно органы исполнительной власти Субъектов Федерации должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

    Итак, к наиболее значимым преимуществам кластерных организационных технологий можно отнести то, что они:

  • представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частно-предпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере,
  • имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия - участника кластерного проекта,
  • обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально - экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства,
  • имеют высокий потенциал для применения при формировании особых экономических зон всех видов. В частности, формируемые в рамках кластерных проектов сети гибко специализированных малых предприятий – субконтракторов должны стать важным фактором для привлечения инвестиций в сборочные производства при формировании промышленно - производственных особых экономических зон.

  • Источники:

    1. Акильева А. Импортозамещение – новая идеология АПК / А. Акильева // Крестьянские ведомости: электр. газета. – [Электронный ресурс]. – Москва: ЗАО «Крестьянские ведомости медиа-группа», 25.06.2008. – Режим доступа к газете: http://www.AgroNews.ru.
    2. Андреева, А. Кластерная политика: самарская инициатива / А. Андреева // Бюджет: электр. науч. журн. – [Электронный ресурс]. – Москва: ИД «Бюджет», 2007. – №8. – Режим доступа к журн.: http://www.bujet.ru
    3. Андрианова, М. Всемирная курятина. IFC вошла в уставный капитал «БЭЗРК-Белгранкорма» // Коммерсантъ. – 2008, №103. – С.12
    4. Карпова, Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой / Д.П.Карпова // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет – [Электронный ресурс]. – Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. – №4 (12). – Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.
    5. Маршалл, А. Принципы экономической науки: в 3 т.: пер. с англ. / А. Маршалл. – М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993 – Ч. 2. – 309 с. – ISBN 5-01-004201-0.
    6. Портер, М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2002. – 496 с. – ISBN 5-8459-0055-7.

    Страница обновлена: 29.03.2024 в 11:11:53