Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета

Дмитриева Е.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (4), Декабрь 2012

Цитировать:
Дмитриева Е.О. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета // Экономические отношения. – 2012. – Том 2. – № 2. – С. 41-46.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289210
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ структуры доходной части федерального бюджета России в разрезе перечислений, ответственность за которые несет Федеральная таможенная служба России

Ключевые слова: федеральный бюджет, таможенные пошлины, таможенные платежи, бюджетная классификация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Особо хотелось бы остановиться на такой важной (с точки зрения обеспечения экономической безопасности национальной экономики) составляющей работы таможенных органов как администрирование доходов федерального бюджета страны.

Таможенные органы несут ответственность за перечис­ление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внеш­ней торговли. Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Россий­ской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» впервые введено понятие «администратор поступлений в бюджет». Администратор доходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ осуществляет:

- начисление и учет платежей в бюджет;

- контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;

- взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплачен­ных (взысканных) платежей в бюджет пеней и штрафов по ним [1, c. 50].

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые и иные органы государственной власти, органы управления государствен­ных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные этими органами. Таможенная служба Российской Федерации в соответствии с ее функциями является одним из админи­страторов доходов федерального бюджета. Законом о бюджете на ФТС России возложена ответственность за взимание и перечисление в федеральный бюджет в полном объеме следующих платежей:

- налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на террито­рию Российской Федерации;

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на террито­рию Российской Федерации;

- таможенные пошлины;

- таможенные сборы;

- прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;

- средства федерального бюджета от распоряжения и реализации кон­фискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу);

- средства федерального бюджета от распоряжения и реализации кон­фискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуще­ству);

- денежные взыскания (штрафы) за нарушение таможенных правил.

Федеральная таможенная служба России также имеет в своем ведении бюджетные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и феде­ральные государственные унитарные предприятия. Доходы этих учреж­дений и предприятий должны быть учтены при разработке федерального бюджета и включены в смету доходов и расходов ФТС России.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюд­жет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование посту­плений средств из соответствующего доходного источника и представляют проект поступлений на очередной финансовый год в соответствующие фи­нансовые органы.

Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран не одинакова и является одним из индикаторов всего хозяйственного меха­низма [2]. Для развивающихся стран характерны, в частности, такие особен­ности, как макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагруз­ка, зависимость от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие – повышенная доля в бюджетных доходах таможенных пошлин. В США они дают около 1 % доходной части бюджета, а основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика. В Молдавии таможен­ные платежи формируют до 70 % всех доходов государства. Для входящих во Всемирную торговую организацию развитых стран Европы доля тамо­женных платежей составляет 12–22 % доходов бюджета [1, c. 51].

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основ­ные параметры социально-экономического развития Российской Федера­ции на среднесрочную перспективу, разработанные Министерством эконо­мического развития и торговли.

При этом ФТС России использует такие исходные данные, как: объем экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа в натуральных едини­цах, в том числе в страны дальнего зарубежья и страны СНГ (из них в ре­спублики Беларусь, Украина, Казахстан, Молдавия), средние цены на эти товары раздельно для дальнего зарубежья и стран СНГ, ставки вывозной таможенной пошлины, курс доллара, объемы налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья [1, c. 52].

Таможенные пошлины и таможенные сборы составляют 98 % суммы доходов бюджета России, полученных от ВЭД. В целом же доля доходов, ответственность за перечисление которых возложены на ФТС России, со­ставляет в доходах бюджета страны более 40 %, и такая ситуация сохранится по оценкам и в перспективе.

Причем отмечается устойчивый рост перечислений ФТС в бюджет России: если в 2006 г. ФТС России перечислила в бюджет государства 2175847,8 млн руб., то в 2007 г. эта сумма составила уже 3 123 706,5 млн руб., в 2008 г. – 3 229 873,7 млн руб., в 2009 г. – 3 317 785,0 млн руб., а в соответствии с прогнозом на 2010 г. перечисления ФТС в бюджет России составят 3 490 870,1 млн руб. (табл. 1). Структура таможенных платежей показана в табл. 2 и на рис. 1.

Соотношение таможенных платежей, взысканных при импорте и экс­порте товаров, зависит от доли импорта и экспорта товаров во внешнетор­говом обороте и среднего таможенного тарифа на импортируемые и экспор­тируемые товары, величины внутренних налогов (НДС, акциз) на ввозимые товары, цен мирового рынка. Средний уровень тарифа на импортируемые товары также в свою очередь зависит от таких факторов как: структура импорта и уровень тарифа по отдельным группам товаров, страна проис­хождения товара, применение антидемпинговых, специальных, сезонных пошлин и др.

Рис. 1. Структура таможенных платежей в 2006–2010 гг., %

Рис. 2. Соотношение таможенных платежей, взысканных при импорте и экспорте товаров в 2002 и 2006–2010 гг.

Нужно отметить, что таможенные платежи при экспорте из России доминируют в общей сум­ме таможенных платежей.

Однако наблюдается тенденция к уменьшению доли таможенных платежей, взимаемых при экспорте товаров из России, в общей сумме налоговых тамо­женных платежей с 66,8 % в 2002 г. до 51 % по оценкам в 2009 г. и до 46,2 % по плану в 2010 г. (рис. 2).

Первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет занимает Центральное таможенное управление, второе – Северо-Западное и третье – Южное таможенное управление.

Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Цен­тральная энергетическая таможня, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт-Петербургская, Тюменская, Московская Южная, Подольская, Мо­сковская северная, Туапсинская таможни.

При формировании перспективного финансового плана и проекта фе­дерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации учи­тывает объемы таможенных платежей, а также поступлений от иной при­носящей доход деятельности.

Плановые задания для ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливает Правительство и утверждает Государственная Дума Российской Федерации, принимая закон о федеральном бюджете. Сумма платежей характеризует услуги таможенных органов, оказываемые государству по выполнению фискальных функций.

Задание ФТС России по перечислению таможенных платежей уста­навливается на основе сложных прогнозных расчетов величины валового внутреннего продукта и его использования на накопление и потребление, объема и структуры внешнеторгового оборота, конъюнктуры мирового рынка, цен на основные товары российского экспорта и импорта. Прави­тельство также ориентируется на политику в области косвенных налогов, таможенного тарифа, курс рубля по отношению к другим валютам, разви­тие международного экономического сотрудничества, уровень налогообло­жения граждан и организаций.

Из внешних факторов, определяющих доходы российского бюджета, следует отметить структуру экспорта, которая не может резко измениться в ближайшие годы. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобла­дать. Доля платежей от продажи сырой нефти составила в доходах бюджета в 2006 г. около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен на российскую нефть. Правительство Российской Федерации проводит по­литику, направленную в перспективе на максимальную защиту федераль­ного бюджета от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары, увеличение доли продуктов высокой степени переработки в экспорте, но это дело времени.

Расчеты, основанные на перечисленных факторах, позволяют спрогно­зировать доходы федерального бюджета по источникам финансовых ресурсов и установить плановые задания министерствам, агентствам и службам, ответственным за их выполнение.

ФТС России распределяет полученное от Правительства плановое за­дание по таможенным платежам между РТУ и таможнями центрального подчинения. В свою очередь РТУ доводят плановые задания до находящих­ся в их подчинении таможен, а последние – до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС) и таможенным сборам в целом на год и по кварталам.

В Российской Федерации имеет место высокая степень концентрации в планировании и уплате таможенных платежей. Более 80 % таможенных платежей собирается в 15 таможнях, а всего их в России более 120. На уров­не таможенных постов соотношение еще контрастнее. Подавляющую часть таможенных платежей обеспечивают 30 постов из почти 700 [1, c. 52-55].

В территориальном планировании необходимо учитывать направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторго­вого оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам внешнеэко­номической деятельности), ожидаемые изменения в нормативной базе на­числения сборов, налогов и пошлин, колебания объемов таможенных пла­тежей по месяцам года.

В планировании таможенных платежей для отдельных таможен имеют значение такие важные факторы, как используемые таможенные ре­жимы, соотношение между стоимостью ввозимых и вывозимых товаров, уровень таможенных платежей по группам товаров в сравнении со стати­стической стоимостью ввозимых и вывозимых товаров, ликвидация имею­щейся задолженности по уплате таможенных платежей, состояние контро­ля за использованием таможенных режимов в части полноты собираемости таможенных платежей.

Расчетные задания таможенному органу по взиманию и перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет могут быть установлены на основе следующих подходов. Во-первых, путем выделения групп това­ров по ТН ВЭД, дающих наиболее значительные суммы поступлений тамо­женных платежей, учета используемых таможенных режимов и перспектив изменения налоговой базы и внешнеторгового оборота по этим группам. Во-вторых, путем выделения наиболее крупных плательщиков в зоне об­служивания и рассмотрения перспектив их внешнеэкономической деятель­ности. В-третьих, на базе построения экономико-математических моделей с включением в качестве аргументов основных факторов, определяющих сумму таможенных платежей в регионе таможенного обслуживания.

При установлении плановых заданий той или иной таможне, независи­мо от избранного подхода, должны быть использованы:

- статистические данные о стоимостных и весовых объемах экспорта и импорта товаров по группам ТН ВЭД;

- статистические данные о поступлении таможенных платежей по их видам и в разрезе товарных групп ТН ВЭД;

- динамика поступлений таможенных платежей по месяцам за послед­ние три года с разбивкой по видам платежей, видам валют и участни­кам внешнеэкономической деятельности;

- краткосрочные прогнозы ожидаемого уровня инфляции, курса валют, изменений в структуре и объемах внешнеторгового оборота;

- перспективы развития экономических отношений в рамках Союзно­го государства Россия-Беларусь, углубления и расширения таможен­ных союзов (с точки зрения их влияния на поступление таможенных платежей);

- сведения о наиболее крупных участниках внешнеэкономической де­ятельности (с точки зрения уплаты таможенных платежей) с указа­нием их роли в импорте и экспорте по наиболее весомым группам товаров, используемых ими таможенных режимах, с целью анали­за их финансово-экономической стабильности и оценки перспектив внешней торговли;

- изменения в нормативной базе по начислению таможенных платежей;

- ожидаемые последствия присоеди­нения и участия России в ВТО.


Источники:

1. Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенного дела / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов; Российская таможенная академия; Владивостокский филиал. – Владивосток : ВФ РТА, 2006.
2. Дворянов С.В. Таможенные платежи: понятие и состав // Российское предпринимательство. — 2007. — № 5-2 (91). — с. 90-94. — URL: http://bgscience.ru/lib/2393/

Страница обновлена: 15.04.2024 в 19:14:32