Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»2 / 2012
DOI: 10.18334/.37336

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны

Дробот Елена Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Шлепова Кристина Олеговна, Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Role of customs authorities in ensuring an economic safety of the country - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 30

Аннотация:
В статье рассматриваются полномочия и функции таможенных органов, дается оценка роль таможенных платежей в формировании государственного бюджета, приводятся меры таможенной политики, направленные на минимизацию угроз экономической безопасности
Цитировать публикацию:
Дробот Е.В., Шлепова К.О. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. – 2012. – Том 2. – № 2. – С. 47-50. – doi: 10.18334/.37336

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Таможенные органы являются органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими исполнительно­-распорядительную деятельность.

Современные полномочия таможенных органов условно можно разделить на две большие группы:

1.            полномочия таможенных органов в сфере экономики (таможенно-тарифное регулирование, фискальные функции, а также валютный и таможенный контроль);

2.            полномочия таможенных органов по обеспечению законности, правопорядка и экономической безопасности в Российской Федерации.

Таможенные органы выполняют большой набор управленческих функций, как в области таможенного дела, так и в иных областях. В качестве положительной тенденции в процессе реформирования таможенной администрации и контексте создания Таможенного союза следует отметить, в частности, ограничение на уровне таможенного законодательства таможенного контроля только целями обеспечения полноты, и своевременности уплаты таможенных платежей, и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с действующем таможенным законодательством.

Таможенные органы обеспечивают поступательное эко­номическое развитие России в усло­виях усиливающейся интеграции национальной экономики в рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества [1].

Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности можно классифицировать сле­дующим образом: фискальная, защитная, стимулирующая, протекционистская, контрольная, правоохранительная, информационная.

Фискальная функция – это наполнение доходной части федерального бюджета осуществляется в том числе за счет взимания таможенных сборов, таможенных пошлин, налогов.

Роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета постоянно растет. В 2008 г сумма платежей, перечислен­ных ФТС России, составила 50,6 % от общей суммы доходов федерального бюджета в 2008 г. В 2011 г. Этот показатель составил уже 53 % [2].

Защитная функция состоит в том, что таможенные органы предотвращают и восполняют экономический ущерб отечественным предприятиям, нане­сённый демпинговыми продажами импортных товаров или товаров, при производстве которых зарубежному экспортёру предоставлялись государственные субсидии. В качестве инструмента защиты выступают компенсационные, специальные и антидемпинговые пошлины [2].

Стимулирующая функция. Таможенные органы стимулируют приток импортных товаров путем применения заниженных ставок пошлин. В отдельных случаях таможенные пошлины на ввоз товаров могут вообще не устанавливаться. Так, в настоящее время ставки импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, включая комплектующие и запасные части, равны нулю по многим позициям.

Протекционистская функция. Таможенные органы защищают отечественного производителя от иностранной конкуренции при по­мощи взимания высоких ставок импортных пошлин, примером является защита российского автопрома.

Контрольная функция. Таможенные органы обеспечивают соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности установ­ленных запретов и ограничений; осуществляют валютный контроль, таможенный контроль, контроль защиты прав интеллектуальной собственности.

Информационная функция состоит в том, что таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики руководству страны, уполномоченным госу­дарственным органам, в частности Совету безопасности.

Правоохранительная функция. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями тамо­женных правил. Среди преступлений в сфере таможенного дела наиболее опасным выступает контрабанда.

Таможенную безопасность можно определить как состояние защищенности на­циональных интересов государства, соблюдение которых возложено на таможен­ные администрации, дающее возможность в разных внешних и внутренних услови­ях, независимо от любых угроз, осуществить таможенное дело.

Важным направлением деятельности таможенных органов остается контроль за безопасностью ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, которые могли бы оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, окружающую среду. Безопасность товаров является составным элементом национальной безопасности Российской Федерации.

Таможенные органы обеспечивают документальный контроль в целях установления подлинности документов и правильности их оформления, а также достоверности содержащихся в них сведений.

В 2011 году одним из направлений деятельности таможенных органов являлось обеспечение мер экспортного контроля в целях защиты национальных интересов и выполнения Российской Федерацией международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения.

Структура отечественного экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции в решающей степени определялась поставками продукции военного назначения российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса. При этом основными торговыми партнерами по-прежнему являлись Индия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты.

В 2011 г. продолжалась работа по обеспечению таможенными органами защиты прав интеллектуальной собственности.

На конец 2011 года в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности содержится 2 257 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям. Из них 2 224 товарных знака, 30 объектов авторского права, 3 наименования мест происхождения товаров [3].

В рамках исполнения Соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году от 25 апреля 2008 года таможенными органами в результате проведения мероприятий по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики в 75 случаях была выявлена 31 тысяча единиц контрафактной продукции [3].

С целью своевременного предупреждения и выявления правонарушений таможенные органы регулярно проводят специальные мероприятия на основе поступающей информации о нарушении законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности.

Угрозы и вызовы экономическим интересам Российской Федерации требуют адекватного реагирования со стороны государственных институтов. Это обусловливает необходимость постоянного внимания государства к выработке эффективной таможенной политики. Для достижения нового качества государственной таможенной политики, которая непосредственно реализуется специализированным институтом государства – Федеральной таможенной службой Российской Федерации и таможенного дела в целом необходимо обеспечить реализацию комплекса государственных мер, направленных на минимизацию угроз экономической безопасности, реализация которых возможна в рамках таможенной политики.

Спектр этих мер достаточно широк. Вместе с тем все они сводятся к шести основным группам.

Первую группу составляют меры по прямому ограничению объемов импорта. К ним относятся запреты и ограничения импорта (в том числе эмбарго), лицензи­рование, абсолютное квотирование и т. п.

Во вторую группу включаются различные прямые меры снижения конкурен­тоспособности импортной продовольственной продукции на внутреннем рын­ке РФ.

В третью группу входят различные технические барьеры: требования по безо­пасности, фитосанитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, мар­кировке и составу сопроводительной документации, порядок сертификации каче­ства продуктов и подтверждения выполнения нормативных требований.

К четвертой группе относятся меры по непосредственной экономической под­держке производителей продовольствия: субсидирование, дотации, льготное кре­дитование, налоговые льготы и др.

Пятую группу составляют косвенные экономические меры снижения конку­рентоспособности импортной продукции [4].

В шестую группу входят меры по информационно-аналитической работе в сфе­ре экономической безопасности.

Указанные меры могут применяться в различных сочетаниях, дополняя и уси­ливая друг друга.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Хрусталев, Д.А. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации в контексте создания таможенного союза евразийского экономического сообщества / Д.А. Хрусталев // Вестник БИСТ. - № 4 (12), декабрь. - 2011. - С. 162 – 172.
2. Официальный сайт ФТС РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.ru/
3. Таможенная служба Российской Федерации в 2011 году. – М., 2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.ru/
4. Новожилова, М.А. Глобализация и продовольственная безопасность в современном мире / М.А. Новожилова // Вестник РТА. – 2011. - № 2. - С. 128 – 131.