Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2008

Построение инструментария управления инновационной деятельностью производственного предприятия

Аристархова Маргарита Константиновна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения Уфимского государственного авиационно-го технического университета, Россия

Порошин Юрий Георгиевич, соискатель кафедры налогов и налогообложения УГАТУ, руководитель машиностроительного предприятия, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Инновационная направленность становится сегодня приоритетным вектором развития экономики государства, что находит свое отражение и в научных исследованиях и в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Особая роль в этой связи отводится промышленности и, в частности, крупным производственным объединениям, на протяжении многих десятилетий составлявшим основу экономики. Однако, в связи со сменой экономических формаций они утратили свои позиции, а развитие инновационной деятельности, которая некогда была флагманом таких предприятий, в настоящее время затруднено из-за отсутствия действенной системы управления, способствующей эффективному внедрению последних достижений науки в производство.
Цитировать публикацию:
Аристархова М.К., Порошин Ю.Г. Построение инструментария управления инновационной деятельностью производственного предприятия // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 18-26.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инновационная направленность становится сегодня приоритетным вектором развития экономики государства, что находит свое отражение и в научных исследованиях и в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Особая роль в этой связи отводится промышленности и, в частности, крупным производственным объединениям, на протяжении многих десятилетий составлявшим основу экономики. Однако, в связи со сменой экономических формаций они утратили свои позиции, а развитие инновационной деятельности, которая некогда была флагманом таких предприятий, в настоящее время затруднено из-за отсутствия действенной системы управления, способствующей эффективному внедрению последних достижений науки в производство.

Существующий сегодня на большинстве подобных предприятий котловой метод управления не позволяет планировать и контролировать общие результаты работы в разрезе ассортиментной политики, выявлять перспективные, с точки зрения развития предприятия, направления совершенствования товара. Следовательно, первоочередная задача для крупных промышленных корпораций на сегодняшний день заключается в модернизации инструментария управления, переориентации его на стимулирование инновационной деятельности.

В этой связи наиболее целесообразным представляется переход к управлению, объект которого будут составлять инновационные продуктовые центры (Рис. 1). В отличие от традиционного проектного управления, подход к управлению ИПЦ предполагает смещение акцентов с управления процессами по достижению отдельных задач к комплексной системе управления производственным комплексом. При этом проектный менеджмент можно рассматривать как один из элементов управления ИПЦ, методики которого реализуются на оперативном уровне. Предметом управления становятся не характеристики проекта, а отношения, вкладывающиеся при реализации инновационными процессов производственного комплекса.

Инновационный продуктовый центр (ИПЦ) – обособленная совокупность подразделений, ориентированная на выполнение комплекса работ в рамках жизненного цикла товара. В целом же предприятие модернизируется в производственный комплекс, в рамках которого на основе общей стратегии реализуются продуктовые программы.

 

Рис. 1. Условия перехода к инновационным продуктовым центрам

Инновационный продуктовый центр должен сосредотачивать в себе значительно больший комплекс работ, чем простое подразделение предприятия, организованное по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу. На ИПЦ предполагается возложить полный комплекс работ в рамках закрепленного за ним товара: от проведения маркетинговых исследований до организации производства продукции и создания технологии материального обеспечения и реализации созданного продукта. Кроме того, должна быть создана комплексная система логистических взаимосвязей этапов работ, имеющих самостоятельность и крупномасштабность.

Ключевыми элементами механизма управления инновационной деятельностью производственного комплекса, как показано на Рисунке 2, являются: построение организационной структуры управления ИПЦ, формирование производственной структуры, внедрение системы контроллинга, разработка системы стимулирования инновационных процессов.

Рисунок 2 – Модель реализации элементов инструментария управления ИПЦ

Переход к управлению ИПЦ предполагает трансформацию существующей системы управления промышленным предприятием и выделение в ее рамках двух блоков (рис.3):

  1. структуры высшего менеджмента производственного комплекса, выполняющей функцию обеспечения стабильности и реализации стратегических основ управления предприятием,
  2. комбинации инновационных продуктовых центров, которая позволит оптимизировать затраты на инновационную деятельность, заинтересовать все элементы предприятия в эффективности своей работы, а также чутко реагировать на изменившиеся внутренние и внешние факторы, влияющие на инновационный продукт.

 

Рис. 3. Организационная структура производственного комплекса

Высший уровень управления производственным комплексом имеет линейную структуру управления, элементы которой выполняют свои функции в рамках стратегического управления предприятием. Каждый сектор производственного комплекса, в свою очередь, подразделяется на отделы, отвечающие за выполнение функциональных обязанностей. Эти подразделения можно разделить на две группы:

1)     формирующие состав ИПЦ,

2)     работающие на уровне всего производственного комплекса.

В первую группу входят отделы, выполняющие функции, характерные для продуктовых центров. Их сотрудники составляют структуру продуктового центра и получают двойное подчинение: в методическом плане они связаны с руководителем своего функционального подразделения, в организационном – подчиняются руководителю ИПЦ. Состав этих функциональных подразделений соответствует работам, выполняемым продуктовым центром (отделы маркетинговых исследований, рекламы, проектирования товара, сбыта, закупок, финансово-экономический, конструкторский, технологический, а также часть цехов, выполняющих работы необходимые только для конкретного продуктового центра).

В то же время, целостность функционирования всего производственного комплекса обеспечивается работой подразделений, которые не имеют связей подчинения с инновационными продуктовыми центрами (бухгалтерия, отдел НИОКР, общие производственные цеха, диспетчерская служба и др.).

На построение организационной структуры производственного комплекса также влияют и косвенные факторы внешней среды. Так, например, при неопределенности законодательной системы, в составе элементов ИПЦ необходимо выделить юридическую службу, в противном случае, наличие такого подразделения достаточно на высшем уровне управления.

После определения состава элементов ИПЦ, закрепления за ними характерных признаков, а также определения взаимосвязей внутри центра и с топ-менеджментом, формируется производственная структура, то есть совокупность производственных единиц ИПЦ, входящих в его состав и формы взаимосвязей между ними.

Центральным элементом инструментария управления инновационным продуктовым центром становится контроллинг, который на системной основе координирует производственные, технические, маркетинговые, коммерческие и экономические процессы функционирования ИПЦ. Он позволяет обеспечить выполнение взятых на себя обязательств в установленные сроки и с выполнением принятых значений показателей деятельности, то есть создает условия для повышения оперативности, что для инновационного продуктового центра является ключевым понятием.

В то же время, если в классическом понимании контроллинг выступает в качестве инструмента управления ходом производства, то в рамках ИПЦ его понимание расширяется до охвата всех стадий деятельности продуктового центра от маркетинговых исследований до процессов реализации товара (рис.4).

 

Рис. 4. Реализация процессов контроллинга деятельности ИПЦ

Построение системы контроллинга ИПЦ базируется на формировании нормативов работы его элементов, которые должны отражать как специфику деятельностьи данного элемента, так и его вклад в общую цель работы центра (рис.5).

При этом необходимо учитывать, с одной стороны вклад элемента ИПЦ в достижение целевой функции этапа деятельности продуктового центра, а с другой особенности закрепленных за этим элементом специфических функций (маркетинг, производство, сбыт и т.д.).

Рис. 5 Процесс формирования нормативов деятельности инновационного продуктового центра

Разработанные нормативы также выполняют роль контрольных показателей, определяющих размер бюджета ИПЦ и вознаграждения его элементов, определяя четвертый элемент управления ИПЦ – систему стимулирования инновационного продуктового центра.

Таким образом, представленный подход к совершенствованию системы управления производственным комплексом заключается в формировании инструментария управления, ориентированного на повышение эффективности деятельности всего предприятия за счет переключение внимания системы управления на создание и реализацию инновационного продукта в рамках продуктового центра, элементы которого заинтересованы в конечном результате своей работы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аристархова М.К., Матягина Т.В., Зуева О.К. Контроллинг как элемент оперативного управления производственным предприятием. Уфа. Изд-во: УГАТУ, 2005. – 116 с
2. Либерзон В. Управление проектами – основные понятия и методы. http://balans.ru
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочник для профессионалов. – М.: Высшая школа, 2001. – 875 с.