Интервью с главным редактором журнала "Жилищные стратегии" Гареевым И.Ф.

Гареев И.Ф.
Interview with an editor-in-chief of the “Russian Journal of Housing Research” Ilnur Gareev - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Гареев И.Ф.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

 Скачать PDF

Аннотация:
Интервью с главным редактором журнала "Жилищные стратегии" Гареевым Ильнуром Фаиловичем
Цитировать публикацию:
Гареев И.Ф. Интервью с главным редактором журнала "Жилищные стратегии" Гареевым И.Ф. // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 125-135. – doi: 10.18334/nppir.6.3.37130

Gareev, I.F. Interview with an editor-in-chief of the “Russian Journal of Housing Research” Ilnur Gareev. Scholarly Communication Review , 125-135. doi: 10.18334/nppir.6.3.37130 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




1. Как и почему возникла идея создания журнала «Жилищные стратегии»?

В 2013 году, в период, когда моя публикационная активность достигла своего пика, а сам я вошел в этап становления научных контактов, меня всё чаще стала посещать мысль о создании профильного журнала. На тот момент основным журналом, где я публиковался, было «Российское предпринимательство». День, когда я все свои задачи реализовал бы, становился ближе, но готового решения о том, как я должен стартовать, у меня не было. И вот, через год, летом 2014 года, от издательства «Креативная экономика» мне поступило предложение создать такой специализированный журнал и возглавить его. Такое совпадение я оценил своевременно, т.е. принял предложение от издательства. а вот другой вопрос – выбор названия для журнала – занял достаточного много времени. Мне не хотелось давать название под существующие области исследований и слепо копировать предметную область в название. Даже самим названием было желание сформировать новый путь для исследований по жилищной проблематике. И примерно после 4 месяцев раздумий мы выбрали итоговое название – «Жилищные стратегии».

Таким образом, можно выделить две причины создания узкопрофильного журнала: техническая и научно-практическая.

Техническая причина состоит в том, что попросту не было специализированного журнала, направленного на публикацию результатов исследований по проблематике решения жилищного вопроса.

Научно-практическая причина заключается в том, что отсутствует информационная база для систематизации знаний о решении жилищного вопроса. К примеру, о развитии арендного жилья в стране активные обсуждения длятся на протяжении как минимум десяти лет. При этом и по сей день можно видеть статьи, которые всё ещё посвящены обоснованию актуальности создания данного сегмента рынка жилой недвижимости. Или жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), потенциал которых способен значительно снизить стоимость жилья, о которых до сих пор с периодичностью раз в год на самом высоком уровне поднимают вопрос об их масштабном запуске. Безусловно, банковское лобби, видя в ЖСК альтернативу ипотеке, определяет зачаточное состояние кооперативов. Но детальная методическая проработка бизнес-модели ЖСК должна быть на качественном уровне, что будет хорошим подспорьем для их запуска в любой момент времени.

Таким образом, узкая специализация должна обеспечить опережающее и конструктивное накопление новых знаний в предметной области журнала.

2. Существовали ли аналоги или близкие по тематике журналы в России и в остальном мире на момент создания журнала? Сколько журналов по этой тематике существует сейчас?

Из отечественных журналов, в которых публикуются результаты исследований по развитию сегментов рынка жилой недвижимости можно выделить, прежде всего, «Жилищное строительство», «Экономика строительства», «Недвижимость: экономика, управление», «Жилищная экономика», «Урбанистика и рынок недвижимости». Однако эти журналы не направлены на публикацию материалов исключительно жилищной проблематики. Их области заметно шире, включая коммерческие виды недвижимости, жилищно-коммунальное хозяйство, проблемы развития городских территорий, экономику строительных организаций и т.д. Кроме того, в пример можно привести около десяти вестников профильных архитектурно-строительных и политехнических вузов Российской Федерации, в которых есть секции, посвященные экономики строительной отрасли.

Одним из отличий научных периодических изданий у нас в стране и за рубежом является то, что у нас, в силу неразвитости многих направлений исследований, преобладают многопрофильные журналы. Обзор зарубежной научной периодики показал, что журналов, направленных на обсуждение жилищных вопросов, только по предварительному подсчету, больше десяти. Это «International Journal of Housing Policy», «Housing Policy Debate», «Housing and Society», «Housing Studies», «Journal of Housing Economics», «Housing, Theory and Society», «Journal of Housing and the Built Environment», «International Journal for Housing Science and Its Applications», «International Journal of Housing Markets and Analysis», «Scandinavian Housing and Planning Research».

Такое большое количество обусловлено узкой специализацией журналов, в которых публикуются статьи по вполне конкретным вопросам, возникающим в рамках разнообразных экономических отношений при решении жилищной проблемы разных категорий граждан.

3. Чем принципиально отличается цель и тематика журнала от близких изданий?

Журнал «Жилищные стратегии» посвящен исследованиям в области формирования жилищной стратегии, обеспечивающей оптимальную структуру жилищного строительства и жилищного фонда, удовлетворяющей потребностям различных категорий граждан. Главная цель журнала – ознакомление с результатами научных исследований в области решения жилищного вопроса и дальнейшее их обсуждение.

Выпускающиеся в России журналы, преимущественно, являются мультидисциплинарными. И, даже если они специализируются на недвижимости, то рассматривают широкий перечень вопросов, которые, скажем прямо, не подчинены единой цели, как в нашем случае. Мы же ставим целью публикацию тех статей, которые отражают разработки по решению жилищного вопроса, самым рациональным способом. Например, в последние два года стало популярным строительство малогабаритных квартир-студий. Объяснение одно – из‑за снижения доходов населения и низкой доступности ипотечного кредитования вполне логично стали популярны небольшие жилые помещения. Но если посмотреть на то, кто будет жить в этих квартирах – молодежь и молодые семьи – то получается такая ситуация: наиболее демографически активная категория граждан будет вынуждена ютится в малогабаритном жилье, где думать о рождении детей не очень комфортно. Важно, чтобы молодые семьи не уперлись в этот «жилищный тупик», необходимо разработать совокупность мероприятий.

Должна осуществляться проработка взаимосвязанных вопросов улучшения жилищных условий, а не внедряться недальновидные решения, построенные на конъюнктурных течениях рынка жилой недвижимости.

Каждая статья в журнале должна быть направлена на рассмотрение всех необходимых факторов, что должно привести к наиболее рациональному варианту улучшения жилищных условий. Это значительно улучшит социальное благополучие семей, в чем мы уверены.

4. Можно ли назвать журнал самостоятельным проектом или же инструментом поддержки какой-либо другой деятельности?

По задумке, создание специализированного журнала выступало самостоятельным и самодостаточным проектом, и цель была одна – публикация результатов профильных исследований, в т.ч. в соответствии с учетом накопленного мирового опыта и принятой в мире методологией. Но уже первая работа по отбору и рецензированию поступающих публикаций показала, что поле отечественных исследований по жилищной проблематике не отличается большим разнообразием. В итоге, пришла мысль объединить членов редколлегии в коллектив исследователей, активно занимающихся постановкой передовых направлений и повышением глубины проработки традиционных областей.

Для решения поставленных задач одним из вариантов стала совместная с институтами работа по формированию концепций и предложений по развитию сегментов рынка жилой недвижимости. Актуальным видится участие во всевозможных профильных практических мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах), а также инициирование научно-практических конференций по вопросам жилищной проблематики. К примеру, ежегодно проводится Всероссийский жилищный конгресс, где в формате b2b обсуждаются вопросы отрасли.

5. На каком языке, кроме русского, выходит или планируется выпуск Вашего журнала?

В настоящее время все опубликованные статьи – на русском языке. Но, правилами предусмотрены и публикации на английском языке, выход на который последует, как только результаты исследований мы посчитаем интересными для зарубежных исследователей. а для этого нам необходимо поднять качество исследований, прежде всего, увеличить объективность, масштабность и достоверность выводов, реалистичность сформулированных предложений, в отдельных случаях – подчеркнуть новизну международного уровня.

На первом этапе будем предлагать авторам, заинтересованным в продвижении результатов своих исследований за рубежом, самостоятельно переводить свои статьи на английский язык. В дальнейшем, при финансовой возможности, редакция сможет сама обеспечить перевод статей, способных заинтересовать зарубежных исследователей. а для этого будем стараться направлять наших ученых по пути наиболее перспективных исследований. Например, учитывая то, что отечественный рынок жилой недвижимости не отличается разнообразием своей структуры, будем выявлять наиболее инвестиционно-привлекательные сегменты, что может вызвать интерес у зарубежного профессионального сообщества. Кроме того, мною в настоящее время ведется разработка системы индикаторов развития рынка арендного жилья. К текущему моменту мне пока не удалось выявить и систематизировать существующую за рубежом аналогичную методику, а потому, думается, наши разработки будут интересны и зарубежным экспертам.

Такие шаги будут полезны как для объективной оценки результатов исследований (через цитируемость), так и для установления новых контактов между разными научными школами.

6. Ваш журнал имеет бумажную и электронную версии?

Журнал выпускается в двух версиях – в электронном виде и на бумаге. Наличие электронной версии позволяет легче находить интересующие исследователей статьи и своевременно их изучать. Бумажная версия является классическим вариантом, и, наверное, уже «имиджевым» элементом, который нужен для ценителей «бумаги». Кроме того, имея на руках, а не на экране, подборку работ в одном выпуске можно с «высоты рабочего стола» комплексно взглянуть на собранные материалы и критически их оценить.

Важнейшим достижением бумажной версии журнала является возможность включения сопроводительного письма в состав авторских экземпляров, как это делается сейчас в журнале «Российское предпринимательство». Нам еще предстоит поработать над содержанием текста, но то, что письмо от редакции должно стать важным атрибутом бумажной версии журнала, мы уверены. Как и уверены в том, что оно поспособствует сохранению научных контактов и активизации исследовательской деятельности наших соотечественников.

Сейчас я уже подумываю над тем, что сопроводительное письмо должно быть атрибутом не только бумажной версии журнала, а направляться автору по факту публикации (в т.ч. электронной версии). Но самое главное – это содержание сопроводительного письма. И вот тут я решил взглянуть на это с позиции автора статей, который получал эти самые сопроводительные письма вместе с авторскими экземплярами.

Сейчас я постоянно занимаюсь поиском перспективных направлений для жилищных исследований – мне это интересно и как исследователю, и как редактору, постоянно всматривающемуся в рукописи наших авторов.

Безусловно, о содержании письма, прежде всего, надо спрашивать у самих авторов. Но, думается, большинство авторов положительно отзовётся, если в сопроводительном письме будут отражены, например:

- диссертационные исследования в предметной области автора за последние годы;

- наиболее интересные исследования зарубежных ученых;

- подборка наиболее цитируемых статей отечественных авторов.

Для предоставления корректной информации большая ответственность ляжет на редакцию журнала, потребуется вовлечение электронных научных библиотек. а возможно и сами авторы диссертаций и статей (и эксперты отрасли) проявят интерес к сопровождению других исследователей.

Другими словами, институт сопроводительного письма может перерасти из технического документа в постоянное научное сопровождение авторов.

7. Что Вы назвали бы основной трудностью при создании журнала в России? Пришлось ли столкнуться с серьезными проблемами?

Собственно, при создании журнала, особых проблем мы с издательством не испытали. а вот дальнейшая работа вскрыла несколько вопросов, которые еще предстоит решить. Среди них я бы выделил следующие.

Во-первых, это наличие мультидисциплинарных журналов, которые по исторической инерции «оттягивают» на себя авторов.

Во-вторых, отсутствие у авторов заинтересованности в качественном рецензировании статей. Непонимание необходимости публикования в узкопрофильных журналах лишает авторов прохождения качественного рецензирования у профильных рецензентов, а также пребывание, как минимум, на одном уровне с другими авторами. В итоге, автор варится «в собственном соку», а реальная картина получается неполноценной.

В-третьих, непонимание авторами того, что они должны обладать узнаваемостью и профессиональной читательской аудиторией, ведь найти статью по предметной области гораздо проще в профильном издании, несмотря на наличие сегодня всевозможных электронных библиотек и больших поисковых возможностей.

Если нам удастся сформировать восприимчивость авторов к указанным форматам, мы сможем повысить качество исследований.

8. Если не секрет, сколько людей работало над организацией журнала и выпуском первого номера? Поддержка скольких людей понадобилась дополнительно?

Потребность в создании специализированного журнала была у обеих сторон: как у издательства, так и у меня, как автора статей.

С одной стороны, в журнале «Российское предпринимательство» ежегодно публиковалось от двух до шести моих статей по жилищной проблематике. Кроме того, этот журнал был востребован и среди моих коллег. С другой стороны, принятая в мировой практике узкопрофильность журналов и большое количество статей по жилищной проблематике, как я полагаю, подталкивала издательство к созданию специализированного журнала.

В результате, решение о создании журнала «Жилищные стратегии» исходило от двух сторон, при этом возникло самостоятельно, у каждого из нас по отдельности, но в один период времени.

С тех пор, в работе над журналом заинтересованы обе стороны. Издательство ведет важнейшую организационную работу, а редакция курирует научное наполнение выпусков.

Над первыми номерами активную работу вели практически все члены редколлегии журнала, они же стали авторами первых статей.

9. По каким принципам происходит формирование редакционной коллегии журнала? Собран ли сейчас основной состав экспертов и, если да, сколько времени это потребовало?

Больше половины нынешнего состава редакционной коллегии журнала составляют те, с кем я вел научную переписку еще до создания журнала. Все они проводят исследования примерно в той же области исследования, что и я. При этом, в редколлегии есть представители не только экономических знаний жилищных отношений, но и историки, архитекторы.

В дальнейшем, кое-кто из экспертов сам проявил желание войти в состав редколлегии, но в основном мы продолжили приглашать их самостоятельно, добились желания работать с нами исследователей из других стран.

По составу редакционная коллегия представлена сотрудниками вузов и научно-исследовательских учреждений. Но мы считаем обязательным присутствие экспертов из ведущих организаций отрасли, в т.ч. из институтов развития. В связи с этим, нами сейчас выстраивается стратегия работы с профессиональными участниками рынка жилой недвижимости.

Таким образом, процесс формирования состава редакционной коллегии, думается, будет сопровождать журнал всё время, т.к. происходит изменение знаний и может потребоваться новый эксперт.

10. Как организован процесс рецензирования материалов в журнале? Какое рецензирование (открытое, слепое, двойное слепое) наиболее уместно в вашем журнале?

В нашем журнале принята схема одностороннего слепого рецензирования, когда автор не знает рецензента, но рецензенту известен автор статьи и его деятельность. На первом этапе развития специализированного журнала мы решили, что для установления длительных и конструктивных отношений с авторами нам важно тесное общение с ними. И это общение предусматривает не только вынесение замечаний по присланной на рассмотрение рукописи, но и выявление и обсуждение других актуальных вопросов исследователей.

В дальнейшем, когда журнал будет известен широкому кругу исследователей и специалистов, нами предполагается переход на двойное слепое рецензирование. Но отдельным авторам (например, молодым ученым), думаю, мы продолжим оказывать дополнительные виды научной поддержки.

11. Как быстро присылаемые авторами материалы появляются в доступе на сайте? Сколько времени занимает публикация? Сколько времени, на Ваш взгляд, вообще должна занимать публикация в научном журнале в современных условиях?

Традиционно, первый этап – это получение положительного заключения редакции и рецензентов. После корректировок автором (при необходимости) статья направляется ответственному секретарю, и он добавляет данные о статье на сайт журнала (ФИО автора, название, аннотация, ключевые слова).

С одной стороны, можно подумать о том, что появление статьи в журнале должно осуществляться только после того, как по ней будут закончены все работы и она будет допущена в печать. С другой стороны, период, когда статью одобрили и она была опубликована на сайте, может длиться достаточно значительное время (особенно для автора статьи, ожидающего публичного подтверждения принятия статьи) и мы считаем, что тем самым мы ущемляем как автора, так и читателей, которые из‑за технических работ (по редактированию, корректуре и подготовке дизайна) не должны лишаться права на информацию о том, что подготовлено исследование по определенной тематике.

Что касается временных параметров выхода в свет публикации, то здесь зависит от предметной области исследований. Например, если в статье сделана заявка на серьезные достижения, то рецензенту может потребоваться подтвердить представленные в статье выводы и повторить эксперимент (исследование). Другими словами, я бы не стал заранее фиксировать временные рамки, но то, что должны соблюдаться разумные сроки – это однозначно.

В нашем журнале, когда по статье нет необходимости внесения корректировок, то информация о её публикации на сайте издательства появляется в течение 3 рабочих дней после положительного решения редакции с учетом мнений рецензентов.

12. Какие механизмы привлечения читательской аудитории вы уже использовали? Что планируете сделать в этом направлении, а чего делать не будете ни в коем случае?

Прежде чем привлекать читательскую аудиторию необходимо определиться с портретом читателя журнала. Понимание этого позволит выявить основные запросы читателей и организовать соответствующую работу по выстраиванию приоритетных направлений для исследований. Вместе с этим, редакция будет заниматься формированием новых областей знаний, которые в стране находятся в зачаточном положении.

Предварительный анализ показал, что более всего в новых знаниях о жилищной проблематике могут быть заинтересованы представители государственных (муниципальных) органов управления отраслью, эксперты институтов развития и профессиональных участников рынка, молодые учёные.

На сегодняшний день первоочередными для проработки направлениями выступают:

1) специальные выпуски журнала, которые посвящены решению конкретной задачи отрасли.

Для повышения качества исследований по какой-либо выбранной заранее тематике нами принято решение об использовании единого подхода. Для этого редколлегией журнала ведется подготовки технического задания на проведение исследования по рынку долевого строительства и арендного жилья. Предложение принять участие в исследовании данных областей рынка жилья будет направлено как членам редколлегии журнала, так и тем авторам, которые опубликовали свои статьи ранее в нашем журнале. Подобный подход позволит существенно повысить географию исследований, выявить региональную специфику. Если результаты проведенного исследования будут весомы, то, думаю, будем рассматривать вопрос о предоставлении полученных выводов органам управления и экспертам отрасли. Для актуализации полученных выводов и мониторинга планируем сделать подобные исследования постоянными.

2) размещение на сайте журнала блока с результатами исследований, которые не имеют академического характера, но позволяют получить важную информацию о состоянии отрасли.

Необходимость такой работы я объясняю тем, что сейчас на сайтах информационных агентств можно наблюдать так называемые аналитические работы, где без использования какой-либо общепринятой методики представляются на всеобщее обозрение результаты исследования их аналитической службы. В лучшем случае, они основаны лишь на официальной статистике и не отражают глубины понимания процессов, происходящих на рынке. Тем более отсутствует ретроспективный анализ и оценка динамики.

Для обоих направлений работы возможно мы сформируем официальное обращение (приглашение) присоединиться к коллективному исследованию и разместим его на сайте.

3) организация научного сопровождения авторов (что особенно важно для молодых ученых).

В настоящее время в научной электронной библиотеке (elibrary.ru) доступна система поиска интересующих работ по ключевым словам (т.е. для поиска нужного источника необходимо выйти на другой сайт). а на сайте издательства в помощь автору в пример приводятся и другие статьи по выбранной тематике (но опубликованных только в журналах издательства). Наблюдая такую ситуацию, напрашивается вывод о совместном – издательства и научной электронной библиотеки – проекте, где на сайте издательства была бы возможность получить список всех работ по интересующей тематике. Но самое главное, мне как автору, хочется видеть удобную форму для обратной связи с авторами статей (как в социальных сетях). Возможно, потребуется согласие авторов на связь с ними. Подобные средства научных коммуникаций можно использовать для получения предварительной консультации в период проведения исследования (или на этапе подготовки статьи). Уверен, что авторы статей проявят заинтересованность, т.к. это повысит их авторитет (что проявиться в немаловажном на сегодня повышении цитируемости).

Для повышения статуса данного проекта, возможно, необходимым будет ограничить доступ к возможностям только для тех, кто уже опубликовался в журналах издательства, и тем самым, подтвердил следование цели журнала и соблюдение этических правил научных коммуникаций.

13. Какие перспективы Вы видите в расширении тематики журнала, или, наоборот, в усилении его специализации?

Я являюсь сторонником узкоспециализированных журналов, а потому расширение тематики считаю нецелесообразным. Более того, структура исследований в Российской Федерации находится на достаточно низкодифференцированном уровне и на первый план должна выходить глубинная проработка каждого из разнообразных вопросов тактического и стратегического характера, а не постоянная констатация актуальности исследований и оценка влияния кризисных явлений на отрасль.

В дальнейшем, когда какие-либо конкретные вопросы наберут большую популярность у исследователей, можно будет подумать над новым, специализирующимся на еще более узком вопросе, научном журнале.

14. Как Вы считаете, может ли быть импакт-фактор в современных условиях объективным критерием значимости научного журнала? По каким критериям Вы оценили бы научный журнал, который видите в первый раз?

Импакт-фактор является общепринятым индикатором, отражающим научную значимость опубликованных в журнале статей. Среди экспертов научной периодики присутствует много критики в адрес данного индикатора, но, тем не менее, он остается практически единственным универсальным мерилом, к которому уже привыкли во всем мире.

Когда говорят о значимости научного журнала, подразумевают значимость статей, опубликованных в журнале. Но сегодня научный журнал я рассматриваю нечто большее, чем просто подборку прошедших рецензирование опубликованных статей. В условиях, когда в последние годы очень много претензий стало звучать в адрес научной школы, на мой взгляд, научные издания должны занять активную позицию именно в развитии самих исследований. Кроме привычной для журналов работы, на мой взгляд, должна быть выстроена сбалансированная система от инициации знаний до их критического обсуждения.

К примеру, актуальны активные формы передачи накопленных знаний от опытных экспертов молодым ученым. Последние должны не просто знать видных деятелей поимённо и цитировать их в своих трудах, но стремиться добиваться от них критической оценки через совместные исследовательские проекты, инициированные издательством и редакцией журнала.

Другим аспектом значимости научных статей является востребованность результатов исследований у профессионального сообщества. Зачастую можно слышать об оторванности академических исследований от потребностей отрасли. В связи с этим, исследования в том числе должны проводиться для заказчиков из реального сектора экономики, а не быть решением задач научно-образовательных организаций.

15. Как бы Вы оценили ситуацию на рынке научной и научно-образовательной периодики в России? Какие перспективы Вы бы отметили как наиболее реальные для этого рынка?

Беглый обзор научных изданий позволяет сделать о том, что сейчас значительно выросло число предложений опубликоваться в научных журналах и сборниках конференций. Писем с подобными предложениями ежедневно на почту поступают даже больше чем других спам-рассылок.

Ситуацию усугубляет слепая ориентация отечественных авторов на зарубежные журналы, когда «флаг» в виде одной из ведущих баз цитирования, чарующе манит авторов расстаться со своими деньгами. На волне подобных предложений некоторые ведущие вузы страны даже стали размещать государственные заказы на оказание услуг по размещению статей коллектива в журналах, включенных в перечень мировых баз цитирования. Данный факт никак не вяжется с ориентацией на научные исследования, а отражает лишь скорейшее желание поднять свой рейтинг.

Единственной, и самой что ни на есть реалистичной перспективой рынка научных изданий, является как раз реальная работа над востребованными исследованиями, потребность в которых чрезвычайно высока, причем у всех сторон этого процесса.

16. Какие пути по повышению качества статей Вы видите?

Как было отмечено ранее, для повышения качества статей авторами должны проводиться целевые исследования, востребованные реальным сектором экономики. Например, какое-то учреждение, организация, орган правления государством (регионом) размещает заказ на исследования, а научные школы (или специально подобранные коллективы авторов) их исполняют. Безусловно, для аккумулирования востребованных общегосударственных и хозяйственных задач требуется соответствующий портал актуальных исследований, где в непрерывном процессе шел бы процесс «выравнивания» спроса с предложением. Должен получиться аналог биржи, где заказчики могли бы подобрать себе исполнителей.

Определенной перспективой обладает организация ежегодного конкурса на лучшую научную работу (исследование, статью, диссертацию). Для этого придется собрать коллектив экспертов, материал и выработать правила отбора лучшей работы. Но даже эти процессуальные мероприятия позволят сформулировать требования к статусу «эксперта», выявить их, «взращивать» экспертов, что повысить уровень исследователей. В дальнейшем будет сформирована т.н. «карта» исследователей (научных школ), когда будем знать, кто и чем у нас в стране силён.

17. Как вы относитесь к искусственному повышению цитируемости статей? Какие методы борьбы с этим явлением необходимо предпринять?

Цитируемость автора, наряду с импакт-фактором журнала, является одним из устоявшихся индикаторов востребованности исследователей. Вместе с этим, необходимость следования всевозможным требованиям и рейтингам ведет авторов к всевозможным манипуляциям, направленным на увеличение своей цитируемости. Вместе с этим, современные научные электронные библиотеки позволяют легко вскрыть «качество» цитирований. К примеру, можно наблюдать как в статьях цитируются работы, которые, объективно, не привнесли в предметную область знаний, а серьезные работы остаются нераскрытыми и непризнанными. И вот для определения серьезности исследований и отсеивания малозначительных работ, необходима постоянная работа по «рекогносцировке», которую должны проводить редакции журналов и исследователи.

Основным инструментом все-таки должна стать экспертная оценка, которая, возможно, и отличалась бы неким субъективизмом, но позволяла бы вернуть личную ответственность экспертов за принятые решения. а всевозможные статистические методы, включая показатели библиометрии и наукометрии, несомненно, должны использоваться далее, но быть не самой оценкой, а только информационным обеспечением экспертной деятельности.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241