Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2008

Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития Российской Федерации

Дудин Михаил Николаевич, ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» Российской академии предпринимательства, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 74

Аннотация:
Переход к рыночным процессам в России привел к разукрупнению многих хозяйствующих единиц и появлению большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В развитых странах мира субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Они обеспечивают увеличение занятости, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают наукоемкие, инновационные и рисковые виды деятельности и, таким образом, способствуют экономическому росту.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Дудин М.Н. Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития Российской Федерации // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 2. – С. 25-31.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Переход к рыночным процессам в России привел к разукрупнению многих хозяйствующих единиц и появлению большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В развитых странах мира субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Они обеспечивают увеличение занятости, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают наукоемкие, инновационные и рисковые виды деятельности и, таким образом, способствуют экономическому росту.

Как известно, правительство РФ объявило о переходе экономики на инновационный путь развития. В западных странах приоритет в вопросах инноваций принадлежит именно малому бизнесу, тогда так корпорации внедряют их научные разработки в производство ‑ такое разделение труда ведет к повышению общей эффективности экономики.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие учёные, является одним из главных условий перевода функционирования хозяйства на рыночные рельсы, играет серьёзную роль в стимулировании инновационной активности в сфере малого и среднего предпринимательства. Это регулирование процессов, пронизывающих всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность предпринимателей, в конечном счёте, ориентировано на удовлетворение конкретных общественных потребностей через рыночный успех коммерциализации новшеств.

Действенным рычагом регулирования инноваций является экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок (в первую очередь, технологий двойного назначения) в страны, где их использование может нанести ущерб национальной безопасности и мирового общества.

Государству приходится регулировать инновации, так как научные знания являются не конкурентными и неотчуждаемым общественным товаром. Частный сектор не в состоянии взять на себя функции финансирования науки в полном объёме по одной простой причине – это привело бы к возрастанию издержек производства, а значит, к уменьшению прибыли.

Масштабность средств для реализации крупных инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства. Это дороги, электричество, газ, связь, и т. д.

Очевидно, что стоимость услуг и товаров на рынке естественных монополий во многом определяет эффективность инновационной деятельности, связанной с их использованием. В качестве меры стимулирования государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополиста в данной сфере.

Выход из этого замкнутого круга состоит в том, что часть непосредственных расходов принимает на себя государство. Оно, как правило, финансирует не только фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе.

Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства, которое по своей сути является просто инновацией.

Активно работая в инновационной и научной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются:

‑ увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;

‑ обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

‑ повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

‑ улучшение экологической обстановки и т.д.

Необходимость обустройства экономической жизни страны – это главный стимул для развития национальной инновационной системы на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний

Необходимость регулирования и стимулирования инновационной деятельности, с одной стороны, связана с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, обусловлена ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов.

Кроме того, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике РФ порождена кризисными тенденциями в науке, производстве и потребностью выхода из стагнации.

Рассматривая инновационную политику государства и малых инновационных предприятий, можно увидеть, что в основе здесь лежит управление изменениями с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, модификации различных сторон деятельности предприятий.

В свете перехода экономики на инновационный путь развития напрашивается вывод о целесообразности активного укрепления позиций российского малого бизнеса.

В связи с тем, что во всех развитых странах именно малый бизнес является основой среднего класса, степень развития которого предопределяет качество уровня жизни населения, то без стабильного, систематично и поступательно развивающего сектора малого бизнеса нет ни благополучного общества, ни цивилизованной государственной системы.

На инновационную политику государства и малых предприятий оказал большое влияние кризис 1998 г., который положительно способствовал повышению эффективности инновационной деятельности.

Отторжение инновационной политики предприятиями, работающими по-старому, подрывает их стабильность в мире постоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать то, что планировали на перспективу и постоянно откладывали.

Большинство из предыдущих программ развития инноваций в сфере малого предпринимательства, начиная с 1990-х годов, хоть и вели на каких-то этапах к количественному росту субъектов этого бизнеса, но не способствовали всерьез его легализации, становлению разумной, с точки зрения реальных потребностей населения, структуры. Выделим основные проблемы, с которыми сталкивается в настоящее время малый бизнес.

Так, в России на малый бизнес ложится достаточно высокое налоговое бремя. Сегодня общая налоговая нагрузка на предпринимателей составляет не менее 50-60%, поэтому многие из них уходят в «тень». Другой проблемой является доступ к финансовым ресурсам. Однако этот вопрос постепенно решается, поскольку банки в 2006 г. начали активно кредитовать малый бизнес, диверсифицируя свои кредитные портфели. Очевидно и то, что малый бизнес сталкивается с большим количеством бюрократических барьеров, в том числе на местном уровне.

Поддержка инноваций в сфере малого предпринимательства должна стать пятым национальным проектом. Лишь в этом случае чиновники и депутаты Госдумы обратят внимание на нужды данного сектора.

Развитие инноваций в сфере малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах страны и во многом зависит от отношения территориальных органов власти. В Москве в этом плане ситуация существенно лучше, чем в России в целом. Так, в столице заработали Московский венчурный фонд и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, строятся технопарки и бизнес-инкубаторы, у предпринимателей есть возможность на правах соинвестирования построить себе помещения в бизнес-центрах.

В России инновации в основном сосредоточены в малом и среднем бизнесе, в сферах обслуживания и торговли, что сильно отличается от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех отраслях экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п.

Способы решения все этих проблем достаточно очевидны: необходимо снижать налоги и устанавливать льготы для малого бизнеса, бороться со злоупотреблениями бюрократии. Важным моментом в развитии системы господдержки и регулирования малого предпринимательства должна стать более тесная интеграция малых предприятий с крупными путем внедрения различных схем их взаимодействия.

Вместе с тем, именно сейчас сложилась благоприятная обстановка для развития инноваций в сфере малого бизнеса, так как он может быть подключен к национальным проектам. Представители тридцати организаций малого и среднего бизнеса, в числе которых «ОПОРА России», «Деловая Россия», «Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства», обратились с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором просят главу государства сделать поддержку малого и среднего бизнеса новым национальным проектом. По мнению подписантов, это должен быть более значимый проект, чем «Здравоохранение» и «Образование».

Предприниматели готовы выступить со своими предложениями. За их основу может быть взята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)», разработанная общественной организацией малого бизнеса. Этот документ предусматривает необходимость принятия закона о государственной политике в отношении субъектов малого бизнеса. Идея заключается в том, что каждое министерство будет нести ответственность за развитие малого бизнеса в сфере своего управления. Координатором этой работы предполагается сделать Минэкономразвития.

Мировая практика свидетельствует: без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малый бизнес развиваться не может. Развитие инноваций в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители предпринимательских объединений.

Бизнесмены, в частности, требуют усовершенствовать законодательную и нормативную базу, создать некий федеральный орган, отвечающий за развитие малого и среднего предпринимательства, поддержать его в вопросе обеспечения производственными и земельными площадками, а также помочь материально, в том числе и за счет бюджетных средств.

Также предлагается значительно упростить бухгалтерию малых предприятий, стимулировать кредитование, облегчить доступ к приватизации недвижимого имущества, развивать бизнес-инкубаторы, в том числе и в студенческой среде. Все эти меры помогут малому бизнесу к 2010 году удвоить объем своей продукции и, возможно, удвоить ВВП.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из её целей состоит в привлечении средств, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений.

Государственная стратегия в области международной научно-технической кооперации должна быть дифференцирована по странам и регионам мира. Это позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей и открыть целый пласт нетрадиционной научно-организационной деятельности: координацию и управление финишным этапом в научно-техническом прогрессе – созданием под ключ сложных производственных систем, производящих конкурентоспособные товары или услуги, пользующиеся повышенным рыночным спросом.

В настоящее время Россия участвует в международной инновационной деятельности только как поставщик высококвалифицированных кадров, так как внутри страны нет достаточного спроса на научные разработки и отсутствует заинтересованность развивать услуги в сфере образования и воспроизводства внутренней базы. Всё это ведёт к утрате уникального интеллектуального инновационного ресурса, что является недопустимым в настоящее время.

Таким образом, в настоящее время необходимо улучшить взаимодействие органов местного самоуправления с объединениями субъектов малого предпринимательства по конкретизации деятельности последних в реализации национальных проектов. Необходимо пересмотреть концепцию государственной политики в отношении малого бизнеса, переориентировать ее на достижение целей социально-экономических реформ путем эффективного использования возможностей сектора малого предпринимательства.

Способность к инновациям в настоящее время стала одним из важнейших условий безопасности государства. Это положение имеет внутреннюю и внешнюю составляющие. Что касается международной стороны, речь здесь идёт об обеспечении научно-технологической безопасности, отсутствии мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям.

Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики, увеличивается доля наукоёмкого производства и сферы деловых услуг и уменьшается доля сельского хозяйства и добывающей промышленности.

Важность государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Семенушин И. К классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства. // Российский экономический журнал. – 2003. ‑ №11-12.
2. Овчинникова Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики. // Управление персоналом. – 2001. ‑ №7. – С. 34-39.
3. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало. // Российская Федерация сегодня. – 2004. ‑ № 7.
4. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. – М.: Дело, 2006.
5. Бычин В.Б. Персонал в управлении радикальными нововведениями в организации – М.: Информ-Знание, 1999. – 400 с.
6. Дергунов В. Развитие системы управления персоналом организации. // Бизнес. – 1999. ‑ №10-12. – C. 24-25.
7. Управление персоналом организации./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1997. – 512 с.