Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»4 / 2007

Сетевые формы организации в современных хозяйственных системах

Петропавлов Игорь Артурович, канд. экон. наук, ООО «Газкомплектимпэкс», начальник отдела по работе с прямыми договорами, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 93

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 2, 3 /2007) Основными функциями сетевых структур становятся создание нового продукта, системная интеграция и логистика, маркетинг, сбыт и обслуживание. Сетевые организации приобретают форму интеллектуального холдинга, занятого не столько непосредственным производством, сколько обслуживанием. Они широко используют аутсорсинг - передачу вспомогательных функций сторонним организациям. Современные субконтракторы обеспечивают необходимую гибкость и повышают эффективность и инновационность. При этом взаимоотношения между клиентом и поставщиком трансформируются от преимущественно двусторонних к сетевым взаимодействиям множества поставщиков и множества клиентов.
Цитировать публикацию:
Петропавлов И.А. Сетевые формы организации в современных хозяйственных системах // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 4. – С. 62-69.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Окончание. Начало в № 2, 3 /2007

Основными функциями сетевых структур становятся создание нового продукта, системная интеграция и логистика, маркетинг, сбыт и обслуживание. Сетевые организации приобретают форму интеллектуального холдинга, занятого не столько непосредственным производством, сколько обслуживанием. Они широко используют аутсорсинг - передачу вспомогательных функций сторонним организациям. Современные субконтракторы обеспечивают необходимую гибкость и повышают эффективность и инновационность. При этом взаимоотношения между клиентом и поставщиком трансформируются от преимущественно двусторонних к сетевым взаимодействиям множества поставщиков и множества клиентов.

Сетевые формы организации хозяйственных систем функционируют в различных своих проявлениях – в информационных, логистических, торговых, интеллектуальных, банковских, муниципальных и прочих сетях. Для современной экономической системы характерен опережающий рост объемов логистических услуг, который обусловлен глобализацией экономики, увеличением количества перемещаемых товаров, ужесточением требований безопасности в цепях поставок, ростом квалификации и технологического оснащения персонала.

Кроме того, логистические сети заполняют информационные, финансовые и интеллектуальные разрывы, возникающие на стыке таких основных процессов как: «производство»; «транспортировка»; «хранение» «реализация»; «интеллектуальное и финансовое обслуживание». При этом логистические услуги являются общей, востребованной для всех экономических субъектов деятельностью, связывающей их в единый процесс, экономящей затраты в цепочке создания стоимости каждого участника сети.

Современные экономические системы можно рассматривать не только с точки зрения стандартных факторов производства, но также с точки зрения трансакционных издержек. Иными словами, там, где трансакционные издержки велики, остаются нерыночные иерархические системы. Всегда идет сравнение издержек: или производить на рыночной основе (а рынок несколько дороже, так как предполагает наличие соответствующих институтов), или же на основе прямой координации в рамках вертикальной интеграции. Сегодня информационные сети существенно снижают издержки трансакций, делая более доступной систему рыночной экономики [1].

Отдельные виды деятельности могут быть переданы другим компаниям, специализирующимся, например, на маркетинговых исследованиях, обеспечении сырьем и материалами, составлении бухгалтерской отчетности, подборе кадров и повышении их квалификации, послепродажном обслуживании продукции. В целом организация может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации, на собственных уникальных процессах. Уникальными для компании являются те области, которые могут заключать в себе ее конкурентные преимущества, и часто к ним можно отнести научно-технические разработки и производственный процесс.

Оболочечная компания - это компания, которая часть бизнес-функций, прежде всего, собственно производство продукции передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредоточивается на трансакционной составляющей бизнеса. Она определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать. В оболочечных корпорациях непосредственно производство отсутствует; оно передается другим организациям на условиях субподряда, а внутри корпорации остаются центральные для любого бизнеса функции: стратегическое планирование, управление финансовыми потоками, маркетинг и частично НИОКР.

В условиях сетевой модели вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения переносятся на владельцев долей капитала, оборудования и отдельных сотрудников. Преимущества организаций такого типа достаточно значительны. Среди них:

- адаптивность компаний к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

- концентрация деятельности на приоритетных областях специализации;

- существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;

- низкий уровень занятости;

- привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Эффективность сетевых компаний гарантируется низким уровнем и рациональной структурой издержек. Сети исключают дублирование использования рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции.

В сетевых компаниях проявляется закономерность синергетического взаимодействия элементов различного уровня, при котором подобная форма организации привносит существенный эффект в деятельность каждого элемента сети. Это проявляется:

а) в интеллектуальных сетях, позволяющих реализовать «рычаг» знаний и опыта, осуществить трансфер технологий и получить эффект от формирования соответствующих кластеров;

б) в корпоративных сетях, позволяющих сочетать гибкость каждого элемента сети с экономией на масштабе.

Основным фактором синергетического взаимодействия внутри сетей являются связи, базирующиеся на этических или ценностных ориентирах участников; высоком уровне доверия между участниками; нормах взаимных обязательств и ответственности; существовании морального сообщества, в котором предполагается доверительное поведение, понимании и соблюдении нормативов и стандартов.

В сетевых организациях возникают определенные особенности создания и перераспределения эффекта и дохода. Добавленная стоимость в этих системах создается преимущественно за счет интеллектуального труда высококвалифицированных кадров, способных формировать новые типы организации экономических отношений при расширении масштабов производства и сбыта продукции, а также новые формы использования капитала. Периферийные участники получают лишь небольшую часть дохода, несопоставимую с величиной эффекта, достигаемого за счет масштаба и синергетических свойств сетевой формы организации экономики. При этом фактор иерархических отношений уступает место фактору положения субъекта хозяйствования в системе сетевых связей. В сетевой форме организации экономики эффективность определяется качеством ее связей и конкурентоспособностью узлов с присущими им структурами управления и высоко квалифицированным персоналом.

Для сетевых структур типична зависимость, как от рынка, так и от ресурсов. Особенно возрастает ресурсная зависимость в связи с тем, что сетевые компании наряду с собственными мощностями и персоналом используют на договорных условиях необходимые здания, транспортные средства, компьютерную технику и персонал других предприятий. Тем самым компании попадают в полную зависимость от внешних факторов. В сетевых компаниях невозможно использование традиционных отношений в сфере занятости рабочей силы. Трудовые отношения в таких компаниях устанавливаются на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении персонала компаниями, договоров со специалистами свободных профессий.

Развитие сетевых организаций изменяет суть современного производства. Основным содержанием современного производства становится добровольное творческое участие персонала (и не только персонала, но и всех контрагентов) в процессе постоянного совершенствования сетевой совместной работы. Меняется не только производство, но и менеджмент: на место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерархией, жестким разделением функций и ответственности приходит так называемая адхократия, характеризующаяся малыми командами, управлением на основе участия, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности.

Новые условия требуют создания новых сетевых программно-целевых структур управления координационного типа, которые позволят предприятиям быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка. Важнейшей особенностью здесь должна стать ориентация предприятия на расширение горизонтальных связей, способствующих преодолению барьеров между подразделениями и являющихся необходимым условием для быстрого приспособления к изменениям внешней среды. Это требует относительной самостоятельности маркетинговых и сервисных служб, выделения производственных подразделений в самостоятельные единицы предпринимательского типа. В рамках новых структур целесообразно создавать возможности для каждого работника действовать с полной отдачей и на основе собственной инициативы.

В последние годы в России происходят революционные процессы в сфере распределения потребительских товаров, через сетевые формы организации хозяйствующих субъектов, вызванные глобализацией и изменением поведения и предпочтений покупателей. Можно выделить следующие стратегические тенденции изменений:

- глобализация розничной торговли;

- учет местных особенностей спроса и формирования предложения;

- создание новых форматов магазинов;

- полярность направлений развития розничных предприятий;

- необходимость четкого позиционирования торговых структур;

- разработка частных торговых и сервисных марок;

- влияние информационных технологий на развитие торговли и рост электронной торговли.

Основной тенденцией развития торговли является стремительный рост сетевых форм организации магазинов, укрупнение розничной торговли, увеличением доли покупателей крупных торговых комплексов, сохранение позиций универсамов и специализированных магазинов, на фоне существенной потери покупателей рынками и маленькими магазинами самообслуживания. Потребитель все в большей мере стремится к комфорту при совершении покупки, к хорошему сервису, гарантированному качеству товаров, которые могут обеспечить сетевые структуры.

Сетевые формы организации хозяйственной деятельности присущи и территориям. Взаимодействие экономических субъектов и объектов (хозяйствующих агентов) опосредуются некоторой упорядоченной системой экономических взаимосвязей, образующих сеть. Сеть может способствовать развитию устойчивых территориальных образований, так как имеет потенциал, задействующий определенное число интересов объектов. Следовательно, такая форма как сетевые структуры – не эпизод и не случайность в практике организации региональной экономической системы [2].

Формально региональные и муниципальные сети представляют собой узлы или звенья (субъекты и объекты) и связи между ними, определяющие некоторые правила работы этих узлов или звеньев на рассматриваемой территории. Экономически это можно интерпретировать следующим образом: узлы в сети – это предприятия, а связи – это взаимодействие между предприятиями, которое может быть финансовым, материальным, ресурсным, социальным. Визуально сеть можно представить в виде «паутины», имеющей в различных местах территории разную плотность.

Там, где плотность выше, образуются хозяйственные интеграции различного вида:

- «жесткие» (холдинги, концерны, конгломераты);

 «мягкие» (региональные и муниципальные хозяйственные комплексы, ассоциации, союзы, альянсы);

 «средние» (к ним относятся ФПГ, деловые группы).

При этом связи могут разрываться и образовываться новые, преодолевая инерцию натяжения прежних связей. Динамика определяется законами рынка, и в частности, одним из них – где больше прибыли на вложенный капитал, в сети происходит сгущение и интеграция, а там, где нет эффекта, происходит разряжение. Таким образом, сеть представляется «живой», динамичной «паутиной». В одних местах связи прекращаются, в других образуются новые и там, где когда-то было разряжение, может образоваться сгущение, то есть происходит интеграция хозяйственных единиц (экономических агентов).

Региональная (муниципальная) сеть – это преимущественно «мягкая» интеграция предприятий на территории. Она основана как на формальных связях, закрепленных совместной или перекрестной собственностью и ресурсно-сырьевой базой, так и на неформальных отношениях. Понятие региональной или муниципальной сети отражает всеобщий феномен, состоящий в том, что взаимосвязи всех экономических субъектов являются естественной составляющей экономического и социального окружения и представляют собой активно развивающуюся форму как рыночного, так и нерыночного взаимодействия, образующего сеть. Эта форма существует наряду с другими организационными формами и представляет особый механизм координации.

В целом можно сделать вывод о том, что экономика России имеет значительные возможности развития сетевых форм организации экономики. Эти возможности обусловлены высоким образовательным потенциалом и развитой материальной базой национальной инновационной системы. В то же время тормозом развития сетевой организации экономики являются низкая эффективность государственного управления, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241