Новая экономика и ее влияние на развитие экономических процессов в России

Стрелец И.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (1), Январь 2007

Цитировать:
Стрелец И.А. Новая экономика и ее влияние на развитие экономических процессов в России // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 57-63.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959297
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня чрезвычайно много пишут и говорят о влиянии информационных технологий на социально-экономическое развитие, а также о новой экономике как отражении этих процессов. Нам бы хотелось обратить внимание на те особенности, которые присущи экономическим процессам в связи с распространением информационных технологий и на те возможности, которые возникают под их влиянием для разных стран и регионов, в том числе для России.

Ключевые слова: информационные технологии, электронная коммерция, электронная торговля, новая экономика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня чрезвычайно много пишут и говорят о влиянии информационных технологий на социально-экономическое развитие, а также о новой экономике как отражении этих процессов. Нам бы хотелось обратить внимание на те особенности, которые присущи экономическим процессам в связи с распространением информационных технологий и на те возможности, которые возникают под их влиянием для разных стран и регионов, в том числе для России.

Термин «новая экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях. Во-первых, это та часть экономики, которая состоит из высокотехнологичных отраслей. Несмотря на некоторые различия в отношении того, какие именно отрасли включать или не включать в состав информационных, в первом своем значении новая экономика определяется как совокупность отраслей, отличающихся высокотехнологичными элементами в противоположность «старой» экономике.

Однако рассматриваемый термин употребляется и в ином, во втором значении – это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению отдельных макроэкономических параметров. Далее мы предполагаем в большей степени опираться именно на второе определение новой экономики, ибо оно гораздо сильнее подчеркивает особенности современного экономического развития.

Помимо прямого участия в создании валового внутреннего продукта (ВВП), информационные технологии увеличивают степень использования ресурсов, что отражается в ускорении роста производительности, что, в свою очередь, способствует росту ВВП. Исследования, проведенные по этому вопросу ЮНКТАД [1], свидетельствуют о том, что потенциальное влияние электронных способов обмена на ВВП через улучшение использования ресурсов составляет в развитых индустриальных странах 1%, а в развивающихся странах – 0,3% [1].

Информационные технологии способствуют повышению эффективности практически во всех экономических секторах: Интернет дает возможность находить наиболее выгодную цену на товар или услугу, снижает трансакционные издержки коммуникаций между потенциальными партнерами, устраняет излишние барьеры на пути новых участников рынков.

По подсчетам инвестиционной компании Goldman Sachs, как следует из отчета компании, экономия издержек в результате осуществления электронной коммерции может составить от 2 до 40% в зависимости от отрасли [2].

В целом потенциальные возможности экономии издержек в сегменте В2В [2] возрастают в тех странах и на тех рынках, где длиннее цепь поставок, поскольку технологии позволяют фирмам сокращать количество посредников при заключении контрактов. Эффект экономии издержек возрастает во времени, так как он усиливается эффектом масштаба производства. В менеджменте возникает понятие стратегического управления ликвидностью, цель которого заключается в сокращении трансакционных издержек; эти вопросы подробно рассматриваются в специальных работах Я. Домовитца, Д. Глена и А. Мадхэйвена [3].

Несмотря на быстрый рост продаж по линии В2С [3], они пока еще составляют незначительную долю от общего объема трансакций. Наиболее популярные товары на этом сегмента онлайнового рынка: книги, музыкальные диски и кассеты, видеофильмы, компьютерные программы, бытовая техника, – занимают около 25% оборота. Распространяется торговля дамскими украшениями, аксессуарами, косметикой, игрушками.

Онлайновая торговля позволяет экономить административные издержки, вытесняя лишних посредников, снижает избыточные товарно-материальные запасы. Именно на это обращает внимание в своей знаменитой работе «Новые правила для новой экономики» («New Rules for the New Economy») американский экономист К. Келли: «…коммуникации, которые, в конце концов, и являются тем, что мы понимаем под цифровыми технологиями и средствами связи, – это не просто сектор экономики. Коммуникации – это сама экономика» [4].

Среди отраслей новой экономики особый вклад в рост производительности внесли электронное и высокотехнологичное оборудование, а среди них – производство проводников и полупроводников. Полупроводниковую отрасль американский экономист Д. Йоргенсон называет фундаментом, на основе которого произошло возрождение экономического роста в США в конце 1990-х гг., поскольку полупроводники используются для производства телекоммуникационного оборудования, компьютеров и многих других высокотехнологичных видов продукции [5].

Новая экономика определенно демонстрирует новое качество экономического роста и открывает новые экономические возможности. Однако, скорее всего, ошибаются и фанатики идеи новой экономики, трактующие буквально все изменения в обществе и экономике через призму данного феномена, и яростные противники этой идеи, считающие информационную революцию всего лишь очередным биржевым бумом.

Выгоды для общего экономического развития от внедрения Интернета весьма существенны и будут, по всей вероятности, еще более значимы. Но, тем не менее, выгоды отдельных компаний от участия в сетевом рынке оказались ниже предполагаемых, сетевая экономика пока не продемонстрировала таких долгосрочных стратегий, которые имеет «старая» экономика, и во многом продвигается на ощупь. Анонимность, свойственная сетевой экономике (виртуальные банки, средства массовой информации и т.д.) на сегодняшний день не позволяют осуществлять нормальный контроль над ее функционированием. Но инвестиции в интерактивные технологии и инфраструктуру растут, и можно с определенной уверенностью утверждать, что в глобальном отношении мир уже встал на путь, предлагаемый новой экономикой.

Россия в период глобализации мировой экономики находится в достаточно сложном и двойственном положении. Она оказывается в значительной степени исключенной из мирового информационного пространства. А конкурентоспособность той или иной страны в условиях глобализации мировой экономики зависит сегодня от возможности использовать Интернет-технологии, от быстроты перехода от традиционной экономике к новой, от их наиболее удачного сочетания и взаимодействия.

Среди основных проблем, которые тормозят развитие сетевой торговли в России, можно выделить:

– небольшое количество пользователей;

– нерентабельность многих проектов;

– угрозу безопасности информации в Интернете и сетевым платежам;

– проблему удобной доставки товара;

– слабое распространение безналичных форм расчетов в отношении физических лиц и т. д.

Не надо забывать, что российскому потребителю в целом присущ иной тип поведения, который не располагает к покупкам товаров без их предварительного непосредственного осмотра. Наиболее популярными товарами в российских Интернет-магазинах пока остаются книги, видео, CD, DVD, компьютеры и компьютерные принадлежности, продукты, товары бытового назначения.

Что касается сегмента В2В, то здесь также есть ряд препятствий для его развития.

Во-первых, для успешного осуществления электронной коммерции нужны электронные предприятия, а степень автоматизации бизнес-процессов у российских предприятий остается еще пока на достаточно низком уровне.

Во-вторых, электронной коммерцией могут заинтересоваться только те промышленные предприятия, которым важна возможность расширить круг клиентов или выбирать поставщиков, но поиск контрагентов в российских условиях ограничен монополизацией производства и рисковым характером российской экономики, когда существует высокая степень недоверия к потенциальному контрагенту на рынке.

В-третьих, электронный бизнес эффективнее, когда он осуществляется на базе электронной торговой площадки, то есть на основе биржевых традиций, которые слабо развиты в условиях России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что электронная коммерция в сегменте В2В выгодна в России в таких отраслях, где развита конкуренция, высока степень стандартизации продукции (условие биржевой торговли), существуют приемлемые финансовые условия. Это металлургия, фармацевтика и машиностроение.

Металлургия отличается высокой степенью конкуренции при развивающемся рынке и высоком уровне информационных технологий, для фармацевтической отрасли свойственны крупные и активные дистрибьюторские сети и стандартизированная продукция. Машиностроение ‑ это отрасль, где присутствует большое количество поставщиков и покупателей, значительные финансовые средства и высокая динамика роста.

Такие возможности обусловили тягу указанных отраслей к электронным способам ведения коммерческой деятельности. Однако большинство лидеров российской промышленности пока еще слабо участвуют в электронной коммерции.

.Обращаясь к российской действительности и возможным перспективам использования в существующих условиях современных информационных технологий, следует помнить о сложной экономической ситуации в России вообще и проблемах в инновационной сфере, в частности.

Обращаясь к российской действительности и возможным перспективам использования в существующих условиях современных информационных технологий, следует помнить о сложной экономической ситуации в России вообще и проблемах в инновационной сфере, в частности. Одной из причин возникновения технологического и экономического застоя в современных российских условиях является невосприимчивость экономики к инновациям, обусловленная низкой долей реальных ассигнований на науку (за 1988-1997 гг. они снизились почти в 5раз) [6].

Для сравнения: доля расходов на образование в бюджете США, который превосходит российский бюджет приблизительно в 20 раз, превышает российский показатель в 2,5 раза, с 1985 г. по 1997 г. в России из научной сферы ушли 2,4 млн. человек [7]. Падает рейтинг страны по способности к инновационной деятельности, а, следовательно, низка конкурентоспособность страны (Россия занимает последние места по рейтингу конкурентоспособности, разрабатываемому Всемирным экономическим форумом – ВЭФ).

Каковы должны быть действия России для включения в глобальное информационное пространство на максимально выгодных для нее условиях?

Разные российские фирмы, организующие свою деятельность в сфере новых информационных технологий, могут использовать и уже используют разные модели ведения бизнеса, и вопрос о том, какая из них станет преобладающей, остается пока открытым. Но какая бы модель ни была выбрана, со всей очевидностью следует сказать, что основные усилия следует направить на те сферы, которые могут оказаться технологически приоритетными: компьютерные разработки, космические исследования и т.п. И на сегодняшний момент у России есть шанс стать полноправным членом мирового глобализационного пространства, формирующегося на базе новых информационных технологий.


Источники:

1. Mann C.L. Global Electronic Commerce / C.L. Mann. – Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. – Р. 25.
2. Goldman Sachs. Annual Report. 2005.
3. Domowitz I. International Cross'listing and Order Flow Migration: Evidence From an Emerging Market / I. Domowitz, J. Glen, A. Madhaven // Journal of Finance. –
1998. – № 53. – P. 2001-2027. Domowitz I. A Taxonomy of Automated Trade Execution Systems / I. Domowitz // Journal of International Money and Finance. – 1993. – Vol. 12, No.6, December. – P. 607-631.
4. Kelly K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World / K. Kelly. – N.Y., 1998. – Р. 5.
5. Jorgenson D. W. Raising the Speed Limit: U.S. Economic Growth in the Information Age / D.W. Jorgenson, K.J. Stiroh // Brookings Papers on Economic Activity. – 2000. – № 1. – P. 4.
6. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Андрианов // МЭ и МО. – 2000. – №3. – С. 49.
7. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего развития» / В.Л. Иноземцев. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. – С. 255.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:34