Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»1 / 2007

Человеческие ресурсы в креативной экономике

Горелов Николай Афанасьевич, д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Мельников Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор кафедры «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность» МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Литун О Н, докт. экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
Английский экономист Альфред Маршалл писал: «Всякий труд имеет своей целью произвести какой-либо результат. Хотя некоторые усилия человек предпринимает ради них самих, как, например, в играх для собственного удовольствия, они не рассматриваются как труд. Поэтому труд можно определить как всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

JEL-классификация: O15

Цитировать публикацию:
Горелов Н.А., Мельников О.Н., Литун О.Н. Человеческие ресурсы в креативной экономике // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 24-32.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Английский экономист Альфред Маршалл писал: «Всякий труд имеет своей целью произвести какой-либо результат. Хотя некоторые усилия человек предпринимает ради них самих, как, например, в играх для собственного удовольствия, они не рассматриваются как труд. Поэтому труд можно определить как всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». [1]

Следует подчеркнуть, что автор выделяет не труд вообще (любую трату энергии), а труд созидательный (творческий, или креативный), приносящий обществу благоденствие. Именно труд, а не всякая работа участвует в достижении экономического роста.

Известно, что трудовая деятельность человека занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Это объясняется тем, что, во-первых, человеческие ресурсы и их трудовая деятельность являются составной частью естественных производительных сил страны, нашим богатством; во-вторых, труд является важнейшей жизнеобеспечивающей функцией человека, его потребностью; и, в-третьих, только созидательный труд, и только он может стать главным условием вывода экономики из затяжного кризиса.

Еще в 1920-е гг. академик В.И. Вернадский писал: «Вопрос о естественных производительных силах нашей страны, мне кажется, сейчас, в эпоху величайшего разорения и разрухи нашей страны, в эпоху ее обнищания, приобретает особое значение... потому что, во-первых, только правильным, быстрым и разумным использованием естественных производительных сил нашей страны мы можем выйти из тех ужасов, в каких приходится нам жить... и, во-вторых, потому что русский народ сейчас неизбежно роковым образом теряет известную часть производительных сил своей страны, отдавая их в чужие руки...» [2] Актуальность этих слов не потеряла своей силы и в наше время.

Основой развития любой экономики является непрерывное совершенствование разделения труда. Как известно, термин «экономика» означал первоначально «ведение домашнего хозяйства». Но с появлением товарного производства она приобретает особую форму общественного разделения труда, что дает основание считать ее рыночной. Именно разделение труда в единстве процессов кооперации и специализации, по сути, и означает развитие экономики от низших форм к высшим. Одновременно с этим происходит и эволюция перераспределения материальных и интеллектуальных затрат на производство экономического продукта (рис. 1).

Современное развитие высокотехнологичных предприятий неизбежно приводит к трансформации структуры и качества рабочей силы, возрастанию требований с переходом к решающей экономической роли уровня интеллектуально-креативных ресурсов работников организаций.

Рис. 1. Эволюция и перераспределение духовных и материальных затрат на удовлетворение потребностей человека на различных этапах развития экономики

Наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, услуг и др. Эта ломка выражается в частности, в совмещении профессиональных знаний, возникновении смежных профессий, формировании ведущей роли креативной (созидательной) составляющей человеческих ресурсов. Наиболее ярко это проявляется в сложном автоматизированном производстве, где подчас требуются знания из многих отраслей техники, электроники, механики, программирования и др. Одновременно происходит совмещение и относительно несложных профессий во многих сферах промышленной, финансовой деятельности, торговле и др.

Все эти процессы связаны, так или иначе, с экономией живого труда, его вытеснением непосредственно из самого производственного процесса. Данный вид труда, непосредственно включенный в производство как главная производительная сила, отходит все больше на задний план и становится вторичным по отношению к всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры, традиций и других ценностей, накопленных человечеством. В креативной экономике такой труд становится главной составляющей деятельности человека.

Всеобщий универсальный труд может проявляться двояким образом: во-первых, в труде крупных коллективов людей с разнообразными специальностями и опытом, работающих вместе, а во-вторых, в деятельности отдельных людей, использующих в своем труде в той или иной степени сумму научных, технических и культурных достижений человечества. В последнем случае классическое единство места и времени перестает быть необходимой характеристикой производственной деятельности. Ярким примером тому является распространение виртуальной занятости.

Повсеместно наблюдается также снижение доли непосредственно производственных рабочих мест при увеличении доли так называемых непроизводственных. Так, в компании General Electric (США) непосредственно в самом производстве занято 40% всей используемой рабочей силы. Остальные работники обеспечивают «производственные тылы»: сбыт, маркетинг, информационные операции, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, природоохранные мероприятия и др.

Таким образом, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве. Кажется, что капитал, использующий живой труд, утрачивает свой смысл. Это побудило ученых сформулировать теорию, утверждающую, что в результате технологических инноваций на самом деле происходит не присвоение возросшего количества неоплаченного труда, а его сбережение.

Занятость в современном производстве по своей структуре все больше приобретает форму пирамиды. Ее вершина показывает, что занятость стремится к нулю и представляет собой производственную сферу; по мере движения вниз от вершины пирамиды растет занятость в различных вспомогательных отраслях (инфрасистема, наука, образование и др.). Все эти изменения дали основания ведущим экономистам (В. Леонтьев, Дж. Нейсбит, Д. Белл и др.) пересмотреть теорию трудовой стоимости и взамен труда как главного фактора, образующего стоимость, выдвинуть на первый план знания и информацию.

Изменения качественных характеристик применяемого живого труда прямо влияют на распределение всего трудоспособного населения. Но в сознании людей существует в связи с этим ряд представлений, которые, возможно, вскоре устареют. Во-первых, антитеза «умственный труд – физический труд» будет заменена, скорее всего, на «творческий труд – стандартный («рутинный») труд». При этом последний может быть не только физическим по содержанию. Во-вторых, труд необходимо перестать рассматривать как чисто производственную деятельность. Подобная точка зрения привела к тому, что многие специалисты и обычные люди негативно относятся ко всем категориям непроизводственных должностей, которые якобы ничего не вносят в прирост национального богатства. Однако во всем мире сегодня ситуация такова, что на одно рабочее место в производственной сфере приходится три-четыре места в непроизводственной.

Постепенно формируются новые общие квалификационные требования, которые предъявляются, прежде всего, к современным профессиям, имеющим дело с наукоёмкими и информационными технологиями. К таким требованиям относятся:

– способность к критическому мышлению;

– умение оперировать информацией и знаниями;

– умение программировать, аналитически и логически мыслить (так называемая «новая грамотность»);

– способность быстро реагировать на всякое изменение ситуаций;

– понимание того, как функционируют экономические, технологические и социотехнологические системы в их взаимосвязи,

– необходимость постоянно развивать свои творческие (созидательные) возможности.

Следует заметить, что в мире сформировалась новая парадигма образования – рефлексное образование – обучение навыкам критического мышления. У нас же по-прежнему в этой области господствует информационная парадигма.

Все эти обстоятельства обусловливают тот факт, что управлять творческими интеллектуальными работниками традиционными методами невозможно. Поэтому сегодня речь идет о формировании системы инновационного управления трудом, наиболее адекватной современному этапу развития креативной экономики.

Объектом инновационного управления трудом являются человеческие ресурсы организации, а предметом – развитие творческого потенциала и инновационного поведения работников, являющих собой интеллектуально-креативный ресурс современных организаций. Следует отметить, что инновационное управление трудом, с одной стороны, наиболее характерно для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях экономики, но, с другой стороны, любая современная организация, которая хочет успешно конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные принципы и методы управления.

К их числу можно отнести переход от:

– функциональных подразделений к процессным командам;

– работ, ориентированных на решение простых задач, – к многомерным задачам;

‑ управления трудовыми ресурсами к управлению интеллектуально-креативными ресурсами;

–контроля над работниками – к наделению их полномочиями и др.

При этом теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), а также идеи реинжиниринга становятся центральными в научно-методическом обеспечении процессов инновационного управления трудом.

Важную роль в инновационном управлении призвана сыграть синектика (Synectics) – наука о мотивации творческой активности путем создания особых условий, стимулирующих выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций при решении поставленной задачи. Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решении проблем, где результатом являются научные или технические открытия (изобретения). Операторами синектики являются конкретные психологические инструменты, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс.

Россия относится к числу стран с высокоразвитым человеческим капиталом, хорошо профессионально подготовленной рабочей силой. Это было достигнуто во многом благодаря существовавшей в прошлые годы хорошо отлаженной профессиональной подготовке кадров, включающей обучение трудовым навыкам в средней школе, развитую региональную систему начального профессионально-технического образования, а также систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве.

Однако, с переходом к рыночной экономике, наступившим трансформационным спадом и фактической остановкой производства на многих предприятиях была разрушена система профессионального образования рабочих, предприятия не смогли больше инвестировать в подготовку и повышение квалификации рабочих кадров. В результате за последние годы существенно снизился профессионально-квалификационный уровень рабочих, особенно среди молодежи, упала трудовая и производственная дисциплина и др. Поэтому не случайно во всех крупных производственных катастрофах последних лет одной из главных причин случившегося, отмечаемых правительственными комиссиями, является «недостаточный учет человеческого фактора».

Анализ показывает, что недостаточная профессиональная подготовка работников является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ. Поэтому организация подготовки рабочих кадров на производстве, непрерывное повышение квалификации, развитие и тренинг персонала должны стать приоритетной задачей каждого предприятия.

Весьма перспективным в обучении персонала является коучинг, который высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия.

Коучинг – это технология, перемещающая из зоны проблемы в зоны эффективного решения; это система, которая позволяет увидеть, почувствовать новое подходы и возможности, позволяет раскрыть потенциал работника и «навести порядок» во многих областях жизни; это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Основной целью коучинга является помощь работнику в том, чтобы он самостоятельно нашел решение той или иной реальной проблемы, повысил свою эффективность.

Последнее десятилетие явственно показало, что достижение устойчивого экономического роста, развитие креативной экономики невозможно без утверждения приоритета развития человека (основой которого в любом обществе является трудовая деятельность и образование), без гармонизации социально-трудовых отношений и установления справедливого уровня трудового вознаграждения. Современные методы компенсационного менеджмента позволяют эффективно решать эти задачи.

Все это означает, что в XXI в. труд займет достойное место в экономической науке и практике. Принятие решений в области организации и оплаты труда, формировании системы социально-трудовых отношений, планировании карьеры, развития образовательного комплекса, реструктурировании предприятий, социальной политики – все эти действия будут требовать глубокого и всестороннего экономического анализа. При этом неизбежно возрастут сложность, объем информационной базы, степень вариантности в ходе этого сложного, многоступенчатого процесса, что потребует реализации новых подходов в организации подготовки специалистов.

При выработке стратегии управления в современных российских условиях, важно понять сущность кризисных явлений в экономике вообще и в социально-трудовой сфере в частности. Современный период развития обусловил резкое расширение спектра воздействующих на деятельность предприятия факторов, среди которых чаще всего преобладают факторы деструктивного плана. Изменение состояния внешней среды нередко приводит к существенной переоценке основных направлений политики предприятий в сфере труда и занятости. Однако внешнюю среду следует рассматривать не только как источник возникновения проблем и опасностей. При правильной организации управления человеческими ресурсами она является источником динамизма предприятия, его нацеленности на решение перспективных проблем. Основу соответствующих действий представляют антикризисные меры, направленные на реструктуризацию производственного аппарата, структурную перестройку.

Антикризисная политика во многом определяет успех предприятия в решении не только маркетинговых и технологических, но и экономико-трудовых проблем.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Маршалл А. Принципы политической экономии. Ч. 1 / Маршалл А. – М. : Прогресс, 1983. – С. 124-125.
2. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России / Вернадский В.И. – М. : Наука, 1988. – С. 333.