Статья опубликована в журнале «Лидерство и менеджмент»2 / 2016
DOI: 10.18334/lim.3.2.35376

Особенности эмоционального выгорания персонала организации

Шамис Виталий Александрович, доцент кафедры «Логистика», Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), г. Омск, Россия

Specifics of a Company’s Staff Burnout - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Тезисы:
► негативные последствия психического выгорания, анализ которых будет производиться в статье, имеют отражение на результатах деятельности не только отдельно взятого работника, но также и организации в целом
► выгорание чрезвычайно инфекционно и может стремительно распространяться и на других сотрудников
► главная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится самому сотруднику
► эмоциональное выгорание является ответной реакцией на продолжительные рабочие стрессовые ситуации в межличностном взаимодействии

Аннотация:
В данной статье отражаются аспекты, связанные с эмоциональным «выгоранием» персонала организации. Рассматривается понятие эмоциональное «выгорание». Выделяются факторы, способствующие возникновению этого явления у сотрудников. Были рассмотрены методики для диагностики и выявления симптомов профессионального выгорания. В статье обосновывается необходимость профилактики эмоционального «выгорания». Предложены рекомендации по профилактики эмоционального выгорания персонала.

JEL-классификация: J81, M12, M54

Цитировать публикацию:
Шамис В.А. Особенности эмоционального выгорания персонала организации // Лидерство и менеджмент. – 2016. – Том 3. – № 2. – С. 101-112. – doi: 10.18334/lim.3.2.35376

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Данной теме необходимо уделить пристальное внимание, так как негативные последствия психического выгорания, анализ которых будет производиться в статье, имеют отражение на результатах деятельности не только отдельно взятого работника, но также и организации в целом. в последние годы вопросами эмоционального выгорания занимались такие авторы и психологи как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Н.В. Гришина, Е.В. Орел, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Н.В. Самоукина, Т.В. Форманюк и др.

В литературе зарубежных стран синдром выгорания обозначается термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». в первый раз подобную терминологию дал Х. Дж. Фройденбергер (1974) [1] с целью описания деморализации, разочарования и крайней усталости, утомления, с которыми он сталкивался, когда он наблюдал за работниками психиатрических учреждений.

По мнению В.В. Бойко, «выгорание» характеризуется как сформированный человеком механизм психологической защиты в форме полного либо частичного исключения эмоций как отклик на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание является в некоторой степени функциональным стереотипом, так как оно дает возможность человеку дозировать и экономно расходовать свои имеющиеся энергетические ресурсы. Вместе с тем могут иметь место и его дисфункциональные следствия, в случае если «выгорание» негативно влияет на осуществлении человеком его профессиональной деятельности. В.В. Бойко дает характеристику различным симптомам «выгорания», таким как: эмоциональный дефицит, деперсонализации либо личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [2].

С. Маслач полагает, что синдром выгорания содержит в себе три существенные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм), а также редукцию профессиональных достижений. Синдром эмоционального выгорания можно охарактеризовать как состояние физического, эмоционального либо интеллектуального истощения человека.

Зачастую работники, имеющие синдром эмоционального выгорания, не понимают, что с ними происходит. Сотрудники организации ощущают усиливающееся внутреннее напряжение, беспокойство, а также раздражение, а в хронической форме проявляется как раздражительность в отношении того, с кем данный работник взаимодействует в процессе своей трудовой деятельности. Признаки синдрома эмоционального выгорания проявляются в том, что у работника ощущается непрерывное утомление, усталость, имеет место снижение работоспособности, присутствуют головные боли, нарушается сон, увеличивается страсть к вредным привычкам, у него появляется чувство, что его силы, возможности, а также эмоции исчерпываются. Как результат у такого работника формируется отрицательное отношение к его трудовой деятельности, а также к тем людям, с которыми ему необходимо взаимодействовать по рабочим моментам. Эмоциональное выгорание сотрудника может достигнуть стадии, когда придет абсолютное разочарование не только выполняемой им деятельностью, но и его жизнью в целом.

Как и у человека, у организаций имеются разные признаки данного явления. Согласно В.Е. Орел, они следующие [6]:

- большая текучесть персонала;

- уменьшение вовлеченности персонала впроцесс их трудовой деятельности;

- отыскивание «козла отпущения»;

- враждебный групповой процесс иприсутствие парных группировок;

- режим зависимости, который выражается как гнев наруководство, беспомощность ибезысходность;

- формирование критического мнения вотношении сотрудников;

- недостаток сотрудничества среди персонала;

- прогрессирующее снижение инициативы;

- увеличение ощущения неудовлетворенностью трудовой деятельностью.

Выгорание чрезвычайно инфекционно и может стремительно распространяться и на других сотрудников. Люди, имеющие подверженность к выгоранию, делаются циниками, негативистами и они пессимистически настроены, взаимодействуя в процессе трудовой деятельности с остальными людьми, которые находятся под влиянием подобного же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Предельная возможность того, что это может иметь место, имеется в организациях с большим уровнем стресса [1].

Надо в самом начале стараться выявить синдром эмоционального выгорания с тем чтобы избежать дальнейшего усугубления ситуации. Для того чтобы выявить синдром эмоционального выгорания применяют разные методы диагностики. В качестве объектов диагностики могут стать психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, эмоциональная и мотивационная сферы личности, социальная и профессиональная направленность. Долгое время исследование синдрома эмоционального выгорания осуществлялось по методике: MBI (Maslach Burnout Inventory) C. Maslash, S.E. Jackson. Данная методика необходима для определения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Американские психологи К. Маслач и С. Джексон охарактеризовали синдром как эмоциональное опустошение. Затем данная методика была адаптирована Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой [5]. Кроме MBI в российской психологической практике нередко применяется методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко. Такой личностный опросник предначертан с целью диагностики «синдрома эмоционального выгорания», появляющегося у человека в процессе выполнения им разнообразных видов деятельности, связанных с продолжительным влиянием ряда неблагоприятных стресс-факторов [8]. При диагностике эмоционального состояния большое внимание уделяется так называемой нервно-психической неустойчивости, которая служит следствием сразу как психического, так и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) отражает риск дезадаптации личности в ситуации стресса, или тогда, когда система эмоционального отражения действует в критических условиях, порождаемых как внешними, так и внутренними факторами. для исследования уровня нервно-психической неустойчивости предназначена методика «Прогноз». Данная методика была разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и необходима для того, чтобы первоначально выделить лиц, обладающих симптомаминервно-психической неустойчивости. Вместе с тем можно использовать и иные методики, к примеру, методику с применением эмоциональных индикаторов, сформированной Е.А. Климовым и Г.Ф. Корольковой. Данные авторы дают основания для прогноза профессиональной успешности, а также удовлетворения выбранной профессиональной деятельности, так как сигнализируют о том, совпадают или нет определенные варианты профессионального плана с тем желаемым образом, который сформировался у человека на основании существующего опыта [7].

Диагностика сотрудников на ранней стадии необходима для того, чтобы сформировать мероприятия для понижения и вероятно полной ликвидации признаков, породивших эмоциональное выгорание, что является немаловажной составляющей сохранения психического здоровья сотрудников. Существенным элементом профилактики эмоционального выгорания служит «наличие обратной связи».Отсутствие обратной связи соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к увеличению уровня эмоционального истощения и уменьшая профессиональную самоэффективность [4, 9, 10]. В качестве мер профилактики эмоционального выгорания могут применяться следующие условия организации деятельности:

- сотрудник недолжен находиться продолжительный период времени один наодин симеющейся унего профессиональной либо личной проблемой, он всегда должен иметь возможность обратиться запомощью, советом кколлегам;

- немаловажна общий дружеский микроклимат поддержки ивзаимопонимания вколлективе;

- организация супервизии вкачестве метода мониторинга душевного состояния иравновесия сотрудника, длясвоевременной корректировки отношения кработе. Нужно непрерывно делиться своим опытом ипроблемами спрофессиональным сообществом;

- выгоранию мешает непрерывное понимание процесса трудовой деятельности, личного участия внем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия иконцептуализация своего опыта переживаний, связанных собщением склиентами;

- общение с профессиональным сообществом;

- разработка ивведение обучающих программ сцелью преодоления выгорания, атакже развивающих программ, которые направлены наопределение ивыявление творческих возможностей сотрудника, повышения ощущения его самоэффективности.

Но все же, главная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится самому сотруднику. Представляется разумным для осуществления профилактики эмоционального выгорания сотрудника необходимость:

- применение «технических перерывов», что нужно, чтобы обеспечить психическое ифизическое благополучие (отдых отработы);

- изучение путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического иорганизационного окружения нарабочем месте; построение «мостов» между работой идомом;

- овладение приемами релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;

- склонность дляпрофессионального развития исовершенствования (обмен профессиональной информацией запределами своего коллектива посредствам взаимодействия накурсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);

- уход отненужной конкуренции (случаются ситуации, когда ее невозможно избежать, ночрезвычайная тяга квыигрышу зарождает тревогу, делает человека агрессивным, что будет способствовать возникновению эмоционального выгорания);

- изменение установки вотношении жизни, кее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть ипереоценить свою жизнь, сделать ее более плодотворной длясебя;

- поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ оттабака, коррекция массы тела) [3, 4].

Практические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания были разработаны академиком П.И. Сидоровым. в случае если они соблюдены, то есть вероятность предупреждения появления синдрома либо уменьшения степени его выраженности. Данные рекомендации состоят в следующем:

- нужно определить иразбить краткосрочные идолгосрочные цели;

- применять тайм-ауты, которые нужны длятого, чтобы обеспечить психическое ифизическое благополучие (отдых отработы);

- овладеть умениями инавыками саморегуляции (релаксации, идеомоторными актами, установление целей ипозитивная внутренняя речь содействуют уменьшению уровня стресса, ведущего квыгоранию);

- необходимо заняться профессиональным развитием исамосовершенствованием (один изспособов защиты отэмоционального выгорания заключается вобмене профессиональной информацией спредставителями других служб, что приносит ощущение более широкого мира, нежели тот, который имеется внутри отдельного коллектива, имеются курсы повышения квалификации, конференции идр.);

- необходимо уходить отизлишней конкуренции (бывают случаи, когда ее невозможно избежать, нонеимоверное влечение квыигрышу пробуждает тревогу, делает человека враждебным, что способствует появлению синдрома эмоционального выгорания);

- вовлекаться вэмоциональное общение (когда человек подвергает анализу свои эмоции иделится ими состальными, вероятность выгорания существенно уменьшается либо данный процесс проявляется ненастолько явно);

- поддерживать хорошую физическую форму (не надо забывать, что между состоянием тела иразумом имеется тесная взаимосвязь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, снижение веса либо ожирение обостряют проявления эмоционального выгорания);

- необходимо стараться рассчитывать иобдуманно распределять свои нагрузки;

- учиться переключаться содного вида занятия надругое;

- уметь проще относится кконфликтным ситуациям впроцессе трудовой деятельности;

- нестоит пытаться быть лучшим всегда ивовсем.

Указанные меры профилактики будут способствовать росту существующих у сотрудника жизненных ресурсов.

Следовательно, эмоциональное выгорание у сотрудников можно охарактеризовать как комплекс психических волнений, которые оказывают влияние на работоспособности, физическом, а также психологическом самочувствии. Эмоциональное выгорание является ответной реакцией на продолжительные рабочие стрессовые ситуации в межличностном взаимодействии. Серьезность синдрома эмоционального выгорания по мнению психолога Г. Кривоноса состоит в том, что ему присуще изо дня в день прогрессировать. Приостановить данный процесс бывает весьма трудно. На этом фоне могут усугубляться разные хронические болезни, развиваться новые заболевания. В такие моменты старания подумать о себе, зачастую, не приносят желаемых результатов, и даже компетентная помощь врача не дает скорого облегчения. В связи с этим самым разумным будет являться предупредить появление подобного синдрома, остановить его в самом начале. Необходимо научиться реалистически осуществлять свою работу, устанавливать перед собой реальные цели, стремиться отгородить личную жизнь от работы и пытаться изменить характер и организацию своей трудовой деятельности. Необходимо дальнейшее исследование синдрома эмоционального выгорания и разработки еще более результативных методов для решения вопросов его профилактики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М., 1978.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
3. Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.
4. Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2010. – № 1. – http:// medpsy.ru
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – СПб: Питер: Питер-принт, 2005. – 336 с.
6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90–101.
7. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие. – СПб: Речь, 2004. – С. 107–110.
8. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: Учебное пособие [Электронный ресурс]. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2013.
9. Шамис В.А. Организационное поведение (практикум): Учебное пособие. Омск, 2011. – 182 c.
10. Шамис В.А., Ищак Е.Р. Организационное поведение (практикум): Учебник. Омск, 2013. – 180 c.